Незабываемая турецкая певица Берген, завоевавшая известность в жанре арабески, ушла из жизни в возрасте 30 лет. Талантливая певица была yбитa мужем, который неоднократно применял к ней насилие, обжёг ей лицо кислотой, из-за чего она ослепла на один глаз.
Уже несколько лет шли разговоры о планах создать фильм о Берген. Наконец, 4 марта 2022 года фильм вышел в прокат, состоялась мировая премьера, и его сопровождал кассовый успех. В Западной Азии фильм заработал около 5 млн долларов в период от 16 июня по 22 июля 2022 года. Он был признан самым успешным фильмом в регионе. "Берген" стал первым турецким фильмом, показанным в Саудовской Аравии.
Режиссёры Джанер Альпер и Мехмет Бинай создали фильм по сценрию Йылдыза Баязита, Семы Кайгусуз, Эрдинча Улутаса.
В ролях:
Берген – Фарах Зейнап Абдулла,
Халис – Эрдан Бешикчиоглу,
Сабахат – Тильбе Саран,
снялись также Нергис Озтюрк, Ахмет Каякесен, Ариф Пишкин, Шебнем Сонмез, Вургун Адалайи, Мюфит Айтекин и др.
В городе Козан Турции показ фильма был отменён.
Причина – в этом городе живёт убийца певицы, её бывший муж Халис Сербест.
В Стамбуле на премьере дежурили силовики. А продюсеры фильма вынуждены были нанять телохранителей. И всё из-за этого Халиса.
После выхода фильма Халис Сербест подал иск против создателей фильма с обвинением в клевете.
Этой осенью картина вышла на телеэкраны Турции.
Берген прожила всего 30 лет. Всё, чего она хотела, – это петь. Но приступы ревности её мужа Халиса не позволяли ей выступать на сцене.
Её называли "женщиной страданий". Причиной этого прозвища стала мучительная любовь, с которой она жила.
Она любила человека, который постоянно избивал её, но каждый раз прощала его.
Давайте расскажем историю с самого начала.
Бельгин Танынмышер родилась в Мерсине 16 июля 1959 года. Её мать была акушеркой, а отец – маляром. В 1966 году родители развелись. Мать с дочерью переехали в Анкару. После школы Бельгин поступила в Госконсерваторию Анкары на фортепьянное отделение. У неё был потрясающий голос. Она окончила два курса, безденежье не позволило ей учиться дальше.
Девушка мечтала стать певицей. Однажды представился шанс осуществить свою мечту. Она пошла с друзьями в ночной клуб Feyman. Её вывели на сцену. Исполнила песню «Batsın Bu Dünya». Она получила предложение на работу от владельца клуба Ильхана Феймана. Это случилось в 1977 году.
Бельгин выбрала себе в качестве сценического псевдонима название норвежского города Берген. Одни пишут, что она название этого города увидела в газете, и оно ей очень понравилось. Другие полагают, что она увидела надпись "Берген" на виолончели. Будучи студенткой музыкального факультета, она училась играть на музыкальных инструментах.
И Бельгин стала Берген...
Началась жизнь на сцене. У неё произошёл роман с таксистом Ялчином, но Ялчин отказался от девушки. В фильме показывают, как мать Бельгин потребовала от Ялчина, что дочери нужно учиться, и она не позволит им пожениться.
Берген была красивой женщиной со множеством поклонников. Она наслаждалась ярким миром и славой.
А потом появился он. Халис Сербест увидел её в ночном клубе и влюбился. Он посылал цветы за кулисы каждую ночь. А Берген выбрасывала цветы в мусорное ведро, она не согласилась стать девушкой Халиса.
Берген купила себе машину в кредит. Но не успела расплатиться, машина сгорела. Халис утешал её, обещал купить ей машину сам. Купил. Но потом девушка узнала, что ту машину поджёг Халис, чтобы, подарив новую машину, сблизиться с ней.
Постепенно так и получилось: Берген влюбилась в Халиса. Они поженились. Оказалось, что у Халиса была другая семья, а брак с Берген был фальсификатом. У Халиса были и дети. Это был мафиози, который подкупал всех, кого надо, и безнаказанно творил свои криминальные дела.
Он ревновал, запрещал Берген петь, постоянно избивал и мучил её.
Она сбегала от него, уезжала то в Мерсин, то в Измир, выступала в клубах. Но он всегда находил её. Они то расставались, то воссоединялись. Во время одного из побегов Бельгин Халис поджёг её дом в Анкаре.
Наконец, Халис развёлся с другой женой и женился на Берген официально.
Халис требовал, чтобы она не выступала на сцене. Но та не слушалась.
И Халис нанял бандита, чтобы он плеснул ей в лицо кислоту.
Берген пролежала в больнице 45 дней с обожжённым лицом. Перенесла множество операций на лице, ей сохранили лишь левый глаз, а правый ослеп.
Халиса посадили в тюрьму на 14 лет.
Берген затеяла бракоразводный процесс, который затянулся на многие годы. Добилась развода лишь в 1989 году.
А Халис сидел. По амнистии вышел из тюрьмы через 6 лет вместо 14.
Берген пела и имела бешеную популярность. Освободившийся Халис преследовал женщину, поджёг дом её матери. Берген подала заявление в полицию. Вместе с матерью мигрировала из города в город, спасаясь от него и выступая в клубах.
...Перед местом отдыха в районе Чамалан в Тарсусе остановилась машина. Из машины, направлявшейся из Измира в Мерсин, вышли две женщины.
Было 14 августа 1989 года, 05:30 утра.
Женщины вошли в закусочную и сели за угловой столик.
Когда одна из них повернула голову, чтобы отдать распоряжение человеку, стоящему рядом с ним, она ужаснулась. Перед ней стоял не официант, а её бывший муж. Она хотела вскочить с места и убежать, но он сильной рукой схватил её за плечо.
"Давай снова помиримся и начнём всё сначала", – хриплым голосом проговорил черноволосый мужчина. Женщина отказалась, не задумываясь. Мужчина был настойчив, но обе женщины непреклонны.
Минутный напряженный разговор закончился тем, что мужчина из-за пояса вытащил пистолет и выстрелил.
Женщиной, в которую стреляли, была Берген, известная солистка эстрады. "Женщина страданий". Рядом с ней кричала её мать, Сабахат Танынмышер... А стрелял в них бывший муж Берген Халис Сербест... Разъярённый Халис в бывшую жену выпустил шесть пуль, в её мать – три пули. Она была ранена.
К приезду скорой помощи Берген уже не дышала. Её мать отправили в реанимацию. К моменту прибытия полиции Халис успел скрыться.
Раненую Сабахат Танынмышер вылечили.
Халис сбежал в Германию. Там был осуждён за какие-то другие преступления и отсидел несколько месяцев. Его экстрадировали в Турцию.
На родине Халис Сербест за убийство жены и ранение её матери был осужден на 15 лет.
Но за хорошее поведение срок сократили до 3 лет. Ещё минусовали месяцы, которые он отсидел в Германии и Турции после экстрадиции.
Итого осталось 7 месяцев, которые он отсидел легко и быстро.
Вышел и женился снова.
Халис Сербест считает, что его жена заслужила наказание убийством.
Считает, что полностью отбыл наказание.
По турецким традициям, женщина, поющая в ночном клубе – это позор.
Берген похоронена в родном городе Мерсине. Её мама установила клетку на могиле дочери с закрывающимися на замки калитками. Потому что Халис угрожал, что даже кости мёртвой жены будут принадлежать только ему и он сделает с ними всё, что сам пожелает. Несчастная мать боялась, что он откопает из могилы кости дочери. После смерти Сабахат была похоронена рядом с дочерью.
Халис родом из Аданы. У него начальное образование. Занимался текстильным бизнесом. Нынче проживает в городе Козан провинции Адана.
Живёт со своими четырьмя детьми от второй жены.
В интервью на одном из ТВ-каналов Халис сказал: "Убийство совершается во имя чести. Я не сожалею, что убил Берген".
После выхода фильма о Берген Халис Сербест подал иск о возмещении материального и морального ущерба, нанесённого ему просюдерской компанией фильма "Берген", вышедшего на прокат в 2022 году.
Адвокат Халиса Тайлан Первер Ялныз заявил, что жизнь его клиента была записана на плёнку без его согласия.
"Моему клиенту угрожают смертью. Он постоянно подвергается оскорблениям в социальных сетях. Есть фильм, снятый без согласия, и ситуация, в которой нарушается закон",– заявил адвокат.
Суд Козана отклонил ходатайство Халиса.
Я не нашла нигде информации о возрасте Халиса. Но он в фильме довольно пожилой мужчина. Его роль исполняет актёр Эрдан Бешикчиоглу 1970 г.р.
Я посмотрела фильм "Берген", в сети послушала песни в оригинале, т.е. в исполнении самой Берген. Посмотрела видеозаписи с ней.
Роль Берген в фильме сыграла Фарах Зейнеп Абдулла. Она сама исполнила и песни Берген. Увы, голос Зейнеп – бледное подражание голосу певицы, у Берген классический профессиональный голос, с глубоким тембром. Вот попробуйте сравнить голос Гагариной и Бузовой. Примерно такая разница. Пение Зейнеп – это самодеятельность средней руки, несмотря на использование современных технических возможностей.
Движения во время выступления тоже не совсем по-бергенски. У Берген, как видно по видеозаписям с её концертов, энергичные движения были кратковременными, более скромными и органичными, без сильного виляния бёдрами. Характерными для 80-х движениями. Когда звучит музыкальное сопровождение без пения, Берген быстрыми шагами под музыку, подтанцовывая, кружась, двигается по сцене. Иногда у неё типичные турецкие танцевальные движения. В них присутствует своя мера, свой вкус.
В записях видно, как Берген много общается с зрителями со сцены, рассказывает о своих песнях. Между песнями со сцены раздаёт автографы. Шутит, смешит зал. С каждой песней её движения становятся более энергичными, она зажигает и зрителей, накал страстей растёт, зал бешено аплодирует, подпевает, хохочет её шуткам. Её движения далеки от современных стилей. Но в них есть свой шарм.
Всего этого я не увидела в движениях Фарах Зейнеп Абдуллы. Не понравилось, как она в роли Бельгин первый раз вышла на сцену и сразу слишком энергично стала подтанцовывать под музыку. Так не бывает. Это выглядело не правдоподобно и не очень естественно. Во-первых, она впервые вышла на сцену, во-вторых, вряд ли с первого раза могла держаться слишком вольно на традиционной турецкой сцене будучи 17-летней турчанкой.
Также в голосе Зейнеп не хватает трагизма, мощи, глубокого тембра, мелизмов и других свойств голоса и исполнения, характерных Берген. У Берген голос одновременно и звонкий, и глубокий.
Конечно, понимаю, что невозможно полностью копировать другого человека и полностью воспроизводить его внешность и движения. Такое редко случается и редко получается.
Первоначально эту роль предложили Серенай Сарыкая, которая приступила было к серьёзной подготовительной работе. Но съёмки отложили, а когда объявили начало съёмок, у Серенай не было возможности из-за занятости в других проектах.
Фильм я смотрела в переводе на русский язык. Дубляж, по-моему, тоже не очень удачный. Женские голоса часто истеричные, крикливые.
Режет ухо произношение имени Бельгин с ударением на первый слог. В турецких именах ударение обычно падает на последний слог. Неужели актёров дубляжа никто не консультирует о произношении турецких имён?
А самое странное – псевдоним Берген, взятое от названия европейского, норвежского города, артисты русского дубляжа произносят с ударением на последнем слоге. В название города, кстати, ударение падает именно на первый слог, поэтому ударение на первый слог в имени Берген хоть чем-то можно было бы оправдать.
В сети также немало коллабораций с записями Берген, где они получают современное звучание, современное инструментальное сопровождение. Звучат довольно круто.