С вводом в эксплуатацию МЦД-3 стало куда проще добраться как до незабываемой усадьбы Быково, так и до кладбища наукограда Жуковский, на котором похоронены многие выдающиеся деятели, чей самоотверженный и героический труд на благо отечества мы будем помнить и ценить долгие годы.
Герой Чернобыля Анатолий Грищенко (1937-1990) работал в ЛИИ им. Громова.
До января 1987 года он занимался испытательской работой, в основном на вертолетах Ми. Как опытный пилот, Грищенко принимал участие в операции по транспортировке орбитального корабля-ракетоплана "Буран" после его изготовления в 1984 году. После аварии на Чернобыльской АЭС было принято решение задействовать в ликвидации последствий катастрофы летчиков-испытателей. Перед экипажем Грищенко стояла сложная задача: необходимо было на длинном тросе установить на разрушенный реактор 15-тонный купол-заглушку. И машина, и пилоты работали на пределе своих возможностей. Чтобы достичь цели, вертолет несколько раз опускался ниже установленной распоряжением отметки. Результатом стала страшное заболевание, диагностированное у летчика - лейкоз. Грищенко проходил лечение в Америке, ему даже пересадили костный мозг, но от момента облучения до операции прошло слишком много времени. В 1990 году пилота не стало.
Более полувека Леонид Шкадов (1927-2003) отработал в ФГУП "ЦАГИ".
С 1981 по 1986 годы он занимал должность заместителя министра авиационной промышленности СССР. В этот период Шкадов контролировал работы по созданию, испытанию и запуску в серийное производство истребителей Миг-29, Миг-31 и Су-27, самого массового советского широкофюзеляжного пассажирского самолета Ил-86, транспортного самолета Ан-124 "Руслан", мощнейшего бомбардировщика Ту-160 и космического корабля "Буран".
Памятник самолету Миг-29 установлен на площади возле южного выхода с кладбища.
Николай Мельников (1933-2018) - один из творческих руководителей программы создания космического самолета "Буран".
После закрытия программы он уволился из ЛИИ по собственному желанию и написал книгу "Бураном" сожженные" о драматической истории создания космолета и дальнейшей судьбе "буранной" гвардии.
Большинство членов гвардии покоится здесь же. Первый экипаж "Бурана" под названием "Волчья стая" был сформирован в 1977 году. В него вошли 6 космонавтов, которые несколько лет осваивали пилотирование чудо-машины. Руководил отрядом опытный летчик-испытатель Игорь Волк (1937-2017).
Из пятерых участников команды, чьи памятники мы можем увидеть на Быковском кладбище, только двое увидели первый беспилотный запуск корабля "Буран" в открытый космос, который случился 15 ноября 1988 года. Это были командир Волк и литовский летчик Римантас Станкявичус (1944-1990).
Через два года подполковника Станкявичуса не стало. Он потерпел крушение на самолете Су-27 во время показательного выступления на авиасалоне в Италии и был похоронен в родной Литве. На Быковском кладбище установлен кенотаф.
Остальным членам экипажа было не суждено пожелать счастливого пути родному кораблю. Олег Кононенко скончался в 1980 году при испытаниях самолета Як-38.
Александр Щукин ушел из жизни в августе 1988 года в результате неудачного тренировочного полета на самолете Су-26, за 3 месяца до запуска "Бурана".
За несколько дней до этой трагедии не стало Героя Советского Союза, космонавта-исследователя Анатолия Левченко, участвовавшего в полете на орбитальную станцию "Мир".
Вместе с другими членами отряда он неоднократно отрабатывал посадку корабля в полностью автоматическом режиме на полноразмерном самолете-аналоге БТС-002, который в настоящее время находится в музее техники в Германии, в городе Шпайер.
Высококлассный летчик-испытатель Виктор Константинов (1939-1970) в составе сборной СССР по высшему пилотажу завоевал золотую медаль на чемпионате мира в 1962 году.
Его жизнь оборвалась очень рано. Это случилось во время отработки элементов высшего пилотажа на самолете Миг-21И в рамках подготовки к Парижскому авиасалону в Ле-Бурже.
Испытатель Виктор Букреев (1949-1977) был одним из кандидатов в группу космонавтов, участвовавших в программе "Буран-Энергия". Его отобрал лично Игорь Волк.
Но жизнь Букреева оборвалась за год до окончательного формирования группы, во время проведения полета на сверхзвуковом Миг-25ПУ.
Рядом с ним похоронен Николай Горяйнов (1923-1976), который первым в СССР в 1955 году выполнил дозаправку в воздухе на самолете М-4, и поднял в небо первый экземпляр серийного пассажирского самолета Ту-154.
В марте 1996 года Виктор Мосолов был избран на пост мэра города Жуковский.
Всего через 3 месяца он был убит в подъезде собственного дома. Преступление так и осталось нераскрытым.
Дата смерти на могилах спасателей Валерия Замараева и Дмитрия Кормилина - 03.09.2004.
Они погибли в Беслане во время эвакуации тел заложников из захваченной террористами школы. Бандиты открыли огонь по мужчинам после того, как в спортзале раздались взрывы и произошло частичное обрушение крыши.
Не так просто найти, а уж тем более идентифицировать могилу Анастасии Ульяновой (1884-1968), директора кардиологического санатория в поселке Удельная в Подмосковье.
Ее сын, Георгий Маленков, был ближайшим соратником Сталина и одним из претендентов на должность руководителя государством после смерти отца народов. После неудачной попытки смещения Хрущева Маленков попал в опалу и был направлен в Казахстан на должность директора сперва Усть-Каменогорской, а затем Экибастузской ГЭС. Анастасия Ульянова неоднократно навещала сына. После смерти матери ссыльный Маленков без разрешения приехал на похороны. Собравшиеся приветствовали его аплодисментами. В Экибастуз он больше не вернулся и некоторое время жил в доме матери.
На могиле Ульяновой установлена фигура пеликана. Этот памятник изготовил ее правнук, скульптор Петр Степанов.
Чуть проще найти могилу Александра Адольфовича Боде (1865-1939), учителя словесности.
По некоторым данным, именно он является автором слов песни "Священная война". Песня родилась в г.Рыбинске в период Первой мировой войны и впервые исполнена в 1916 году в Рыбинском городском театре на концерте в честь солдат и офицеров, возвращавшихся на фронт после лечения.
Официальное авторство песни на сегодняшний день принадлежит поэту Василию Лебедеву-Кумачу, но споры по этому поводу продолжаются по сей день.
В конце главной аллеи можно увидеть мемориал членам экипажа авиалайнера Sukhoi Superjet 100-95В, который потерпел крушение 09.05.2012 во время выполнения показательного полета над Индонезией.
Самолет врезался в склон горы Салак, полностью затянутый облаками. Эта катастрофа стала первой для "Суперджета", в результате которой погибли люди.
На Быковском кладбище есть и колумбарий.
В одной из ниш находится урна с прахом главного архитектора города Рустэма Каримова (1950-1996).
Марина Африканова (1934-2021) - пятикратная чемпионка СССР по планерному спорту.
Ей принадлежит мировой рекорд по дальности планерного полета с посадкой в заданной точке. В 1964 году спортсменка на тренировочном планере Blanik преодолела расстояние в 609 км от аэродрома Мячково (Раменский округ) до аэродрома Куликовский (Черниговская область Украины).
А урна с прахом скульптора Виктора Бокарева (1938-2015), ученика Эрнста Неизвестного, захоронена прямо возле его работы - женщины с улетающим голубем.
Бокарев - автор многих скульптур, но известнее всего изготовленный им памятник Сергею Рахманинову "Последний концерт", который находится в американском городе Ноксвилл, где знаменитый пианист выступил последний раз в своей жизни.
Спасибо за внимание!
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал здесь и в телеграмме. Впереди еще очень много интересного.