Найти тему
Ferra.ru

Гибель Юрия Гагарина: правда и вымысел

Оглавление

Имя Юрия Алексеевича Гагарина тесно связано с мифами и загадками, касающимися его трагической гибели. Вероятно, многие из нас слышали о загадочных обстоятельствах этого события. Подобные мифы создают тайну и придают еще больший драматизм происшествию. Но важны ли эти легенды? Почему нам следует разобраться в правде о смерти Гагарина?

Юрий Гагарин — имя, ставшее символом завоевания космоса. Этот смелый космонавт в апреле 1961 года впервые в истории человечества покорил космическое пространство, облетев Землю на корабле «Восток-1». Его подвиг оставил неизгладимый след в истории и сделал его легендой.

Однако, имя Гагарина всегда было окутано мифами и загадками. Некоторые из них звучат вполне правдоподобно, иные же просто поражают своей фантастичностью. Не стала исключением и трагедия, повлекшая его смерть.

Изучение темы предоставляет нам возможность взглянуть на историю не только как на набор фактов, но и как на сложное плетение событий, человеческих судеб и роковых решений. Разгадывание мифов вокруг смерти Гагарина помогает нам понять, как формируются легенды, и насколько важно сохранять историческую правду.

   Юрий Гагарин с моделью спортивного самолета   
Юрий Абрамочкин
Юрий Гагарин с моделью спортивного самолета Юрий Абрамочкин

Первые мифы

Первые мифы о смерти Юрия Гагарина начали распространяться сразу после катастрофы, случившейся 27 марта 1968 года. Как следует из официальной версии, Гагарин погиб во время тренировочного полета на истребителе МиГ-15. Но сразу же после этой информации начали появляться различные слухи и догадки.

   Юрий Гагарин перед своим последним полётом   
Александр Моклецов
Юрий Гагарин перед своим последним полётом Александр Моклецов
Один из первых мифов связывал гибель Гагарина с долгосрочными последствиями космических полётов. Говорили, что после посадки корабля «Восток-1» , он столкнулся с серьёзными заболеваниями и проблемами со здоровьем, которые, по слухам, привели к его смерти.

Впрочем, подобное мнение находит подтверждение в заболеваниях, которые Гагарин действительно пережил после космического полёта.

Ещё одной распространенной версией было предположение, что Гагарин погиб при загадочных обстоятельствах, скрываемых правительством. Иными словами, его смерть могла бы быть даже результатом заговора. Это вызвало бурные спекуляции о том, почему правительство стремилось скрыть истинные обстоятельства гибели.

Есть и откровенно бредовые идеи: якобы Гагарин с Серёгиным перед полётом выпили по стакану водки. Это сразу же опровергается официальным расследованием — алкоголь в крови пилотов обнаружен не был.

   Юрий Гагарин в Лондоне   
Bob Dear
Юрий Гагарин в Лондоне Bob Dear

Кто-то говорил, что Гагарин повздорил с руководством СССР, и после этого власти инсценировали его смерть и запихали в психушку, сделав пластическую операцию.

Ещё утверждали, что Юрий погиб несколькими днями ранее, и виной всему «лунная гонка»: он испытывал в ходе лунной программы Л1 «Зонд-4».

А кто-то и вовсе приплетает сюда НЛО или ещё какие-то мистические события.

Впрочем, как бы красочно эти мифы не звучали, важно понимать, что они базируются на недостаточных данных, обычно и вовсе на слухах и домыслах. Расследования и экспертные оценки, проведённые в последующие годы, позволили опровергнуть большинство из них.

Официальная версия событий

Для того чтобы разобраться в мифах о смерти космонавта, необходимо вернуться к официальной версии событий. По данным расследования, 27 марта 1968 года Юрий Гагарин и его инструктор Владимир Серёгин выполняли тренировочный полет на МиГ-15.

Самолёт поднялся в воздух с военного аэродрома Чкаловский в 10 часов 19 минут. После 11 минут полёта Гагарин сообщил о завершении тренировочных манёвров и получил разрешение на возвращение на аэродром.

Через минуту после этого, летя со скоростью 700 км/час и под углом 50 градусов, самолёт столкнулся с землёй в трёх километрах от деревни Новосёлово во Владимирской области.

Государственная комиссия пришла к следующим выводам: из-за изменений в воздушной обстановке во время полёта (детали не были уточнены), экипаж совершил резкий манёвр и вошёл в штопор. Несмотря на усилия лётчиков по восстановлению горизонтального полёта, самолёт столкнулся с землей, оба члена экипажа погибли.

Также по результатам расследования было установлено, что до момента удара о землю самолёт находился в исправном состоянии. К сожалению, на борту МиГ-15 отсутствовал чёрный ящик, который помог бы выявить причины катастрофы.

В числе предположений о причинах аварии были: столкновение самолёта с шаром-зондом или птицей, разрушение фонарей кабины в полёте, а также опасное сближение с другим воздушным судном. Однако правительственная комиссия не смогла подтвердить ни одну из этих версий.

Версия Леонова и не только

В 2003 году на пресс-конференции, приуроченной к годовщине смерти Гагарина, космонавт Алексей Леонов рассказал свою версию случившегося.

По его мнению, учебный МиГ оказался в вихревом следе пролетевшего рядом сверхзвукового Су-15.

Но Леонов подчеркнул, что обещал не раскрывать имени лётчика, чьи действия, согласно его версии, привели к трагедии, повлекшей смерть обоих пилотов.

Так кто же был пилотом того Су-15? Здесь нет никакой тайны. Лётчик ЛИИ им. М.М. Громова, профессор Арсений Дмитриевич Миронов, в своем открытом письме Леонову утверждает, что 27 марта 1968 года в ЛИИ прошли полёты двух самолётов Су-15.

Первый выполнил заслуженный лётчик-испытатель Аркадий Павлович Богородский, протестировавший новый двигатель на высоте 18 000 метров.

Второй полёт совершил заслуженный лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Александр Александрович Щербаков, на высоте 14 000 метров.

Детальный анализ хронометража показал, что Богородский приземлился, когда Гагарин только начал подниматься ввысь. С другой стороны, Щербаков поднялся в воздух уже после катастрофы самолёта Юрия Алексеевича.

Таким образом, оба полёта Су-15 в принципе не могли повлиять на полёт учебного МиГ-15. Также версию Леонова опровергает заслуженный лётчик-испытатель и Герой Советского Союза Степан Анастасович Микоян.

В своих мемуарах он высказал сомнения в том, что самолёт Гагарина и Серёгина встал в штопор из-за вихревого следа другого воздушного судна. Согласно Микояну, после авиакатастрофы в ЛИИ им. М.М. Громова были проведены специальные испытания аналогичного МиГ-15 с подвесными баками. Они показали, что попадание этого самолёта в воздушную струю не приводит к потере управления и падению в штопор.

Наиболее вероятной причиной катастрофы, по его мнению, могло быть уклонение от метеорологического зонда или даже столкновение с ним. Впрочем, зонд тоже не нашли. Хотя это не значит, что его не могло быть — зонды в том районе действительно запускали.

Версию с зондом можно подтвердить следующим образом: приборы зафиксировали отрицательное изменение давления в кабине учебного МиГ-15, что могло быть вызвано разгерметизацией воздушной обстановки внутри кабины. Кроме того, на месте крушения самолёта было обнаружено всего 38% остекления фонарей кабины, что указывает на возможное разрушение этих деталей еще во время полёта.

   Истребитель УТИ МиГ-15. Мемориал на месте катастрофы   
Архив научно-технической документации
Истребитель УТИ МиГ-15. Мемориал на месте катастрофы Архив научно-технической документации

Интересна ещё гипотеза лётчика-аса Николая Кузнецова. В его книге «Правда о гибели Гагарина» (1994) он предположил, что во время полёта у Серёгина мог произойти острый сердечный приступ, который привёл к потере им сознания.

По мнению Кузнецова, потеряв сознание, инструктор мог сместиться с сиденья, случайно воздействуя на управление. В результате, самолёт мог войти в глубокую спираль, из которой Гагарину выйти не удалось.

В поддержку этой гипотезы говорит тот факт, что Гагарин провёл в пилотажной зоне всего 4-5 минут вместо обычных 15-20. Возможно, Серёгин успел доложить Гагарину о своем критическом состоянии, и Юрий Алексеевич запросил разрешение на возвращение на аэродром.

Эта версия также разъясняет, почему лётчики не применили катапультирование — в соответствии с инструкцией, первым должен был катапультироваться Серёгин. Вплоть до последних моментов Гагарин старался удержать самолёт в горизонтальном полете, но ему не хватило всего нескольких секунд и 150-200 метров высоты.

Впрочем, на сегодняшний день все эти версии так и остаются лишь версиями. Единственное, что можно сказать с полной уверенностью — Гагарин и Серегин действительно погибли в авиационной катастрофе. И это подтверждается различными фактами и документами, включая архивы.

   Одна из 14-ти берёз, которыу срубил при падении УТИ МиГ-15   
Архив научно-технической документации
Одна из 14-ти берёз, которыу срубил при падении УТИ МиГ-15 Архив научно-технической документации

Архивные фотографии

27 марта 2023 года Государственный архив научно-технической документации обнародовал фотографии с места авиакатастрофы. На опубликованных снимках можно разглядеть обломки фюзеляжа того самого МиГ-15.

Фото сделаны 28 марта 1968 года, на следующий день после катастрофы.

По словам ведущего специалиста Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД) Сергея Хисамовича Шамсутдинова в архиве имеется целая плёнка, а эти снимки — лишь ее небольшая часть.

При этом он отметил, что ещё одной причиной задержки публикации фотографий с места гибели Юрия Гагарина и Владимира Серёгина, а также официального заключения сразу после катастрофы в 1968 году, стало стремление исследователей точно установить причины произошедшего.

Но именно эта задержка с оглашением причин, а также всенародная любовь к космонавту, вызвала поток всевозможных домыслов и послужила почвой для зарождения мифов.

А что в итоге? Сейчас мы анализируем современные авиакатастрофы с огромным количеством данных, и то не всегда удаётся установить причину.

Когда же речь идет о катастрофе самолёта, в которой погибли Гагарин и Серёгин, информации очень мало. А простой читатель и вовсе мало что может сказать, исходя из опубликованных чёрно-белых фотографий искореженного фюзеляжа.

Мы можем только делать предположения и допускать самые разные варианты, но надежды найти что-то совершенно новое пока нет. И это довольно грустно.

Юрий Гагарин родился в 1934 году и всего лишь в 34 года ушёл из жизни. Это было особенно тяжело для его семьи и близких, ведь 27 марта они отмечали день рождения его отца, Алексея Ивановича Гагарина.

   Мама первого космонавта в день прощания с сыном 30 марта 1968 года   
ОММЗ им. Ю.А. Гагарина
Мама первого космонавта в день прощания с сыном 30 марта 1968 года ОММЗ им. Ю.А. Гагарина

Фрагменты тел Гагарина и Серёгина, найденные на месте катастрофы, кремировали. Урны с их прахом установили для прощания в Центральном доме Советской Армии.

В тот же день, 30 марта 1968 года, на Красной площади состоялся траурный митинг, а по всему Союзу объявили минуту молчания. После этого урны с прахом были помещены в две предварительно подготовленные ниши Кремлёвской стены.

Установление истины о смерти Гагарина важно не только с исторической точки зрения, но и из уважения к его личности. Юрий Алексеевич был не только первым космонавтом, но и символом смелости и настойчивости. Его жертва для науки и исследования космоса должна оставаться частью нашей истории, не скрываясь за домыслами и мифами.

Напоследок предлагаю прочитать письмо, которое Юрий Гагарин написал 10 апреля 1961 г. перед полетом на корабле «Восток» и которое вручили его жене Валентине Ивановне после его гибели: