Тон в живописи важнее цвета.
Под тоном я подразумеваю светлоту пятна.
Неверно взятый тон вызывает у зрителя ощущение неправды, даже если оттенок цвета нужный.
Именно поэтому все живописные занятия начинаются с гризайли.
Гризайль — «бесцветная» живопись, черно-белая.
Или коричнево-белая.
Когда есть только две краски, не отвлекаешься на сложность оттенка, а концентрируешь внимание на тоне(светлоте пятна).
Натюрморт ставлю обязательно из цветных предметов, чтобы учащиеся задумывались над тоном и сравнивали что светлее, что темнее.
И сложность задания варьируется в зависимости от умений ученика.
Начинающие совсем пишут небольшой фрагмент из 3-4 предметов. На маленьком формате.
Совсем без белил(одной краской ‘впротирку’), либо добавляя белила во все смеси. Даже в самые темные.
Белила холодят оттенок, если он тёплый(коричневый, например). Соответственно, если не работать в гризайли изначально корпусно, с примесью белил повсеместно, работа пестрит тёплыми и холодными оттенками.
С теми кто уже имеет некоторую живописную сноровку, мы упорядочиваем эту теплохолодность. Тени, например, решаем сделать теплыми, а света и некоторые рефлексы холоднее.
Чтобы достичь этого сначала работаем без белил. Обозначаем разность тона прозрачностью. Особое внимание уделяли теням.
Далее добавили белила в светах и некоторых рефлексах.
В некоторой мере это отвечает традиции послойной живописи, когда тени писали тонким, полупрозрачным слоем. К светам же плотность слоя и корпусность мазка возрастали.
На фото работы учеников, выполненные в описанных техниках.
Больше материалов по теме в тг-канале https://t.me/zhivo_notes