Найти тему

Новый не значит надёжный. Крушение Як-42 и халатность руководства

28 июня 1982 года Як-42 авиакомпании «Аэрофлот» выполнял рейс по маршруту Ленинград—Киев. На борту находились 124 пассажира и 8 членов экипажа. Самолёт был практически новым, выпущен лишь за год до описываемых событий.

Як-42
Як-42

На подходе к Киеву экипаж получил команду снизиться до 7800 метров. Снижение осуществлялось под контролем автопилота. Неожиданно угол пикирования резко увеличился. Стабилизатор не реагировал на команду подъёма носа самолёта, поэтому автопилот отключился. Як-42 уходил во всё более отвесное пикирование. Пилоты потянули штурвалы на себя, но тут возник левый крен, достигший через несколько секунд 35 градусов. Лайнер, вращаясь, понёсся к земле со скоростью 600 км/ч. Из-за колоссальных аэродинамических перегрузок конструкция фюзеляжа начала разрушаться и на высоте 5700 метров Як-42 разорвало на несколько частей.

Тот самый борт
Тот самый борт

Обломки самолёта были найдены разбросанными на территории площадью 23 квадратных километра у западной окраины деревни Вербовичи (неподалеку от белорусского города Наровля). Все 132 человека на борту погибли. Это крупнейшая авиационная катастрофа на территории Белоруссии, а также в истории самолёта Як-42 и всех самолётов ОКБ Яковлева.

В расследовании причин катастрофы принимал участие сам генеральный конструктор ОКБ Яковлева Александр Сергеевич Яковлев. Комиссия установила, что причиной резкого пикирования лайнера стал катастрофический отказ механизма перестановки стабилизатора (МПС), представляющего собой винтовой домкрат. Из-за проектно-конструктивной ошибки винтовая пара постоянно находилась в условиях повышенного износа. Износу также способствовал неудачный выбор смазки. Регламент по осмотру данного механизма был таков, что при периодических осмотрах каждые 300 лётных часов признаки повышенного износа винтовой пары обнаружить было невозможно.

Часть механизма
Часть механизма

В результате этого резьба настолько износилась, что во время полёта произошло разъединение гайки и винта. Так как данный механизм является одновременно и передней опорой для стабилизатора, то от набегающего воздушного потока он быстро перешёл на максимальный угол, тем самым введя самолёт в пикирование. При росте скорости воздушный напор оторвал стабилизатор из-за чего возник левый крен.

После катастрофы эксплуатация и производство Як-42 были приостановлены на два года. При тщательном осмотре эксплуатируемых самолётов повышенный износ резьбы привода стабилизатора был обнаружен на многих из них.

За выпуск в серию дефектной конструкции механизма были осуждены руководители, утвердившие чертежи МПС, поставившие на них свои подписи и печати. Сергей Андреев - заместитель Главного конструктора Московского машиностроительного завода «Скорость» был приговорён к лишению свободы на три года условно и штрафу в 5000 рублей по 172-й статье УК РСФСР (Халатность). Георгий Румянцев (начальник бригады ММЗ «Скорость») и Юрий Первушин (начальник отдела механизмов) по той же статье были приговорены к двум годам условно и штрафу в размере 3000 рублей. Всем им запретили занимать руководящие должности в своей сфере, однако Первушин и Румянцев продолжили работать в конструкторском бюро. Что касается Андреева, то наказание для него смягчили, и он снова смог занимать руководящие посты.

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Ваши реакции вдохновляют нас на написание новых статей. Заранее спасибо от всей команды!

"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday/