ЧЕК ЛИСТ ПО ЭКВАЛИЗАЦИИ ВОКАЛА
Если вы когда-нибудь хотели иметь шпаргалку по вокальному эквалайзеру, то вам повезло!
В этой статье я расскажу об основных принципах эквализации голоса, а также дам несколько советов по ее использованию в своих интересах.
Эквалайзер - один из важнейших инструментов, который можно использовать для улучшения звучания вокала. С его помощью можно устранить проблемы с вокалом, улучшить тембр и окраску голоса.
При неправильном подходе он может испортить действительно хорошую запись. Поэтому такие руководства, как это, очень важны.
ЧЕК ЛИСТ ПО ЭКВАЛИЗАЦИИ ВОКАЛА
В качестве инженера сведения важно хорошо разбираться в инструментах, доступных в процессе редактирования.
Эквалайзер - один из таких инструментов, который можно использовать для очистки и улучшения вокальных дорожек.
Приведенная ниже шпаргалка даст вам базовое представление о том, как использовать эквалайзер для получения максимального эффекта от вокала.
Давайте перейдем непосредственно к делу.
ФОРМУЛА ТРЕХ ШАГОВ
За последние несколько лет я вывел формулу, состоящую из трех шагов, которая помогла мне в конечном итоге постоянно получать наилучшие настройки эквалайзера.
Она очень проста и исключает любые догадки или чрезмерное выравнивание любого звука в миксе.
Вот она:
СЛУШАТЬ - ОПРЕДЕЛЯТЬ - ИСПРАВЛЯТЬ
В основном, я слушаю, затем диагностирую (чтобы понять, есть ли проблемы), и, наконец, исправляю то, что не так, или улучшаю то, чего не хватает.
Таким образом, я быстрее заканчиваю сведение и, если нет никаких проблем, иду дальше.
Иногда я могу двигаться дальше, а потом обнаружить проблему после сведения других звуков, которые присутствуют в миксе.
Самая большая ошибка начинающих инженеров заключается в том, что они думают, что сразу же получат идеальные настройки.
Профессиональные инженеры знают, что они вернутся позже, чтобы исправить любые проблемы.
Любые решения, которые они принимают, обычно не являются окончательными. Это похоже на написание экзамена: вы заканчиваете работу, а затем пересматриваете каждый ответ, когда закончите.
Поэтому всегда используйте эту трехступенчатую формулу.
Если вы слушаете, но не слышите ничего плохого, не расстраивайтесь и не думайте, что вам нужно добавить EQ.
Применяйте эквалайзер только в том случае, если вы на 100% уверены, что существует проблема, которую необходимо устранить.
БУДЬТЕ СМЕЛЕЕ
При применении эквалайзера нужно быть смелым.
Это означает, что если вам нужно сделать срез или усиление на 10 дБ, то делайте это, если только это даст вам желаемый результат.
В Интернете люди придумывают нелепые правила вроде "нельзя повышать звук более чем на 3 дБ".
Если звук хорошо звучит с уменьшением на 20 дБ, то делайте это.
Возможно, этот человек записывается в действительно хороших условиях, поэтому, очевидно, любое усиление или снижение более чем на 3 дБ кажется ему нелепым.
Но большинство исполнителей записываются не в идеальных условиях.
Поэтому доверьтесь своим ушам. Если это звучит хорошо, значит, это хорошо.
ИЗБЕГАЙТЕ КНОПКУ СОЛО
При применении вокального эквалайзера старайтесь, во что бы то ни стало, избегать кнопки solo, если только вы не хотите попасть на определенную раздражающую частоту, которую вы не можете точно определить, пока все играет.
Но как только вы нашли определенную частоту, вам нужно будет делать свои движения эквалайзером, пока все играет, чтобы вы могли услышать, как она влияет на все остальные звуки в миксе.
Обычному слушателю неважно, как звучит вокал в соло, он слушает всю песню, а не отдельные звуки.
Избегание кнопки solo требует большой дисциплины, но как только вы привыкнете избегать ее, вы начнете получать гораздо лучшие результаты, поскольку начнете ставить себя на место слушателя.
СУБТРАКТИВНАЯ ЭКВАЛИЗАЦИЯ
Когда речь идет о субтрактивном эквалайзере, необходимо сосредоточиться на нежелательных частотах, которые противоречат другим звукам в миксе или затрудняют чистое звучание вокала.
Это такие частоты, как гул, бум, грязь, коробочность, резкость (сюда же относится сибилянс).
Если вокалу не хватает четкости, то проблема обычно кроется в нижних средних частотах.
Если он слишком густой и маскирует низкие частоты, то проблема, как правило, кроется в суб- или басовых частотах.
В некоторых случаях голос может звучать слишком ярко или резко, тогда это можно исправить, уменьшив область высоких средних частот.
Итак, нужно послушать, диагностировать проблему, а затем отрезать, пока не будете довольны результатом.
Вот шпаргалка по вокальному эквалайзеру, которую можно использовать в хирургических целях.
Rumble: 80Hz и ниже
Boominess: 80Hz - 200Hz
Mud: 250Hz - 500Hz
Boxiness: 350Hz - 600Hz
Honky: 900Hz - 1.5Hz
Nasal: 1.5kHz - 2.5kHz
Harshness: 3kHz - 6kHz
Теперь эта диаграмма эквалайзера поможет вам найти частотные проблемы, не прибегая к догадкам.
Вам нужно будет прочесать весь спектр, чтобы найти "сладкую точку", а затем устранить все нежелательные частоты.
Однако не стоит исправлять то, что не сломано.
Например, если вокал и так звучит слишком тонко, то в большинстве случаев, пытаясь устранить грязь, вы только усугубите ситуацию.
У вас всегда должна быть веская причина, почему вы вырезаете ту или иную частоту.
КОМПРЕССИРУЙТЕ ПЕРЕД УСИЛЕНИЕМ ЧАСТОТ
Теперь, прежде чем перейти к усилению, я настоятельно рекомендую выполнить компрессию после применения хирургического эквалайзера.
Это даст вам больше контроля и гибкости.
Если вы усилите звук, а затем примените компрессию, компрессор отреагирует на ваши усиления, понизит их и поднимет все более тихие части.
Это будет противоположно тому, чего вы хотели добиться при усилении определенных частот.
Но это лишь общее правило.
Вы должны делать то, что лучше всего подходит для песни, над которой вы сейчас работаете. При сведении музыки не существует универсального подхода.
Однако в большинстве случаев перед применением аддитивного эквалайзера лучше провести компрессию.
УСИЛЕНИЕ ЧАСТОТ
Многие начинающие инженеры с трудом справляются с субтрактивной частью эквалайзера, но аддитивная сторона обычно дается им гораздо легче.
Когда речь идет об усилении частот, самое главное - понять, чего не хватает вокалу, и затем усилить эти частоты, чтобы помочь голосу пробиться сквозь микс.
Например, если вокал звучит слишком тускло, то усиление высоких частот может добавить ему блеска.
Если голос звучит слишком тонко, то усиление низких частот может добавить ему веса.
Если вокалу не удается прорваться, то усиление высоких средних частот может добавить ясности и присутствия.
Итак, снова слушаем, диагностируем проблему, а затем улучшаем.
Вот шпаргалка по усилению частот в вокальном эквалайзере.
Warmth/Fullness: 90Hz - 200Hz
Lyric Clarity: 800Hz - 1.5kHz
Definition: 1.5kHz - 3kHz
Presence: 4.5kHz - 9kHz
Brightness: 9kHz - 11kHz
Air: 12kHz +
Эта таблица должна стать для вас хорошей отправной точкой, когда вы захотите улучшить свой вокал, чтобы сделать его более выразительным в миксе.
ДО / ПОСЛЕ
Очень важно проводить A/B-тестирование, чтобы понять, помогает ли эквалайзер вокалу или ухудшает его звучание.
Также необходимо прислушаться к тому, как ваши действия с эквалайзером влияют на все остальное, что находится в миксе.
Убедитесь, что вы не создаете никакого маскирования, особенно если в композиции есть гитары или клавишные, поскольку они имеют тенденцию конфликтовать с голосом.
Кроме того, воспользуйтесь функцией согласования уровней, чтобы иметь возможность слышать "до" и "после" на одинаковой громкости.
Отличные плагины эквалайзера, такие как FabFilter Pro-Q3, имеют функцию автоматического усиления.
Используйте ее, чтобы убедиться, что при эквализации вокала вас не обманет никакое усиление уровня.
ЗНАЙТЕ СВОИ ИНСТРУМЕНТЫ
Знание своих инструментов поможет получить наилучшие результаты и избежать догадок. Вы же не хотите оказаться в замешательстве при выборе эквалайзера.
Если речь идет о субтрактивном эквалайзере, то в большинстве случаев достаточно иметь стоковый плагин или прозрачный эквалайзер.
Для аддитивного эквалайзера может понадобиться цветной плагин для добавления верхних гармоник.
Это не всегда необходимо, поскольку в некоторых случаях использование прозрачного эквалайзера дает лучшие результаты.
Всегда старайтесь избегать перенасыщения микса, так как в итоге он будет звучать тоньше, чем другие коммерчески успешные композиции.
Самая большая ошибка новичков - добавлять плагины для эмуляции аналогового звука для всего подряд.
Но, прочитав руководство и разобравшись в своих инструментах, вы начинаете понимать, что в некоторых случаях эти эмуляции не нужны.
Поэтому потратьте время на изучение своих инструментов, чтобы получить от них максимальную отдачу без ущерба для звучания.
ИТОГ
Очень важно знать, когда следует понижать или повышать уровень звука при применении вокального эквалайзера.
Эта шпаргалка даст вам надежную отправную точку, которая поможет избежать догадок.
Обратите внимание, что при использовании графиков эквалайзера, приведенных выше, не обязательно применять все.
Срезайте или усиливайте звук только в тех случаях, когда это необходимо.
На этом всё, спасибо!
Заказать сведение, мастеринг или аранжировку можно, написав мне в соц сети
Послушать работы здесь ⬇️
https://music.yandex.ru/users/maaaks-1995/playlists/1000