Понятие железного занавеса как почти неодолимого барьера между СССР и остальным миром стало широко использоваться как в официальном, так и бытовом языке после знаменитой Фултонской речи Уинстона Черчилля, ознаменовавшей начало "холодной войны". Это произошло 5 марта 1946 года.
Однако сам этот барьер возник отнюдь не в это время, а гораздо раньше, фактически сразу после октябрьского переворота 1917 года, когда Советская Россия оказалась в блокаде и изоляции. Что касается яркого словесного образа железного занавеса, то его использовали еще раньше, в частности, его можно встретить у Герберта Уэльса в «Пище богов» аж в 1904 году. Правда, знаменитый фантаст не имел в виду отношения между Россией и Западом.
Друзья, пожалуйста, подпишитесь на мой новый канал Это просто поэзия . Там нужно минимум 10 подписчиков, без этого Дзен не рекомендует его в ленте.
А вот Василий Розанов, написавший в 1917 году книгу «Апокалипсис нашего времени», как раз подразумевал российскую историю. А тот антисоветский смысл, который вложил потом Черчилль в это понятие, впервые был использован Жоржем Клемансо еще в 1919 году, когда он заявил буквально следующее: «Мы желаем поставить вокруг большевизма железный занавес, который помешает ему разрушить цивилизованную Европу».
В период "холодной войны" политика изоляционизма расцвела пышным цветом и была выражением борьбы двух систем — капиталистической и социалистической. Зримым образом этого отгораживания стала Берлинская стена. В те времена "железный занавес" поддерживался с обеих сторон, но не был сплошным. Между странами существовали все виды связей, включая взаимный туризм. Но были ограничения.
Особенно жестко барьер соблюдался с советской стороны. Из-за границы впускали и выпускали туда только сто раз проверенное, не противоречащее советской идеологии. Это касалось как книг, фильмов, так и туристов, выезжающих за рубеж. Контакты с иностранцами внутри страны были ограничены и регламентированы. Наиболее активных в общении вызывали в КГБ и требовали объяснений. В каждом иноземце виделся шпион. Однако, "железный занавес" с лязгом упал вместе с распадом СССР. Символическим актом начала новой жизни стало разрушение Берлинской стены. Тогда казалось, что все это больше не вернется.
Но увы. «Железный занавес» опять упал между Россией и странами Запада. Притом инициатором стала Европа, закрывшая свои границы для россиян в буквальном смысле слова. Более того, например, Литва собирается натурально строить забор между собой и Россией. Западные фирмы спешно свернули бизнес в нашей стране. Российский спорт исключен из мирового на неопределенное время. И т.д. Есть ли для этого основания? К сожалению, есть. Наша страна смертельно напугала соседей и продолжает это делать.
Не знаю, кому хорошо от наличия «железного занавеса». Мне, например, плохо. Я надеюсь, что в скором времени моя страна перестанет быть мировой страшилкой и вновь уберет барьеры между собой и цивилизованным миром.
Читайте еще на моем канале:
Цивилизация риска: что это такое
Как отличить реальную новость от фейковой или манипулятивной