Найти тему
Фильманьяк

Нормальный (2009) - убийца доказывает адвокату обратное

Камера символично знакомит нас с убийцей, как бы с опаской находясь на расстоянии. По мере развития диалога это расстояние начнёт сокращаться.
Камера символично знакомит нас с убийцей, как бы с опаской находясь на расстоянии. По мере развития диалога это расстояние начнёт сокращаться.
Германия, 30-ые годы. Страна на пороге больших перемен. В Дюссельдорфе схвачен серийный убийца Петер Кюртен, жертвами которого пали несколько девушек. Молодой юрист Юстус Венер становится его адвокатом, искренне считая Кюртена безумцем, и рассчитывая на этом выиграть дело. Но чем больше он общается с подзащитным, тем больше для него самого размывается та грань, за которой начинается безумие...
Павел Гайдос - обладатель таких черт лица, при которых из невинности вполне может обратиться в монстра. Напоминает Давида Дастмалчяна с его способностью играть как недотёп, так и маньяков.
Павел Гайдос - обладатель таких черт лица, при которых из невинности вполне может обратиться в монстра. Напоминает Давида Дастмалчяна с его способностью играть как недотёп, так и маньяков.

Чешский триллер о Петере Кюртене, печально известном «Вампире из Дюссельдорфа», который в большей степени прославился как один из тех субъектов, что послужили прототипом для убийцы из знаменитого «М» Фрица Ланга. Сюжет «Нормального» - в наибольшей степени фантазия сценаристов, не имеющая чего-то общего с реальными фактами из жизни Кюртена. Поэтому все претензии касательно несовпадений стоит сразу отмести и рассматривать это экранное воплощение Кюртена примерно как Ганса Беккерта из «М».

Единственные кадры, наполненные светом - это воспоминания главного героя, фантазии, вырывающие его из мрачной действительности.
Единственные кадры, наполненные светом - это воспоминания главного героя, фантазии, вырывающие его из мрачной действительности.

Вопрос же стоит не о дотошности пересказа, а о поднимаемой теме, вынесенной в заглавие. Юный адвокат-идеалист, чьи отношения с родителями до сих пор заставляют искать опору в жизни, берётся за дело Кюртена, чтобы доказать миру, что его клиент невменяем, ибо верит, что нормальный не способен на такие вещи. Опытный артист Милан Князко является на экран в полумраке, и камера выразительно выхватывает из тьмы его лик при таком освещении, что артист становится чуть ли не двойником Джека Николсона.

После вторжения Кюртена в тот светлый уголок, где была невинность Венера, это место уже не такое как раньше.
После вторжения Кюртена в тот светлый уголок, где была невинность Венера, это место уже не такое как раньше.

Пока у зрителя невольно возникают ассоциации с Николсоновскими эксцентрично-безумными ролями, Князко гипнотизирует зрителя (и адвоката) въедливым взглядом, метафорами о природе зла, и в целом производит впечатление человека высокого интеллекта, рядом с которым юнец-адвокат откровенно съёживается. Дальше сценарий пойдёт уже по знакомой тропинке, открывая для нашего идеалиста глубины тьмы в мире и собственной душе.

Режиссёр не пугает зрителя мясом и фонтанами крови. В признаниях убийцы куда более важную роль играют те оттенки ощущений, которые визуализируют на экране.
Режиссёр не пугает зрителя мясом и фонтанами крови. В признаниях убийцы куда более важную роль играют те оттенки ощущений, которые визуализируют на экране.

В общем, в отличие от «М» здесь, за исключением некоторых занятных пассажей, что даст Кюртен, нет чего-то принципиально нового. Обычная мораль в духе того, что лучше почаще вспоминать Ницше и не заглядывать в бездну. Для насмотренного зрителя не будет откровением и вынесенный в название ленты феномен «обыденности зла». Хотя финальное пророчество Кюртена с исторической дистанции воспринимается уже иначе. В этом смысле лента, разумеется, наследует идеологию предыдущего экранного воплощения Кюртена в ленте Робера Оссейна «Вампир из Дюссельдорфа»

Фильм вообще хорош на скриншоты для пабликов с депрессивными цитатами.
Фильм вообще хорош на скриншоты для пабликов с депрессивными цитатами.

Прямо как в «Элементе преступления» картина стилизована в духе кошмарного сновидения. Что характерно - не только в сценах с убийцей. Страна, окружающий мир - всё вокруг выглядит то мертвецки бледным, то зловеще сокрытым в тени пороком. Вот только в отличие от действительно выдающейся работы Ларса фон Трира, стилизация в «Нормальном» порой не знает меры, рискуя обратиться в китч. Уж больно движет молодым режиссёром Юлиусом Шевчиком желание эстетизировать каждый кадр, отчего может может появиться такой эффект... Ну, скажем, как если бы «Город грехов» стал превращаться в «Мстителя».

Несмотря на всю ирреальность происходящего, это кино не воспринимается как монструозная фантазия - за минувшее нормальных стало только больше.
Несмотря на всю ирреальность происходящего, это кино не воспринимается как монструозная фантазия - за минувшее нормальных стало только больше.

Удушливая камерная атмосфера в холодном мраке всё-таки создаёт максимальное чувство дискомфорта для зрителя. Так что если хочется услышать ещё одну исповедь маньяка, то посмотреть это кино определённо стоит. Пусть даже порой некоторые его компонент грешат балансом, рискуя показаться понтами молодого режиссёра. Впрочем, наверняка найдутся и те, кто будет в восторге от подобной формы экспрессионизма.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.