Начало: https://dzen.ru/a/ZSFm9khVNDlJpKol?referrer_clid=1400&
Автор Н. В. Нищева
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОМАШНИХ ЗАНЯТИЙ С РЕБЕНКОМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Это я
Это глазки. Вот. Вот.
Показываем сначала левый, потом правый глаз.
Это ушки. Вот. Вот.
Беремся сначала за левое, потом за правое ухо.
Это нос. Это рот.
Левой рукой показываем рот, правой — нос.
Там спинка. Тут живот.
Левую ладошку кладем на спину, правую — на живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.
Протягиваем обе руки, два раза хлопаем.
Это ножки. Топ, топ.
Кладем ладони на бедра, два раза топаем.
Ой, устали. Вытрем лоб.
Правой ладонью проводим по лбу.
Умывалочка
Мы намылим наши ручки,
Круговыми движениями трем одну ладошку о другую.
Раз, два, три. Раз, два, три.
Два раза выполняем по три ритмичных хлопка.
А над ручками, как тучки,
Выбрасываем руки вверх.
Пузыри, пузыри.
Четыре ритмичных прыжка, руки на поясе.
Зубная щетка
Эта щетка для Андрейки,
По два движения указательным пальцем правой руки вдоль левой, потом правой щечки.
Чисти зубки поскорей-ка.
Четыре движения горизонтально расположенным указательным пальцем правой руки вверх-вниз.
Раз, два, три. Раз, два, три.
Движения указательным пальцем правой руки вдоль губ.
Вот так зубки! Посмотри!
Упражнение «Улыбка» (развести губы и показать сжатые зубки).
Мяч
Это мяч, круглый мяч,
«Рисуем» руками большой круг.
Красный мяч, гладкий мяч.
Два раза «рисуем» полукруг.
Любит мячик прыгать вскачь.
Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, руки на поясе.
Вот так мяч, круглый мяч.
«Рисуем» руками большой круг.
Мячик
Раз, два, прыгай, мячик.
Взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу.
Раз, два, и мы поскачем.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе.
Гном
Дождик, дождик за окном.
Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, руки на поясе.
Под дождем остался гном.
Приседаем.
Поскорей кончайся, дождик,
Встаем, смотрим вверх, тянем вверх руки.
Мы гулять идти не можем.
дем по кругу, взявшись за руки.
Платье
Это платье для Наташки —
Четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе.
Красные горошки.
Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.
А на платье два кармашка,
«Рисуем» на животике два кармашка.
Спрячем в них ладошки.
Прикладываем обе ладошки к животику.
Тапки
Это тапки для Антошки,
По два раза ритмично топаем каждой ногой.
Чтобы в них не мерзли ножки.
Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.
Топ-топ-топотушки,
По два раза ритмично топаем каждой ногой.
Что за тапки! Как игрушки!
Сначала левую ногу ставим на носок, потом на пятку, потом — правую.
Ботинки
Вот ботинки для Маринки,
По два раза ритмично топаем каждой ногой.
Не ботинки, а картинки,
Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.
Чтобы в них гулять ходить,
Ходьба по кругу.
Бегать, прыгать и шалить.
Бежим, делаем два прыжка, топаем обеими.
Кроватка
Вот Кирюшкина кроватка,
Разводим руки в стороны.
Чтобы спал Кирюшка сладко,
Приседаем, кладем сложенные ладони под левую щечку.
Чтоб во сне он подрастал,
Медленно поднимаемся.
Чтоб большим скорее стал.
Встаем на носочки, тянемся руками вверх.
Стул
Это стул. Сиденье, спинка,
К прямой правой ладони присоединяем согнутую левую, чтобы получился «стульчик».
А на спинке две картинки,
оказываем два пальчика на правой руке.
А еще четыре ножки,
Показываем по два пальчика на обеих руках.
Чтоб сидеть под стулом кошке.
Приседаем, делаем из ладошек «ушки».
Утки
Ути-ути-утки,
Уточки-малютки.
Вперевалку идем по кругу друг за другом.
На волнах качались,
Приседаем.
Брызгались, плескались.
Встаем, машем руками, как крылышками.
Петух
Петя, Петенька, петух,
Что за перья! Что за пух!
Стоят лицом в центр круга, ритмично бьют руками по бокам, как крыльями.
Разноцветный, весь цветной
Идут по кругу друг за другом, заложив руки за спину.
И кричит как заводной:
Останавливаются, поворачиваются лицом в круг.
— Ку-ка-ре-ку!
Кукарекают.
Корова
«Му-му-му! — мычит корова. —
Идем по кругу, сделав «рога» из указательных пальцев.
Забодаю Катю с Вовой.
Поворачиваемся лицом друг к другу, делаем по два поворота вправо-влево.
Вы не пьете молоко?
Ставим руки на пояс, делаем сердитое лицо.
Убегайте далеко!»
Разбегаемся в разные стороны.
Коза рогатая
Идет коза рогатая,
Идет коза хвостатая.
Кто не ест, кто не спит,
Идем по кругу, сделав «рожки» из пальцев.
Забодает, забодает, забодает.
Останавливаемся, поворачиваются лицом друг к другу, «бодаемся».
Русская народная пестушка
Конь
Звонко цокают копытца,
Ходьба по кругу с высоким подниманием колена.
Конь идет к реке напиться.
Хвост пушистый у коня,
Останавливаются, показывают правой рукой хвостик.
Как косичка у меня.
Левой рукой показывают косичку.
Теленок А. Введенский
Бу-бу,
Два прыжка.
Я рогатый.
«Рожки» из пальчиков.
Бу-бу,
Два прыжка.
Я хвостатый.
«Хвостик» из руки — за спину.
Бу-бу,
Два прыжка.
Я ушастый.
«Ушки» из ладошек.
Бу-бу,
Два прыжка.
Очень страшный.
«Рожки» из пальчиков.
Бу-бу,
Два прыжка.
Испугаю.
Топает.
Бу-бу,
Два прыжка.
Забодаю.
«Бодаемся».
Кошка В. Стоянов
Вы со мной знакомы близко.
Я приветливая киска.
Идем по кругу на носочках, крадучись, держа согнутые руки перед грудью.
Кверху — кисточки на ушках,
Когти спрятаны в подушках.
Останавливаемся, встаем лицом в круг, делаем «ушки» из ладошек, а «когти» из пальчиков.
В темноте я зорко вижу,
Понапрасну не обижу.
Вновь крадучись идем по кругу.
Но дразнить меня опасно —
Я царапаюсь ужасно.
Опять останавливаемся, встаем лицом друг к другу и показывают «когти».
Котик О. Высотская
Вот какой коташка,
Крадемся по кругу друг за другом на носочках.
Круглая мордашка,
Останавливаемся, показываем обеими руками мордашку, покачиваем головой.
И на каждой лапке
Коготки-царапки.
Ритмично вытягиваем вперед то левую, то правую руку.
Все ему игрушки —
Кубик и катушки.
Прыгаем на носочках. Держим руки на поясе.
Котик, точно мячик,
По квартире скачет.
Выполняя поскоки, двигаемся по кругу.
Тузик
Вот он крутится волчком,
Кружимся на месте. Руки держим на поясе.
Тузик, Тузик, хвост крючком.
Кружатся в противоположную сторону.
Вот летит во весь опор
То на речку, то во двор,
Двигаются по кругу, совершая поскоки.
То дежурит у ворот —
Приседаем.
Словом, дел невпроворот.
Снова двигаются по кругу, совершая поскоки.
Зайка
Зайка в травке скок-скок.
Четыре прыжка по кругу друг за другом, указательные пальцы держим как ушки.
Зайка прыг за кусток.
Присели.
Смелый зайка не боится,
Опять четыре прыжка по кругу.
Не поймать его лисице.
Ребенок убегает, мама ловит его.
Веселые зверята
Зайка скачет по кусточкам,
По болоту и по кочкам.
Скачем на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.
Белка прыгает по веткам,
Гриб несет бельчатам-деткам.
Прыгаем, согнув руки перед грудью.
Ходит мишка косолапый,
У него кривые лапы.
Идем вперевалку.
Без тропинок, без дорожек
Катится колючий ежик.
Двигаемся в полуприседе, сделав круглые спинки.
Грузовик
Грузовик песок везет.
Идем по кругу, изображая, что крутим руль.
Удивляется народ:
Останавливаемся, поворачиваемся лицом в круг, разводим руками, делаем удивленное лицо.
«Вот так чудо-чудеса,
Два раза наклоняем голову вправо-влево.
В нем песок под небеса!»
Тянемся на носочках, подняв руки вверх.
Поливальная машина
Эта «тучка» на колесах
Дождь по городу везет.
Идут по кругу друг за другом, изображая, что крутят руль.
Станут чистыми дороги,
Если тучка их польет.
Идут по кругу, изображая, что подметают.
Пчела
Пальчиковая гимнастика
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела,
Бежим по кругу на носочках и машем воображаемыми крылышками.
А за нею — шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза —
Встаем, загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых.
Как фонарики глаза.
Делаем кружки из пальчиков и подносим их к глазам.
Пожужжали, полетали,
Вновь бежим по кругу.
От усталости упали.
Медленно опускаемся на ковер.
Одуванчик
Как воздушный шар на ножке,
Стоим на носочках, сомкнув руки над головой.
Одуванчик у дорожки.
Делаем наклоны влево-вправо.
Одуванчик — шарик белый.
Опять встаем на носочки.
Дунул я — и улетел он!
Дуем, округлив губы, не раздувая щек.
Слива
Игра с массажным мячиком
Сливу я держу в руке,
Кладем мячик на правую ладошку.
Зажимаю в кулаке,
Крепко сжимаем его.
Отпускаю, разжимаю
Раскрываем ладонь.
И ладошками катаю.
Катаем мячик между ладонями.
Гномики-прачки
Жили-были в домике
Маленькие гномики:
Сжимаем и разжимаем кулачки.
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
Загибаем пальчики, начиная с больших.
Раз, два, три, четыре, пять,
Разгибаем пальчики, начиная с больших.
Стали гномики стирать:
Трем кулачки друг о друга.
Токи — рубашки,
Пики — платочки,
Лики — штанишки,
Чики — носочки.
Мики умница был,
Всем водичку носил.
Загибаем пальчики, начиная с больших.
Новые кроссовки
Пальчиковая гимнастика
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
Как у пса на лапках
Голубые тапки.
Загибаем по одному пальчику, начиная с больших, на обеих руках на каждое название обуви.
А козленок маленький
Надевает валенки.
А сыночек Вовка —
Новые кроссовки.
Вот так. Вот так.
Новые кроссовки.
Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками.
Веселые ножки
Упражнение с массажным мячиком
В кроссовках нарядных
Веселые ножки
Катят мяч вперед указательным и средним пальчиками, как бы шагая ими.
Вприпрыжку бегут
По песчаной дорожке.
Катят мяч назад указательным и средним пальчиками, как бы шагая ими.
Ходилочка
Упражнение с крышками от минеральной воды
Вот коленки все в зеленке
У сестренки, у Аленки.
Ритмично «шагают» пальчиками обеих рук, с надетыми на них крышками, вперед.
Чтоб не падать, не реветь,
Надо под ноги смотреть.
Ритмично «шагают» пальчиками обеих рук назад.
Семья
Пальчиковая гимнастика
Папа, мама, брат и я —
Правой рукой загибаем по одному пальчику на левой руке.
Вместе дружная семья.
Показываем крепко сжатый кулачок левой руки.
Раз, два, три, четыре,
Левой рукой загибаем по одному пальчику на правой руке.
Все живем в одной квартире.
Показываем крепко сжатый кулачок правой руки.
Помощники
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре,
Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.
Мы посуду перемыли:
Одна ладонь скользит по другой.
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.
Мы посуду перемыли,
Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Снова загибаем пальчики.
Так мы маме помогали.
Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.
Машина каша
Пальчиковая гимнастика
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Указательным пальцем правой руки «мешаем» в левой ладошке.
Кошке в чашку,
Жучке в плошку,
А коту — в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название посуды.
Всю посуду заняла,
Разжимают пальцы.
Все до крошки раздала.
Сдувают воображаемые крошки с ладошки.
Снежок
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре,
Загибаем пальчики, начиная с большого.
Мы с тобой снежок
слепили —
«Лепим», меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий,
очень гладкий
Показываем круг, сжимаем ладони вместе, гладим одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий.
Грозим пальчиком.
Раз — подбросим,
Смотрим вверх, подбрасываем воображаемый снежок.
Два — поймаем,
Приседаем, ловим воображаемый снежок.
Три — уроним.
Встаем, роняем воображаемый снежок.
И... сломаем.
Топаем.
Мы во двор пошли гулять
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять,
Загибаем пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять.
«Идем» по столу указательным и средним пальчиками.
Бабу снежную лепили,
«Лепим» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили.
«Крошим хлебушек» всеми пальчиками.
С горки мы потом катались,
Ведем указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.
А еще в снегу валялись.
Кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной.
Все в снегу домой пришли,
Отряхиваем ладошки.
Съели суп и спать легли.
Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.
Снежинки
Пальчиковая гимнастика
Стою и снежинки
в ладошку ловлю.
Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.
Я зиму, и снег,
и снежинки люблю.
Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.
Но где же снежинки?
В ладошке вода!
На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать.
Куда же исчезли снежинки?
Куда?
На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать.
Растаяли хрупкие
льдинки-лучи...
Как видно,
ладошки мои горячи.
Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.
Елочка
Пальчиковая гимнастика
Перед нами елочка:
Пальцы рук переплетены, из больших пальцев — верхушка елочки.
Шишечки, иголочки,
Сжатые кулачки, потом растопыренные пальчики.
Шарики, фонарики,
«Шарики» из пальцев вверх, «фонарики» — вниз.
Зайчики и свечки,
«Ушки» из указательных и средних пальчиков, потом — сложенные вместе ладони.
Звезды, человечки.
Ладони сложены, пальцы расправлены, потом — указательные и средние пальцы стоят на столе.
Подарки
Пальчиковая гимнастика
Дед Мороз принес подарки:
«Шагаем» пальчиками по столу.
Буквари, альбомы, марки,
Кукол, мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка.
На каждое название подарка загибаем по одному пальцу сначала на правой, а потом на левой руке.
Кормушка
Сколько птиц к кормушке нашей
Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.
Прилетело? Мы расскажем:
Машем перекрестно сложенными ладонями.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
На каждое название птицы загибаем по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших.
Всем хватило зернышек!
Трем большие пальчики об указательные, как бы насыпаем корм в кормушку.
Пальчиковая гимнастика
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки
Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Русская народная потешка
Загибаем по одному пальчику, начиная с большого, на обеих руках.
Кто же это?
Пальчиковая гимнастика
Отгадайте, кто же это?
Уха два, а рожек нету.
Есть короткий толстый хвост,
Есть холодный черный нос,
Есть четыре сильных лапы,
Очень сильных, как у папы.
И еще хочу сказать:
Очень умные глаза.
Загибаем по одному пальцу на обеих руках на каждое выделенное слово.
Я бы угадать бы смог!
Машем рукой.
Кто же это? Мой щенок!
Пожимаем плечами. Прижимаем руки к сердцу.
Кап, кап...
Пальчиковая гимнастика
Кап, кап, кап — звенит капель.
Приближается апрель.
Быстро стучим по столу подушечками пальцев обеих рук.
Как у нас семья большая
Пальчиковая гимнастика
Как у нас семья большая
Да веселая.
Хлопки в ладоши и удары попеременно.
Два у лавки стоят,
Загнуть большие пальцы.
Два учиться хотят,
Загнуть указательные пальцы.
Два Степана у сметаны
Объедаются,
Загнуть средние пальцы.
Две Дашки у кашки
Питаются,
Загнуть безымянные пальцы.
Две Ульки в люльке
Качаются.
Русская народная потешка
Загнуть мизинцы.
Водичка, водичка
Пальчиковая гимнастика
Водичка, водичка,
Имитируем стряхивание воды с ладоней.
Умой мое личико,
Показываем, как умываем лицо.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб кусался зубок,
Чтоб смеялся роток.
Русская народная потешка
На каждую строку загибаем по одному пальцу на обеих руках.
Зайки
На лесной лужайке
Веселятся зайки,
Лапками топочут,
Выполняем ритмичные прыжки на обеих ногах, руки держим перед грудью, как лапки.
Прыгают, лопочут,
Ритмично шагаем на месте.
Прыг-скок! Прыг-скок!
Поскакали под кусток.
Совершаем ритмичные прыжки.
Лисичка
Ах ты, лисонька-лиса,
Ах ты, рыжая краса!
Тихо лапками ступает,
Никого не испугает,
Заметает след хвостом.
Ты с лисичкою знаком?
Идем по кругу, «воображая», изображаем походку лисицы.
Волк
Серый волк крадется в чаще —
Очень страшный, настоящий,
Громко лязгает зубами.
Идем по кругу крадучись.
Ой, бежим скорее к маме!
Ребенок бросается к маме.
Бельчата
Эти резвые бельчата
Целый день спешат куда-то.
Ритмично прыгаем по кругу.
С ветки — прыг!
На ветку — скок!
Останавливаемся. Совершаем прыжок в круг, а потом из круга спиной вперед.
С елки прямо на дубок,
А потом опять на елку.
Снова прыжки в круг и из круга.
Не поймать бельчаток волку.
Ребенок убегает от мамы.
Индюшата
Индюшата, индюшата
Пили воду из ушата.
Стоим лицом в круг, заложив руки за спину, ритмично киваем головами.
Ой, не видно индюшат —
Опрокинули ушат.
Приседаем. Закрываем лицо ладонями.
Медвежата
Коротышки-медвежата
Погулять бредут куда-то.
Идем по кругу, изображая походку медвежат.
Вперевалку друг за другом
Целый день идут по кругу.
Ох, устали невозможно!
Посидеть на травке можно.
Приседаем.
Побороться, поваляться,
Сидя, толкаем друг друга плечами.
В ручейке позакаляться.
Встаем, выполняем прыжки на носочках.
Лошадки
Скачет резвый жеребенок,
Рыжей лошади ребенок:
«И-го-го! И-го-го!
Где же мама? Далеко?»
Поскоками двигаемся по кругу.
Рысью скачет лошадь-мать
Сына рыжего искать:
«И-го-го! Сынок, не плачь!
Вместе мы помчимся вскачь».
Двигаемся по кругу с высоким подниманием колена.
Ослик
Ослик головой кивает,
Он кивает и зевает.
Идем по кругу, ритмично кивая головой.
Очень хочет ослик спать,
Останавливаемся, потягиваемся.
Но не знает, где кровать.
Приседаем, подкладываем ладони под щеку.
Тигренок
Тигр, полосатый киска,
Наклонился к миске низко.
Лижет мясо языком,
С мясом, видно, не знаком.
Стоим на четвереньках, ритмично киваем головой.
Просто он еще ребенок,
Очень маленький тигренок.
Надо дать ему пока
Два стакана молока.
Встаем. Передвигаемся по кругу, совершая поскоки.
Лягушата
Лягушата-попрыгушки
Скачут в травке на опушке:
Прыгаем по кругу в приседе, уперев руки в колени.
— Прыг-скок! Ква-ква-ква!
Очень мокрая трава!
Поворачиваемся лицом в круг. Совершаем ритмичные прыжки в круг и из круга.
Дайте нам скорей простынку —
Брюшко протереть и спинку.
Встаем, изображаем, как лягушки протирают брюшко и спинку.
Петушок
Ходит Петя-петушок,
Нахлобучив гребешок.
Шпоры острые,
Перья пестрые,
Яркий хвост дугой.
Вот петух какой!
Идем по кругу, изображая походку петуха, тянем носок, хлопаем руками по бокам.
ДНЕВНИК РАЗВИТИЯ РЕЧИ МОЕГО РЕБЕНКА
Первые восемь недель жизни. (Отметьте, сразу ли закричал ваш новорожденный малыш и каким был его крик. Фиксируйте, какой у ребенка крик — ясный, чистый и громкий или сиплый и хриплый. Заметьте, когда кричит ваш ребенок, не бывает ли у него сильного крика по ночам.)
_________________________________________________
2—5 месяцев. Период гуления. (Ребенок сначала произносит звуки, подобные звукам [у], [а], плачет: «Уа! Уа!» Потом у него появляются сложные звукокомплексы: агу, угу ага и т. п. Фиксируйте каждый появившийся у ребенка звукокомплекс и момент его появления.)
_________________________________________________
5—10 месяцев. Период лепета. (Отмечайте, когда у ребенка появляются новые звуки и звукокомплексы ма, ба, па, тя и т. п., когда он начинает произносить длинные цепочки слогов: ня-ня-ня-ня, дя-дя-дя и т. п. Не забудьте записать, когда у ребенка появится некое подобие интонации.)
_________________________________________________
10—12 месяцев. Период произвольного подражания. (Запишите, когда ребенок начал повторять за вами отдельные слоги и даже слова, какие это слоги и слова, как часто малыш повторяет их. Отметьте, появились ли у малыша слова да и нет с соответствующими жестами к 11 месяцам. Сосчитайте, сколько слов в лексиконе вашего ребенка к году. Запишите эти слова.)
_________________________________________________
12—14 месяцев. (Продолжайте записывать новые слова, появившиеся у вашего ребенка, фиксируйте, когда они появляются. Запишите, когда у ребенка отмечались первые проявления инициативы в употреблении слов.)
_________________________________________________
14—18 месяцев. (Записывайте, как развивается речь малыша в этот период. Фиксируйте все новые слова. Отметьте, когда появились первые предложения-требования: «Дай! Хочу!», когда появились первые глаголы — спать, пить и т. п. Сосчитайте, сколько слов в лексиконе ребенка к полутора годам. Запишите эти слова.)
_________________________________________________
18—24 месяца. (Записывайте, как развивается речь малыша, когда появились первые предложения из двух-трех слов, какие это предложения. Сосчитайте, сколько слов активно использует малыш. Запишите их. Запишите образцы высказываний ребенка, сохраняя особенности его произношения. Отметьте, когда малыш запомнил и рассказал первый стишок или потешку.)
_________________________________________________
Период с двух до трех лет. (Записывайте, какие новые слова появляются у ребенка, отражая в записях особенности его произношения. Фиксируйте, как изменяются предложения, которые строит ребенок. Отметьте, исчезло ли физиологическое смягчение согласных к трем годам. Постарайтесь отметить, какие части речи использует ваш ребенок к трем годам.)
_________________________________________________
Период с трех до четырех лет. (Отметьте, появились ли в речи ребенка сложные предложения, постоянно ли он использует простые распространенные предложения. Каждый месяц фиксируйте состояние звукопроизношения ребенка. Записывайте, какие стихи умеет рассказывать малыш, какие сказки может пересказать. Зафиксируйте, чисто ли произносит ребенок звуки [с], [с'], [з], [з'], [ц] к четырем годам.)
_________________________________________________
Период с четырех до пяти лет. (Продолжайте отмечать, как развивается речь ребенка. Записывайте образцы его высказываний. Отмечайте, какие стихи он знает наизусть, какие сказки может пересказать, может ли составить рассказ по серии картинок, может ли связно рассказать, что видел на прогуле или делал в детском саду. Отметьте, чисто ли произносит ребенок к пяти годам звуки [ш], [ж], [ч], [щ].)
_________________________________________________
Период с пяти до шести лет. (Записывайте образцы высказываний вашего ребенка. Фиксируйте, какие грамматические ошибки есть у него в речи. Отметьте, не путает ли ребенок похожие звуки. Проверьте, может ли ребенок оставить рассказ по картине. Умеет ли он отгадывать загадки? Все ли звуки ребенок правильно произносит к шести годам? Умеет ли ребенок читать, может ли печатными буквами написать свои имя и фамилию?)