Найти в Дзене
СНЕГИРЬ

Петроглифы России, которые стоит увидеть собственными глазами

Оглавление

Где в России можно увидеть рисунки древних людей? Что на них изображено? Какие из них ставят ученых в тупик и почему?

Наскальные рисунки — это настоящая летопись древнего мира, позволяющая нам посмотреть на него глазами людей, живших тысячи лет тому назад. И если археологические находки доносят до нас преимущественно бытовую часть жизни — как строили, что одевали, какими предметами пользовались, то наскальная живопись показывает самые важные смысловые аспекты мировосприятия — то, что было настолько важным для наших предков, чтобы они посчитали необходимым запечатлеть это на века.

Существует два основных типа рисунков:

  • Петроглифы (или писаницы — как их чаще именуют у нас в России) — это достаточно компактные изображения непосредственно нарисованные и/или выбитые на каменной поверхности на уровне человеческого роста. Они могут располагаться как в пещерах, так и на открытом воздухе и, как правило, встречаются сразу в большом количестве (до нескольких тысяч в одном месте).
  • Геоглифы — огромные и чаще единичные изображения гигантского размера оставленные непосредственно на земле или скалах так, чтобы их было видно с высоты или издалека.

Рассмотрим самые интересные памятники обоих типов на территории России.

*Всевозможные мегалиты, просверленные или обработанные под прямыми углами камни, валуны антропоморфных форм и прочие свидетельства древнейших эпох оставляем за рамками этой статьи.

Капова пещера (Шульган-Таш), Башкирия

Возраст рисунков: порядка 14 000 лет

Общее количество: около 200 шт

Капова пещера
Капова пещера

В 1959 году зоолог Александр Рюмин спустился в Капову пещеру на Южном Урале (правый берег реки Белой в десятке километров от Уфы) для изучения обитавших в ней летучих мышей. Именно ему посчастливилось стать первооткрывателем целой россыпи наскальных рисунков. И это стало настоящей сенсацией в научном мире, так как до этого столь реалистичные и высокохудожественные изображения животных были найдены лишь в пещере Альтамира в Испании еще в далеком 1868 году. Долгое время испанская находка считалась подделкой, так как была единственной в своем роде, противоречившей утверждению о том, что искусство зародилось лишь в Древнем Египте. Наследие Каповой — спустя почти столетие после обнаружения Альтамиры — помогло переубедить скептиков всего мира. (А также показало, что наскальные рисунки распространены не только в Западной Европе).

"Первая фигура лошади передана весьма реалистично, вплоть до копыт и изгиба ног. Это типичная разновидность дикой лошади с небольшой головой и характерно изогнутой шеей. Рисунок этот имеет немало аналогий во Франции".
Археолог Отто Бадер. Из книги «Каповая пещера»

Что изображено: на стенах Каповой пещеры ученые обнаружили около 200 изображений животных. Интересно, что все они идут в одну сторону. Среди них и лошади, и носороги, и бизоны, и многие другие, но главный и самый многочисленный — мамонт. Кроме того имеются несколько изображений хижин и лестниц.

-3

Как изображено: большинство рисунков Каповой пещеры сделаны охрой — причем они именно нарисованы, а не выбиты, так как известняк местных скал очень твердый и не позволяет создавать рельефные изображения. Размер рисунков составляет порядка 50 сантиметров.

Помимо рисунков в пещере найдены емкости для разведения краски, специальные жировые лампы, не дававшие копоти, а также черепа (без скелетов). Есть версия, что в пещере были захоронены древние шаманы. По другой версии — пещера представляла собой древнее святилище или капище — отсюда и ее название «Капова». Другие же верят, что название происходит от слова «капель» — звука падающих капель, который разносится по всей пещере. По-башкирски пещера называется «Шульган-Таш», что означает «исчезнувшая гора».

Капова пещера
Капова пещера

Капова пещера интересна не только наскальными рисунками: это целая череда просторных гротов, подземных озер и галерей протяженностью около 2 километров. С Каповой пещерой связано множество местных преданий. В башкирских легендах говорится о том, что здесь обитает сам дух уральских гор — огромный всадник на крылатом коне, приносящий удачу. Другие легенды рассказывают о том, что в пещере жил некий подземный народ (чудь белоглазая?), хранивший многочисленные золотые сокровища.

Н.К.Рерих. Чудь подземная
Н.К.Рерих. Чудь подземная

Уральские писаницы, Верхний и Средний Урал

Возраст рисунков: 5 тыс.лет

Что изображено: геометрические фигуры (сетки, зигзаги, линии, круги, волны), звери (в особенности лоси и олени), птицы (утки, лебеди, гуси), птице-люди и антропоморфные существа.

Урал знаменит не одной только Каповой пещерой — всего на территории уральских гор и вдоль протекающих здесь рек (Колва, Вишера, Тура, Прокопьевская Салда, Тагил, Нейва, Реж, Ирбит, Чусовая, Исеть, Серга) найдено столько рисунков (называемых писаницы), что описать каждый не представляется возможным. Так, в книге «Наскальные изображения Северного и Среднего Урала» В. Н. Широкова и С. Е. Чаиркина 2011 г. собрано и отмечено на карте Урала более 50 писаниц с наскальными рисунками.

Уральские писаницы
Уральские писаницы

Их особенности следующие:

  • Изображения обычно не выбиты и не процарапаны на скалах, а именно нарисованы крупными мазками с помощью цветного пигмента. Ширина линий примерно соответствует ширине подушечки пальца, в связи с чем предполагается, что рисунки наносились непосредственно руками.
  • Чаще всего рисунки сгруппированы компактными группами — по 5–20 изображений. Нередко они нанесены на какой-то один конкретный камень или выступающий мыс. То есть здесь не встречаются огромные многотысячные скопления петроглифов, как на Алтае и Лене, протянувшиеся на километры, но буквально повсюду расположены отдельностоящие священные камни или скалы, на которые нанесено сразу множество рисунков.
Уральские писаницы
Уральские писаницы

Среди самых известных — писаница на Еловом мысе (4 км от Екатеринбурга, близ д. Палкино), Северская писаница (п. Северск у горы Медвежка), Ирбитский писаный камень (у г. Артемовский), Шайтанская писаница (на 40-метровой скале Шайтань-Камень у д. Галанино).

Уральские писаницы на карте и списком
Уральские писаницы на карте и списком

Петроглифы Сикачи-Аляна (с. Малышево), Дальний Восток

Возраст рисунков: самым старым изображениям около 12 000 лет, наиболее «молодым» — около 3 000 лет.

Общее количество: 300 штук

-9

Примерно в 70 километрах от Комсомольска-на-Амуре на правом берегу одноименной реки между нанайским селом Сикачи Аляна и селом Малышево расположен настоящий парк петроглифов под открытым небом протяженностью порядка 5 километров. Он был обнаружен и научно описан Р. К. Мааком в 1859 г.

Изображения нанесены на поверхность базальтовых валунов, которые лежат непосредственно на берегу Амура в затапливаемой (!) зоне — то есть в некоторые годы эти камни вовсе не видны. В связи с этим обоснованно считается, что многие изображения даже не обнаружены, некоторые валуны несомненно перевернуты картинками вниз, а многие камни и вовсе унесены наводнениями и лежат где-то на дне Амура. Только за последнее столетие льдины повредили и унесли порядка 100 камней — они были описаны и зарисованы первыми исследователями, но теперь их уже нет.

-10

Как изображено: линии рисунков НЕ нарисованы, а выдолблены прямо в камне ровными дорожками с высокохудожественными изгибами.

Что изображено: основная масса найденных изображений - это сцены охоты, лоси, лошади, люди в лодках и некие антропоморфные маски (предполагается, что это личины шаманов). Есть также изображения мамонтов. Подобное разнообразие сюжетов уникально — так, в других местах на Амуре также нередко находят петроглифы, но, как правило, их не более 1–2 в одном месте.

-11

Характер сюжетов и их принадлежность к той или иной культуре разные исследователи трактуют совершенно по-разному:

  • Преобладает точка зрения, что это артефакты нанайской культуры (т. е. это маски шаманов, лики предков, анатомически верные изображения зверей, которых предполагалось добыть на охоте и проч.), однако, согласно официальной же истории последних еще не было в данном регионе 12 тыс. лет назад когда появились первые изображения.
  • Ряд исследователей отстаивает точку зрения, что петроглифы принадлежат древним славянам (!), так как вся символика пропитана солярными символами, характерными именно для этого этноса (т. е. петроглифы изображают богов, женские и мужские энергии, солярные циклы, важные календарные даты равноденствий и солнцестояний в аллегорической форме). Кстати, это вовсе не фантастика — так, например, в бухте Дальнего Востока недавно был найден хорошо сохранившийся корабль — поморский коч IX–X века, то есть морские переходы до Дальнего Востока вовсе не были чем-то принципиально невозможным для наших предков. Теория о том, что русские пришли в Приамурье в XVII веке — ошибочна. Подробнее про петроглифы Сикачи-Аляна и все обозначенные трактовки можно посмотреть в фильме «Тайный код Амурских ликов».

Онежские петроглифы, Карелия

Возраст рисунков: 5–6 тыс. лет

Общее количество: 1 100 изображений

На другом краю России — в Карелии также есть целый «парк» петроглифов под открытым небом. Здесь они выбиты на прибрежных скалах Онежского озера (восточный берег примерно в 20 километрах от города Пудож). Исследователи находят их на участке берега протяженностью около 20 километров, но основная часть сосредоточена на выступающих мысах: Бесов Нос, Гагажий, Кладовец, Пери Нос.

Как изображено: рисунки выбиты на поверхности прибрежных скал. Глубина бороздок колеблется от 1 до 4 мм, при этом размер некоторых изображений может достигать 4 метров.

Онежские петроглифы
Онежские петроглифы

Многие камни с рисунками зарастают лишайниками, также ежегодный ледоход сглаживает поверхность валунов, в результате со временем многие изображения разрушаются и обнаружить их становится не так легко. Лучше всего рисунки видны на закате или на восходе. Наклонные солнечные лучи подсвечивают их так, что картины проступают особенно ярко, более того — древним художникам даже удалось добиться эффекта движения — игра теней и скольжение лучей по рисункам буквально «оживляют» их.

Что изображено: птицы, лебеди, лоси, ящерицы, люди, лодки, солярные знаки, сцены охоты на белух, сексуальные сцены, деторождение, непонятные существа, знаки и символы.

Онежские петроглифы
Онежские петроглифы

Основные герои онежских петроглифов — лебеди, лоси, киты-белухи и люди. Впрочем, лебеди изображены с настолько непропорциональными шеями, что больше похожи на подводных ящеров плезиозавров. Изображения людей в большинстве своем хорошо узнаваемы — обычно в профиль, с одной рукой и одной ногой, часто с луком, капканом или на лодке. Тем удивительнее наличие неких двуногих существ с шарами вместо головы, больше напоминающих инопланетян.

Онежские петроглифы
Онежские петроглифы

Многие условно «солярные» знаки — (их относят к символам луны и солнца, хотя они все нарисована на трех специфических ножках, что под разными углами делает их похожими одновременно на НЛО, рацию, скафандр, радар или телевизор) — ориентированы строго на запад или восток, что позволяет предположить, что на Онежском озере располагалась некая древняя обсерватория.

Онежские петроглифы
Онежские петроглифы

Одно из наиболее необычных изображений — так называемый Бес. Представляет собой 2,5 метровое существо с квадратным «телевизором» вместо головы. Трещина в камне пересекает эту фигуру ровно пополам — вероятно, изображение было задумано именно так изначально. А поверх него — уже в XV—XVII вв. монахи Муромского монастыря выбили православный крест — очевидно, о рисунке шла какая-то молва и нужно было «нейтрализовать» его силу. Впрочем, аномальная зона существует по сей день — в радиусе 1 км от рисунка Беса на лодках отказывает навигация, а часы могут отстать или уйти вперед.

Онежские петроглифы
Онежские петроглифы

Беломорские петроглифы, Карелия

Возраст рисунков: 4–5 тыс лет

Общее количество: 3 000 (Бесовы следки).

Что изображено: люди, животные, сцены охоты, сексуальные сцены, шаманы.

Петроглифы Белого моря
Петроглифы Белого моря

Там же в Карелии, но еще севернее — уже на берегу самого Белого моря (Сорокская губа) расположено еще одно скопление петроглифов. Здесь они сконцентрированы в трех группах:

  • первой в 1926 г. этнографом Александром Линевским были найдены Бесовы следки (название очень характерное для всех древних «языческих» артефактов). Здесь в районе острова Шойрукша собрано около 3000 изображений и сегодня они наиболее доступны для туристов — есть отметки, помогающие их увидеть, дорожки, облагороженная территория.
Рисунок Шамана, беломорские петроглифы
Рисунок Шамана, беломорские петроглифы

Наиболее интересный рисунок — Шаман «в позе Луга». Он стоит на одной ноге, приподняв левую руку, один глаз — закрыт. Все указывает на некую связь с потусторонним миром (вспомним о Бабе-Яге, у которой одна нога костяная, о скандинавском одноглазом боге Одине, о Лешем, который всгзда носит одежду наизнанку и проч. — во всех индоевропейских культурах несимметричность, одноглазость, одногоность всегда указывают на фигур, ходящих между мирами, и здесь и там).

Петроглифы Белого моря
Петроглифы Белого моря
  • Примерно в километре от них расположена другая группа, получившая название Ерпин Пудас. Здесь изображения в основном расположены в труднодоступных местах и видны хуже — многие скрыты под водой, другие — стерлись от времени. Основные сюжеты: люди на лыжах, эротические сцены и… охота неизвестного существа на тюленя.
Петроглифы Залавруга
Петроглифы Залавруга
  • Последней была открыта Залавруга: на площади в 200 м² разбросаны впечатляющие сцены охоты в натуральную величину. Есть зимние сцены — на лыжах, а есть летние — на лодках.

Заметим, что лыжники — один из любимейших сюжетов древних художников вообще, то есть такой способ передвижения не просто был хорошо известен нашим предкам испокон веков, но и в принципе был неотъемлемой частью жизни, быта и охотничьих походов. А, может быть, в мире где не было автомобилей, самолетов и всего прочего — лыжи были тем самым «волшебством», способным подарить чувство полета и настоящей скорости, в связи с чем им могли приписывать даже и какое-то сакральное значение.

Петроглифы Залавруга, Белое море
Петроглифы Залавруга, Белое море

Как изображено: характер нанесения изображений и их размеры схожи с Онежскими петроглифами: это выдолбленные в камне линии, глубиной порядка 1–4 мм. Размер изображений колеблется от крошечных (несколько сантиметров) до 4 метров.

Калбак-Таш и Адыр-Кайа (Адыр-Кан), Алтай

Возраст рисунков: самым древним изображениям около 7 000 лет, самые поздние относят к X  в. н. э.

Общее количество: около 5 000

На расстоянии примерно в 6 километрах друг от друга расположены два комплекса с петроглифами Горного Алтая (на правом берегу реки Чуи, в 10 километрах до ее впадения в Катунь): урочище Калбак-Таш («ложка-камень») и Адыр-Кайа («рваная/отвесная скала»).

Как изображено: все рисунки выбиты на скалах в форме линий и углублений

Что изображено: сцены охоты, быта, солярные символы, изображения животных, людей и неопознанных объектов

Калбак-Таш
Калбак-Таш

По характеру и типу рисунков все они условно разделены на четыре группы: неолит, эпоха бронзы, скифская эпоха и древнетюркская эпоха. Больше всего рисунков датированы эпохой бронзы (III — I тыс. до н. э.) и здесь наблюдается наибольшее разнообразие сюжетов: реальные (медведи, змеи и др.) и мифические животные, вооруженные воины, женские изображения, погонщики, вьючные быки и колесницы, солярные символы. Другие изображения в основном посвящены сценам охоты на козлов, оленей, медведей и быков. У многих животных внутри тел часто изображены какие-то круги или скругленные прямоугольники — есть гипотеза, что в них зашифрованы древние календарные системы.

Петроглифы Калбак-Таш
Петроглифы Калбак-Таш

Впрочем, есть и вовсе загадочные изображения: например, люди с хвостами. Некоторые ученые трактуют их как своеобразную «третью руку», то есть оружие. Также имеются изображения крошечных людей рядом с великанами, фигурки с головами в форме грибных шляпок и необычные люди с «пустотами» или «экраном» в груди.

Петроглифы Калбак-Таш
Петроглифы Калбак-Таш

Любопытно изображение некого драконообразного существа. Считается, что это один из редчайших примеров, когда наскальный рисунок мифического содержания удалось точно соотнести с существующей местной легендой — в алтайском шаманизме это Кер-чутпа или Кер-тютпа, который, с одной стороны, помогает шаманам совершать путешествия между мирами (отсюда хвост в форме лестницы), а, с другой стороны, питается злыми людьми с пустыми душами, когда они попадают в загробным мир (не этот ли человек изображен с пустотой в груди?)

Петроглифы Калбак-Таш
Петроглифы Калбак-Таш

Помимо петроглифов Калбак-Таш знаменит собранием рунических надписей — самым крупным не только на Алтае, но и во всей России! На трех скальных поверхностях здесь выбита 31 строка рунического письма, которое до сих пор никем не прочитано.

Адыр-Кайа, воин
Адыр-Кайа, воин

Соседнее святилище Адыр-Кайа (или в русифицированном варианте — Адыр-Кан) известно прежде всего изображением воина, выбитым на вертикально стоящем вытянутом камне. Его также именуют оленным камнем или «Чуйским воином». Поблизости надены захоронения (всего 27), в том числе курганного типа и еще около сотни наскальных рисунков. Скорее всего, все вместе составляло комплекс древнего святилища, чей возраст оценивается в 2–3 тыс.лет.

Долина Елангаш, Алтай

Возраст рисунков: 3-4 тыс. до д.э.

Общее количество: до 30 000 — 50 000 рисунков, крупнейшее скопление петроглифов в Азии.

Карта петроглифов на Алтае
Карта петроглифов на Алтае

В Горном Алтае сосредоточено такое огромное количество петроглифов, что даже перечислить все в рамках одной статьи будет невозможно. Петроглифические комплексы рассыпаны по всему краю и иногда отстоят друг от друга не больше, чем на 20 километров.

Но про скопление в долине Елангаш (Кош-Агачский район) необходимо рассказать отдельно: ведь оно крупнеешее в Азии и известно на весь мир. Здесь — на участке протяженностью 18 километров учеными было скопировано около 30 000 наскальных изображений, общее же их число оценивают в 50 000. Первые исследования местности начались еще в конце XIX века.

Петроглифы долины Елангаш
Петроглифы долины Елангаш

Что изображено: лошади, олени, быки, волки, верблюды, сцены охоты, конные всадники, собаки, колесницы, знаки и символы. Мамонты, шерстистые носороги и саблезубые тигры.

Вероятно, рисунки здесь наносились на скалы в течение нескольких тысячелетий к ряду — в результате сегодня в этом музей под открытым небо можно увидеть летопись разных эпох и культур. Сами изображения сильно разнятся по качеству и стилистике: есть схематичные линии, вроде детских рисунков, а есть высокохудожественные изображения в стиле изделий скифского золота.

Петроглифы Елангаш
Петроглифы Елангаш

Боярская писаница, Хакасия

Возраст рисунков: XI—III вв. до н. э.

Общее количество: порядка 130 петроглифов в большой группе + 40 петроглифов в малой группе.

Расположены петроглифы на горном хребте Бояры, протянувшемся вдоль Енисея (с. Троицкое, Боградского района Хакасии). Аналогично беломорским они также лучше всего видны в косых лучах солнца — в данном случае на восходе. При прямых солнечных лучах петроглифы почти сливаются со скалами из-за покрывающего их лишайника.

Боярская писаница
Боярская писаница

Что изображено: сцены повседневной жизни, дома и укрепления, котлы, животные.

Основная часть изображений — что довольно необычно для петроглифов — это вовсе НЕ животные и люди, а дома. Есть здесь и кочевые юрты, и бревенчатые избы, и некий гибрид — бревенчатые юрты, характерные именно для Хакасии. Впрочем, есть версия, что это изображения захоронений — так как в качестве погребальных конструкций люди также нередко возводили сооружения, напоминающие дома, в которых обитают живые.

Животные в Боярской писанице идут лишь вторыми по общему количеству изображений. Представлены олени, козлы, быки, собаки, коровы, яки, лошади и бараны. В людских фигурках различимы всадники, лучники, пастухи и охотники.

Интересно, что встречается здесь и очень много изображений котлов (17), бочонков (7), а также ряд изображений связанных с обработкой и приготовлением пищи, что также НЕ характерно для петроглифов, которые обычно сконцентрированы вокруг темы зверей, охоты, солярных символов и — реже — деторождения.

Боярская писаница, дома и домашние животные
Боярская писаница, дома и домашние животные

В общем и целом складывается впечатление, что характер Боярской писаницы — женский (в отличие от других — «мужских» петроглифических собраний), с приоритетом таких понятий как домашний очаг, быт, хозяйство. Можно предположить, что в этих местах располагалось какое-то святилище с женским культом.

Сцены с охотниками в этой связи не должны нас смущать, так как последние находки ученых в разных частях света указывают на то, что в древние времена охота была совместным занятием женщин и мужчин.

Рисунки относят к тагарской культуре, которая является близкой (или составной) для широкого понятия скифской культуры. Для тагарской характерны многочисленные курганные захоронения с бронзовыми предметами: ножами, кинжалами, зеркалами и фигурками «летящих» оленей с подогнутыми ногами и ветвистыми рогами.

В отделке тагарских кинжалов нередко встречаются изображения грифона, который, как известно, является символом Тартарии, что зафиксировано во многих собраниях флагов XVIII—XIX вв.

Грифон на флагах Тартарии: слева — американский сборник флагов 1865 года, справа — перечень морских флагов 1709 г., снизу — К.Алярд, Книга о флагах.
Грифон на флагах Тартарии: слева — американский сборник флагов 1865 года, справа — перечень морских флагов 1709 г., снизу — К.Алярд, Книга о флагах.

В то же время в целом ряде исторических справочников и карт приводится прямая аналогия между Тартарией и Скифией. Название современного Северного Ледовитого Океана на картах также взаимозаменяемо — Тартарский и/или Скифский. Что в итоге приводит нас к простой и очевидной аналогии: тагарская культура = Тартария = Скифия. А скифы, в свою очередь, это прямые предки в том числе и славян (но также я целого ряда других народов). Полная тождественность скифов, сарматов и славян еще 100 лет назад была незыблемой и всем известной истиной — читать подробнее со ссылками на источники.

«Новейшая география» 1809 г.
«Новейшая география» 1809 г.

Карта России Меркатора 1595 г. Фрагмент.
Карта России Меркатора 1595 г. Фрагмент.

Сулекская писаница, Хакасия

Возраст рисунков: 2 тыс. лет до н. э. — самый старые изображения; VII—IX вв. н. э. — самые молодые.

Еще одно собрание петроглифов на территории Хакасии расположено в долине реки Июс, близ с. Копьево. Сулексой писаницей место называется по названию улуса Сулеков, располагавшегося здесь в XIX века, когда писаница и была открыта (1847 г.). На местном наречии писаница носит наименование «Пичиктиг-Так», что в переводе означает «Писаная гора».

Сулекская писаница
Сулекская писаница

Общее количество: несколько тысяч рисунков

Что изображено: шаманские ритуалы, сцены борьбы животных с животными, людей с животными и людей с людьми, рунические письмена, цифры и символы.

Сулекская писаница
Сулекская писаница

В отличие от предыдущей — условно «женской» Боярской писаницы — Сулекская сугубо «мужская», что ясно видно из разницы сюжетов. Здесь все борются друг с другом: верблюды кусают своих противников верблюдов, лучники упражняются в мастерстве друг против друга и при охоте на животных. Из предметов есть только колесницы и оружие. Существенная часть сюжетов посвящена богам — в частности есть изображение трёхрогого божества. Большинство изображений — всадники и животные: олени, козлы, лошади, верблюды.

Как изображено: техника нанесения рисунков отличается от других мест. В то время как чаще всего петроглифы «вырезаны» в камне и/или нарисованы с помощью какого-либо красящего пигмента, то здесь значительная часть изображений выполнена в технике выбивания — то есть не линиями, а точками — как пунктир по контуру. Но есть и «традиционные» изображения вырезанные линиями.

Томская писаница, Кемеровскся обл.

Возраст рисунков: 4 тыс лет.

Общее количество: около 300

Томская писаница (около 25 км от Кемерово — на реке Томь) представляет собой крупнейший за Уралом музей-заповедник, раскинувшийся на площади 156 га. Позиционирует себя как музей нового типа — место семейного отдыха, совмещающее историю, фольклор и погружение в природу.

Томская писаница - заповедник
Томская писаница - заповедник

Помимо наскальных рисунков заповедник примечателен тем, что здесь ежегодно проводятся традиционные фольклорные и этнографические праздники: Рождество, Чыл Пажи, Масленица, Иван Купала. Есть 8 постоянный музейных экспозиций, реконструкции традиционных жилищ разных народов, часовня-храм, обширная экскурсионная программа, мини-зоопарк, школа каюров, стрельбы из лука, гончарная мастерская. Также имеется статус Кузбасской резиденции Деда Мороза.

Впервые о существовании древних рисунков стало известно еще в 1630-х гг, когда упоминания о них попали в «сказки» первопроходцев. Кстати, самые крупные изображения видны даже с противоположного берега реки.

Что изображено: лоси, птицы (сова), олени, медведи, солярные знаки, лодки, птицелюди, личины, антропоморфные существа, сцены охоты.

Петроглиф "сова" - символ заповедника
Петроглиф "сова" - символ заповедника

Примечательно изображение совы, ставшее своеобразным символом Томской писаницы ввиду своей уникальности — это крайне редкий сюжет для наскальных рисунков.

Основные же герои — лоси. Одновременное наличие лося и птице-человека — как ключевых мифологических образов — «роднит» это собрание с различными Уральскими находками.

Томская писаница
Томская писаница
«Образ оленя, обитателя Нижнего Мира, широко распространен в шаманских культурах Сибири. На туловище животного нанесены несколько вписанных друг в друга концентрических кругов — солярные знаки. Подобные сюжеты известны на писаницах Енисея эпохи бронзы и раннего железа». — В. А. Банаева.

Олени и лоси с концентрическими кругами внутри туловища вообще встречаются в наскальной живописи России повсеместно и вызывают много споров на предмет того, что означают круги. Версии следующие:

  • Это «космический олень» олицетворяющий солнце с лучами и его движение по небосводу;
  • Это попытка изобразить реальную мускулатуру оленя — то есть изображение связано с бытом, охотой и заготовлением мяса;

Также встречаются антропоморфные фигуры с некоторыми животными признаками — в частности медвежьими — ученые считают, что это изображения шаманов.

Томская писаница
Томская писаница

К слову сказать Томская писаница далеко не единственное скопление петроглифов на берегу реки Томь — оно лишь наиболее доступное и благоустроенное. Всего же на скальном массиве протянувшемся от села Пача до села Помошное представлено еще 7 скоплений древних наскальных рисунков.

Как изображено: некоторые рисунки прочерчены линиями, другие — выбиты на скалах. Ряд изображений отшлифованы, в некоторых сохранились остатки красящих пигментов.

Шишкинские писаницы, Иркутск. обл.

Возраст рисунков: 4–6 тыс лет. Самым древним изображениям, возможно, до 15 тыс.лет.

Общее количество: 1762 рисунка на 298 плоскостях скалы

Рисунки расположены на участке протяженностью 3 километра вдоль реки Лена на отвесных гладких скалах (д. Шишкино). Выглядит это зрелище весьма величественно — могучая река, древние скалы, нависающие над ней, и рисунки, обращенные к бескрайнему горизонту, оставленные здесь десятками народов в разные исторические эпохи (с неолита до XIX века): здесь и переход от охоты к скотоводству, и эпоха переселения народов, и появление казаков-первопроходцев, и христианские кресты.

Считается, что первооткрывателем петроглифов был небезызвестный Г. Миллер (1705—1783 гг.), который впоследствии — несмотря на эту находку и другие многочисленные артефакты Сибири им же лично найденные и увиденные — окрестил все Зауралье «неисторической землей» и посвятил немало своего времени и сил тому, чтобы доказать отсутствие в этих местах когда-либо в прошлом сколь-нибудь примечательных цивилизаций.

Шишкинская писаница
Шишкинская писаница

Прославил же это место в 1929 году советский академик А. П. Окладников — уроженец деревни, расположенной примерно в 150 километрах от памятника.

"Фигура марала выполнена в технике зашлифовки. Она очерчена одной широкой, почти непрерывной контурной полосой. Уцелела только передняя часть изображения, но этого вполне достаточно, чтобы судить о нем в целом. Рисунок оленя выполнен смелой, уверенной рукой, с превосходным знанием натуры и вместе с тем изящно… Голова животного узкая и длинная; она очерчена живо и точно. Особенно тщательно выделана на ней дугообразная выпуклость массивной нижней челюсти".
Алексей Окладников, Вера Запорожская. Из книги «Ленские писаницы»

Что изображено: олени, лоси, медведи, быки, верблюды, нерпы, кабаны, змеи, деревья, жилища, всадники, люди в лодках, всадники, пешие воины, сцены охоты, антропоморфные фигуры, дракон пожирающий солнце, рунические надписи.

Шишкинская писаница, "Якутский всадник"
Шишкинская писаница, "Якутский всадник"

Одним из самых знаменитых петроглифов этого собрания является так называемый Якутский всадник, который в настоящее время изображен на гербе Якутии — как есть без изменений. Рисунок на скале настолько четкий, что нередко туристы сомневаются — не новодел ли это. Но изображение настоящее — дело в том, что петроглифы со временем становятся слаборазличимы, даже если смотреть на них в упор. Чтобы туристы смогли хоть что-то разглядеть, смотрители периодически подновляют основные композиции белой краской внутри контура оставленного древним художником.

Шишкинская писаница
Шишкинская писаница

Примечательны также необычные изображения людей — так помимо хорошо узнаваемых всадников и лодочников, к которым нет особых вопросов, здесь есть хвостатые люди и люди с исходящими от головы лучами, наподобие солнца. Есть люди с грибными шляпками вместо голов.

Последние по времени изображения — кресты, церкви, парусные лодки — относятся уже к последним 4-м векам.

Как изображено: рисунки нанесены методом выскабливания — то есть на гладкой как лист бумаги скале «вытирались» шероховатые изображения.

Ленские (якутские) руны, Якутия и Иркутск.обл.

Отдельного упоминания заслуживают многочисленные наскальные надписи, выполненные руническим письмом, которые находят по всей Якутии и в Иркутской области, то есть на реке Лене и ее притоках — иногда их объединяют общим названием «Ленские писаницы». Они представляют собой схематические знаки вроде кругов, крестов, дуг, прямых и косых черт и полосок. Есть мнение, что это схематичные изображения людей и животных — своеобразное иероглифическое прото-письмо. С другой стороны, изображения весьма близки к рунам, то есть, возможно, носят слоговый характер.

Рисунки в районе Ленских столбов
Рисунки в районе Ленских столбов

Одно из крупных скоплений рисунков и рунических надписей находится на скалах Ленских столбов, которые сами по себе являются известным на всю страну туристическим объектом. Только в одном этом месте рунических надписей насчитывается более 1000. Никакие из них до сих пор никем не расшифрованы, но ученые предполагают, что они описывают некие религиозные ритуалы (???).

Ленские столбы
Ленские столбы

Встречаются рунические письмена и в вышеописанной Шишкинской писанице.

Еще одно впечатляющее скопление рун расположено на горе Суруктах-Хая.

Писаница Суруктах-Хая, Якутия

Общее количество: 16 групп, насчитывающих 800 рисунков и рунических надписей

Как изображено: рисунки и надписи выполнены охрой

В переводе с якутского «Суруктах-Хая» как раз и означает «скала с письменами». Находится она в одном из самых труднодоступных мест Олекминского района, в 150 км от впадения реки Марха в Лену. Ученые добирались до этих мест всего трижды:

  • в 1939 г. здесь побывал якутский исследователь А.Саввин;
  • в 1941 г. место исследовала группа Окладникова (прославившего Шишкинские писаницы на весь мир);
  • в 2011 г. его посетил отряд археологических экспедиций Музея археологии и этнографии СВФУ им. М. К. Аммосова, который впервые провел детальную фотосъемку памятника. Часть результатов можно увидеть на фотовыставке: «Rock Art писаницы Суруктах-Хая».
Рунические надписи, Якутия
Рунические надписи, Якутия
«Святилище представляет собой известняковую скалу высотой 21 м. Ее передний фасад, обращенный к реке, имеет довольно гладкую поверхность и напоминает отвесную стену. Многочисленные росписи, выполненные охрой различных оттенков, группами размещены на фасаде и торце скалы на разных высотах: наивысшая точка расположения рисунков — 11,5 метра от подножия скалы, нижняя от 6,3 метра».
(Лилия Алексеева, директор музея археологии и этнографии СВФУ им. М. К. Аммосова).

Больше интересных статей от журнала "СНЕГИРЬ":

Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями

О проекте "СНЕГИРЬ" - зачем нас читать и чем мы отличаемся от других каналов?

Как по-русски назывался в старину Млечный путь, Большая Медведица и другие созвездия?

Самые древние гербы русских городов - почему они именно такие и что они означают?

Отношение к деревьям на Руси - какие силы им приписывали?

Все губернии Российской Империи в открытках 1856 г. - какой была наша страна более 150 лет назад? Города, народы, гербы, экономика

***************************

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал - это очень помогает его развитию!

Дзен

VK

Telegram

You tube

Сайт журнала "СНЕГИРЬ"