Один из наиважнейших для нас вопросов по истории Великой Отечественной войны — почему наши граждане воевали на стороне Третьего Рейха против Советского Союза и сколько их было?
На первую половину вопроса ответ, в целом, более или менее понятен. Тут можно выделить следующие группы людей.
Первая — это жители территорий, которые были присоединены к СССР в 1939 и 1940 годах. Самое тут неприятное, что они просто считали нас оккупантами. При том, что речь ведь идёт про наши территории, которые преступно были утрачены.
Вторая группа — те, кто, поддаваясь пропаганде, или сами шли воевать против власти большевиков. В стране было немало людей, которые советскую власть, мягко говоря не любили, не говоря уж о тех, кто был раскулачен, расстрелян, сидел в лагерях, или их потомках. Увы, но за годы советской власти таких набралось немало.
Надо заметить, что в этих двух случаях винить нам некого, кроме себя.
Третья группа — это представители разных национальностей, кроме русской, которые поддались на национальную или, реже, религиозную пропаганду, и шли воевать в рядах немецкой армии под лозунгом национального освобождения. Увы, но таких всегда хватает в любой многонациональной стране.
Ну и четвёртая группа — это те, кто просто спасал свою жизнь в плену или в условиях оккупации.
Надо заметить, что количество таких добровольцев всегда зависит от успехов на фронте. В 1941 и 1942 годах, пока Красная Армия терпела одно сокрушительное поражение за другим, желающих встать в ряды Вермахта, СС или полиции было много. Когда же на фронте ситуация поменялась, то целые формирования коллаборационистов переходили на стороны партизан.
Так что в целом с этим вопросом некоторая ясность есть.
А вот сколько же всего наших людей перешло к немцам — это вопрос наисложнейший.
Конечно, есть много разных исследований, обычно фигурирует цифра в 1.2-1.5 миллионов человек. Разброс довольно велик и едва ли может устраивать.
Вся беда в том, что несмотря на всю немецкую аккуратность в учёте, точных данных нет у самих немцев. Во-первых, потому, что сама аккуратность под вопросом большим. А во-вторых, и это главное, наши (и не только наши) бывшие граждане служили в разных структурах Третьего Рейха и переходили из одной в другую.
В первую очередь можно выделить:
Вермахт, причём тут отдельно надо вести речь про тех, кто служили в боевых и вспомогательных частях, и отдельно «хиви»;
Войска СС;
различные формирование полиции на оккупированной территории.
Больше всего наших людей в составе Вермахта служило в Восточных легионах — 225-250 тысяч человек. Разброс уже довольно большой. И непонятно, включена ли в эти цифры 162-я (тюркская) пехотная дивизия.
В составе Вермахта находилась и Русская Освободительная армия Власова. Однако, её численность была невелика — лишь одно полная дивизия. Все остальные формирования, включённые в РОА были переданы из других структур, да и единственные целая дивизия тоже сформирована по большей части из других частей коллаборационистов.
Самое непонятное в Вермахте — это количество «хиви» (Hilfswilliger). Приводятся самые разные цифры, от 600 тысяч до 900 тысяч человек и даже более. Но первая цифра — это лишь численность «хиви» в 1943 году, да и то без учёта Люфтваффе и флота.
Как мне кажется, самая большая проблема в том, что даже если и установить относительно точное число «хиви», то, кто сказал, что это всё наши бывшие граждане? Судя по доступным документам, немалую долю в их числе составляли чехи и поляки. Судя по разведывательным сводкам именно 1943 года, в подавляющем большинстве немецких дивизий на Восточном фронте до 20% (а порой и до 30%) составляли русские, поляки и чехи. Поскольку пока не в одних исследованиях нет даже приблизительного числа чехов и поляков, которые служили в Вермахте (о них практически никто и не упоминает), то пока проблема выглядит просто нерешаемой. А так как речь идёт о сотнях тысяч людей, то понятно, что определить сколько именно наших людей служили в Вермахте в качестве «хиви» — невозможно.
И это ещё не говоря о том, что некоторое число наших бывших граждан были просто зачислены в разные подразделения Вермахта и нигде не учитывались отдельно. Например, считается, что к немцам перешли до 100 тысяч советских «фольксдойче». Если они знали немецкий язык (а они обычно знали), то вполне могли служить в Вермахте, причём решение принималось на уровне дивизии или даже полка. Примеров таких хватает.
Что касается войск СС, то, надо понимать, что инонациональные формирования из наших бывших граждан в них начали массово появляться со второй половины 1943 года. Причём, на базе уже сосуществующих структур, главным образом полиции, но и частично Восточных легионов.
То есть у нас получается две системы подсчёта. С одной стороны, попытка посчитать представителей разных народов. А с другой учёт по национальным частям и соединениям. Это приводит к путанице. Так, например, многие русские и белорусские пленные называли себя украинцами.
В Крыму же, например, было создано несколько подразделений полиции, которые формально набирались из крымских татар, но кто там только не служил. Достаточно сказать, что точно было несколько евреев и эстонцев.
Я приведу тут данные по двум разным источникам о количестве представителей разных национальностей. Сам разброс цифр (не говоря о том, что все они округлённые и приблизительные) уже говорит о том, что проблема с подсчётом, скорее всего не решаемая.
…общая численность представителей народов СССР, которые входили в вооружённые формирования на стороне Германии (вермахт, войска СС, полиция), составляла: русские — более 300 тыс., украинцы — 250 тыс., белорусы — 70 тыс., казаки — 70 тыс., латыши — 150 тыс., эстонцы — 90 тыс., литовцы — 50 тыс., народы Средней Азии — ок. 70 тыс., азербайджанцы — до 40 тыс., народы Северного Кавказа — до 30 тыс., грузины — 25 тыс., армяне — 20 тыс., волжские татары — 12,5 тыс., крымские татары — 10 тыс., калмыки — 7 тыс. человек (всего около 1 млн 200 тыс. человек).
Или
…военную службу на стороне Германии в 1941—1945 годах несли примерно 1,24 млн граждан СССР: 400 тыс. русских (в том числе 80 тыс. в казачьих формированиях), 250 тыс. украинцев, 180 тыс. представителей народов Средней Азии, 90 тыс. латышей, 70 тыс. эстонцев, 40 тыс. представителей народов Поволжья, 38,5 тыс. азербайджанцев, 37 тыс. литовцев, 28 тыс. представителей народов Северного Кавказа, 20 тыс. белорусов, 20 тыс. грузин, 20 тыс. крымских татар, 20 тыс. русских немцев и фольксдойче, 18 тыс. армян, 5 тыс. калмыков, 4,5 тыс. ингерманландцев (преимущественно в финской армии).
Как видите, точность данных, весьма приблизительная, особенно с учётом совершенно непонятного числа «хиви».
И, видимо, более точные исследования так и не будут проведены. Я же вам порекомендую мою статью про один очень интересный немецкий документ.