Найти тему

Рецензия на произведения Виктора Гюго, о которых мало кто знает

Оглавление

“Последний день приговоренного к смерти”, “Рюи блаз” Виктор Мари Гюго

Фото автора канала
Фото автора канала

16+

Жанр: французская классика, романтическая драма

Объем: 316 страниц

Издательство: АСТ

Оценка: 4 из 5

Сюжет:

В повести “Последний день приговоренного к смерти” описываются последние часы человека, который ожидает смертной казни. Читатели не знают точно, в чем виноват главный герой, но знают, что трагической судьбы ему не избежать.

А вот пьеса “Рюи Блаз” в корне отличается по сюжету от “Последнего дня….”. Это - произведение, созданное Гюго в его так скажем “романтическом периоде творчества”. Действие происходит около 1699 года, при последнем короле династии Габсбургов, Карле II. Вельможа Дон Саллюстий де Базан соблазняет фрейлину королевы и отказывается на ней жениться. Королева с презрением увольняет его и отправляет в изгнание. Но вельможа решает отомстить ей с помощью своего кузена дона Сезара де Базану, благородного разбойника. Тот отказывается оскорблять королеву. За это Дон Саллюстий отправляет его на галеры и вводит Рюи Блаза, бывшего студента, своего слугу, выполнить страшный план. А он как две капли похож на Цезаря. И вот незадача - Рюи Блаз влюблен в королеву и принимает задачу вельможи добиться расположения Марии, не зная, что на самом деле хочет могущественный тиран.

Фото автора канала
Фото автора канала

Впечатление:

Совсем скоро я уже дочитаю все произведения Виктора Гюго. Что касается Последнего дня приговоренного к смерти, могу сказать одно - не ожидала, что повесть такая маленькая! Всего 93 страницы! Ожидание не совпало с реальностью, хотя сейчас понимаю, что такого объема вполне хватило для раскрытия авторской позиции писателя. На протяжении всей истории поднимается проблема смертной казни и страданий человека, который скоро пойдет на эшафот. Гюго болезненно размышляет, каково это - ждать своего конца и при этом испытывать мизерную надежду, что король тебя помилует. Французский писатель рассуждает, что изобретатель гильотины думал, что делает гуманный поступок, избавляя преступников от физических страданий от пыток.

Однако бывало и такое, что гильотина ломалась, а голова казненного даже была не отрублена до конца! Это же страшно и вдвойне ужаснее! Какая же тут мгновенная смерть! Еще Гюго размышляет на тему толпы, которая собирается на площади поглазеть на казнью Для них - это просто развлечение, забава, способ пощекотать нервишки. Вот к таким людям вопросов еще больше, чем к палачам.

Читается повесть быстро, но тяжело морально. Здесь автор рассказывает о темнице, в которой главный герой ожидает своей казни. Гюго её делает непосредственным участником событий, оживляя и наделяя человеческими чертами.

“Это Бисетр в образе человека. Вокруг меня всюду тюрьма; я вижу тюрьму во всех возможных обличиях, в человеческом облике и в виде решеток и запоров. Вот стена – это тюрьма, выраженная в камне; вот дверь – это тюрьма, выраженная в дереве; а надзиратели – это тюрьма, претворенная в плоть и кровь. Тюрьма – страшное чудовище, незримое и по-своему совершенное, в котором человек дополняет здание. И я его жертва; оно схватило меня, обвило всеми своими щупальцами”.

Похожее человеческое олицетворение мы находим в соборе Парижской богоматери. Оказывается, подобные черты Гюго наблюдались уже в ранних его произведениях. Автор видел в детстве трупы казненных, во Франции отворачивал голову от страшной машины (гильотины). Перед тем, как написать эту повесть, он собрал хорошую документацию: посещал сам Бисетр, присутствовал во время того, как заковывают осужденных в кандалы. Все это настолько тревожило Гюго, что он всем сердцем выступал за отмену такой ужасной кары над преступниками.

А еще очень классный перевод сделал Михаил Достоевский! Браво!

Фото автора канала
Фото автора канала

Теперь поговорим о пьесе “Рюи Блаз”.

Не ожидала такого от Гюго. Я привыкла читать его прозаические произведения, но вот пьеса, написанная александрийским языком…просто вау. Оказывается, это произведение запрещали ставить во многих театрах: во Франции, Испании и даже России. Оно и неудивительно, ведь здесь Гюго волнует сразу несколько проблем, но основная - конфликт знати и народа. Рюи блаз, в данном случае, олицетворяет народ, бедный, одинокий и угнетенный. Но в тексте пьесы - это бывший студент, влюбленный в королеву Испании, попавший в неприятную историю.

Эта драма - сочетание поэзии, буффонады, фантазии и политики, об этом писал исследователь биографии Гюго - Андреа Моруа. Эту пьесу Гюго написал за один месяц, она стала одним из лучших драматических произведений автора.

Местами “Рюи Блаз” напоминал мне трагедию Шекспира “Король Лир” своими таинственными переодеваниями и перевоплощениями, кто читал тот поймет, а местами - “Замок Отранто” Уолпола. Такая же атмосфера замков, королей, интриг и неадекватным поведением знати.

“Неосторожно вы впадаете в ошибку,
И можно болтовней наделать много бед,
Мне часто говорил еще покойный дед —
В его словах была большая мудрость скрыта:
«Кусайте короля — целуйте фаворита”.

Да и в самом предисловии к пьесе Гюго рассказывает, что он подразумевает своим произведением.

Народ, у которого есть будущее и нет настоящего; народ-сирота, бедный, умный и сильный, стоящий очень низко и стремящийся стать очень высоко; носящий на спине клеймо рабства, а в душе лелеющий гениальные замыслы; народ, слуга вельмож, в своем несчастии и унижении пылающий любовью к окруженному божественным ореолом образу, который воплощает для него среди развалившегося общества власть, милосердие и изобилие. Народ — это Рюи Блаз.

В общем, впечатлила меня эта пьеса и сблизила с автором еще больше. Я взглянула на его творчество еще и под другим углом. Потому что именно в “Рюи Блазе” Гюго показывает на свою прекрасную романтическую сторону, но и сохраняет свои главные черты. Здесь есть сложная интрига, противостояние любви и безнравственности, напряженно протекающий конфликт.

Обязательно познакомьтесь с произведениями, если вас заинтересовала моя рецензия! Пишите в комментариях свои впечатления и мнения. Не забудьте подписаться и поставить лайк, это очень важно! Спасибо!

«Человек, который смеется» 16+ Виктор Гюго
Darcul | Авторская позиция26 августа 2021