Пару дней назад в своём выступлении на форуме Валдайского клуба, комментируя "географические планы" в Западном направлении Путин сказал о том, что у нас хватает своих территорий, требующих освоения.
И освоение это уже идёт. О трёх проектах из которых один реализован частично. Второй запущен буквально на днях. А о работе над третьим объявили совсем недавно я расскажу в этом репортаже из цикла "Что нового в стране, где ничего нет?
Совсем недавно через реку Енисей был открыт новый, самый северный на этой великой реке мост. Даже если вы здесь в первый раз, наверняка слышали об этом событии.
Но задача моста не только в том, чтобы обеспечить надёжную и круглогодичную связь между двумя берегами. Мост - это всегда часть какого-то более значительного маршрута. После ввода в эксплуатацию Высокогорского – в Красноярском крае продолжают активно развивать транспортную инфраструктуру правобережья Енисея и Нижнего Приангарья. Идет проектирование новой автодороги через глухие таежные дебри до центра Мотыгинского района.
Если взглянуть на карту или даже поднять в воздух дрон, то правобережье представляется совершенно неосвоенной, бескрайней тайгой. Но это не совсем так.
После того, как новый мост под Лесосибирском обеспечил надежное и круглогодичное транспортное сообщение с ранее отрезанными от «большой земли» населенными пунктами, где (с учетом вахтовых и сезонных сотрудников) проживают около 100 тыс. человек; активизировались и дорожные работы в этой части. В том числе потому, что теперь можно подвозить необходимые для прокладки дороги материалы. Так идет активная реконструкция правобережной автодороги 04К-339.
Крупный для Сибири центр лесохозяйственной и добывающей промышленности, отрезанный от круглогодичного сообщения с большой землей, – поселок Мотыгино административный центр Мотыгинского района. Одного из самых перспективных, как по огромным запасам ценных руд, так и по лесным, водным ресурсам.
Территория в 19 тыс. кв. километров по площади только чуть-чуть не дотягивает до Словении, но зато превосходит Кувейт. Но, "вся соль земли", разумеется, не в километрах.
Ещё в советское время кроме золота в недрах района были обнаружены богатые залежи сурьмы, полиметаллических свинцово-цинковых руд, фосфатно-ниобиевых и железных руд, бокситов, магнезита, талька, вермикулита, каменного угля. Разработка большинства месторождений ещё впереди. Именно на этой сырьевой базе власти страны планируют создать перспективный Ангаро-Енисейский кластер.
До постройки моста добраться до Мотыгино из Красноярска можно было лишь преодолев три паромных переправы: через Енисей (к Стрелке), Тасееву и Ангару. В итоге 500 километров оборачиваются примерно 10 часами пути. Осенью и весной до Мотыгина можно добраться только самолётом.
А в связи с глобальным потеплением процесс становления и таяния льда растягивается теперь на больший срок.
В мае этого года проектная документация и результаты инженерных изысканий II этапа получили положительное заключение государственной экспертизы, на I этап проектная документация также уже готова и проходит оценку. Намеченный срок окончания главгосэкспертизы – до конца 2023 года.
Ориентировочная стоимость работ составляет порядка 23 млрд руб.
Что в три раза дороже Высокогорского моста с автомобильными подходами к нему.
Крупнейший в Сибири транспортно-логистический центр уже заработал.
Этот проект был запущен буквально пару дней назад и стал одним из наиболее важных транспортно-логистических проектов настоящего.
Пока запущена только первая очередь транспортно-логистического центра «Сибирский». Новосибирский терминал способен обрабатывать полносоставные контейнерные поезда и стал крупнейшим в Сибири. Запуск позволит нарастить объемы перевозок на Транссибе грузов в контейнерах и ускорит доставку импорта с Дальнего Востока.
— Впервые на территории области создается контейнерный терминал, в котором сразу в технологию заложена возможность обработки полувагонов, перегрузки контейнеров в этих видах вагонов, — сообщил губернатор Новосибирской области Андрей Травников, подчеркнув масштаб и значимость нового ТЛЦ для развития региона.
До конца года терминал сможет принимать до пяти контейнерных поездов с полувагонами в сутки, а к 2025 году — 15 поездов ежесуточно, доложили власти. Данный проект увязывает сразу несколько направлений, как внутрироссийского, так и международного масштаба.
А когда скорый на Игарку?
Фразу из американской комедии "Евротур" вполне можно применить к этой новости. Те из вас, кто смотрел этот фильм, наверняка поняли о чём речь. Оказавшись в Братиславе молодые американцы поинтересовались у местного жителя (на фото), как скоро ближайший поезд на Берлин? На что тот ответил: о, да вот уже скоро! Они как раз строят дорогу!
За день до открытия терминала в Новосибирске президент России В. Путин поручил начать проектирование строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали (СевСиб), которая соединит Ханты-Мансийский автономный округ с Байкало-Амурской магистралью (БАМ).
«Правительству РФ совместно с правительством Кемеровской области – Кузбасса, федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук» и открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» рассмотреть вопрос о строительстве Северо-Сибирской железнодорожной магистрали», – сказано в документе.
Доклад по этому поручению должен быть представлен не позднее 1 марта. Ответственным за его исполнения назначены премьер-министр Михаил Мишустин, губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев, президент РАН Геннадий Красников и гендиректор РЖД Олег Белозеров.
Если подняться на несколько километров вверх по течению реки Курейки (одного из крупнейших притоков Енисея), то на берегу встретишь настоящий паровоз. Он давно проржавел и выглядит здесь словно инопланетный корабль.
За внешне дикими местами скрывается один из грандиозных проектов периода ГУЛАГа.
Кстати, развалины лагерей тоже можно встретить в этих местах.
Амбициозная, но так и не осуществлённая задумка по строительству северной железной дороги. Те, кому довелось бывать в этих местах имеют представление о том, что значит "суровый климат". Отсутствие логистики - главный тормоз развития северных территорий. По линии устья Курейки как раз проходит линяя Полярного пояса.
Ещё севернее от этих мест находятся Игарка, Дудинка и более известный Норильск. Все они фактически оторваны от большой земли. Но... через несколько лет эта ситуация может измениться. Тем более, что часть проекта давно уже реализуется в районе Салехарда.
21 апреля 2021 года президент России Владимир Путин в ходе своего послания Федеральному собранию РФ объявил о необходимости запуска Северного широтного хода для освоения богатств Арктики.
Северный широтный ход (СШХ) - проект строительства железнодорожной магистрали, которая свяжет полуостров Ямал с Уралом и Северо-Западом России и обеспечит связь транспортной системы России через порт Сабетта с Северным морским путем. Пройдет по маршруту Обская-2 - Салехард - Надым и далее в направлении Нового Уренгоя по реконструированному существующему участку. Железная дорога предназначена для освоения природных запасов Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО).
Проект Северо-Сибирской железной дороги появился в 1950-е гг. Ранее предполагалось, что железная дорогая пройдет через ХМАО, Томскую область, Красноярский край и Иркутскую область, где соединится с БАМом. СевСиб был включен в проект Стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 г. Ранее замгубернатора Томской области по экономике Андрей Антонов сообщал, что этот проект имеет огромное значение для организации грузопотоков в названных регионах.
Словом, строки из песни Владимира Кузьмина "и поезд мчит меня в сибирские морозы" в скором времени может заиграть новыми красками.
Спасибо всем, кто дочитал до конца. Дзен по прежнему жёстко пессимизурует такие материалы. Поэтому моя особая благодарность всем, кто жмёт палец вверх. И оставляет комментарии.
Подписывайтесь, если ещё нет!
Ещё больше новостей и событий в новом блоге "Новости DM_812".
Дмитрий Матвеев || DM_812 - A posteriōri
В ВК vk.com/dm_812