Найти тему
Кин-дзен-дзен

Повелитель ветра (2023 г.) с Фёдором Бондарчуком про Фёдора Конюхова.

Кадр из фильма "Повелитель ветра".
Кадр из фильма "Повелитель ветра".

Сквозь ураган в Запорожской степи прошёл мальчишка лет двенадцати. С этих пор он ни о чём больше не мог думать, кроме как совладать с воздушной стихией. И к 2012 году, имея за плечами обучение в духовной семинарии, Одесскую мореходку и Ленинградское арктическое училище, Фёдор Филиппович Конюхов, наконец, впритык близок к реализации святой мечты детства - совершить кругосветку на воздушном шаре. Но погода вносит коррективы и надо поднимать судно немедленно, против всех уговоров и законов человеческой логики.

Историю Конюхова знают многие, рекордов покорения географических пространств разными способами под два десятка, но снимать решились только теперь. Случай уникальный, православный священник идёт против природы, причём всюду научными способами. Это даёт волю визуальному простору, как снять проход через смерч, покорение 9 вала Тихого океана, или полет сквозь бурю над атлантикой. Тут и божий промысел, и молитва и воодушевляющие видения и прочие религиозные составляющие в подмогу. Но перегибать тоже нельзя, уж слишком плоско могло получиться.

Получилось не плоско. Всё, к мелочам придираться - есть риск быть преданым анафеме и астракизму из собственного дома, в меру. Детство, первые попытки наперекор отцовскому слову, духовное учение, подготовка к полёту и, большая часть времени фильма, сам полет, настолько невероятный, насколько и уникальный. Попутно семейные отношения, с одной стороны терпение и смирение, с другой упрямство главы очага, вскользь показанные их выяснения, и финальное, как и всегда, воссоединение. Флэшбэки в детство, дед и родители, всё вместе работает на целое, а именно облет земли за немыслимое время. 

Кадр из фильма "Повелитель ветра".
Кадр из фильма "Повелитель ветра".

Зрителю дают малость того, из чего состоял рекорд. Технические детали в виде веса купола шара, приборная панель с дюжиной датчиков за которыми постоянно надо следить и в уме анализировать, варианты решения различных непредвиденных задач, сон с ключём на 15 над железной тарелкой и так далее. Но главный здесь, естественно, сам Конюхов. Ни на минуту не упускающий тысячи деталей из виду.

Бондарчук в главной роли компромисное решение, нет у него в глазах той лукавой усмешки Фёдора Филипповича, даже когда его вытаскивали из полётного батискафа. Тут надо быть священнослужителем, покорить все семь вершин Земли, оба полюса, переплыть на вёслах мировой океан и многое другое или прекрасным актёром, чтобы хоть искра заиграла от той, что мы каждый раз видим на лице путешественника. Но достаточно известным и издали иметь сходство с антагонистом. 

Режиссёр и сценарист Волошин, до этого в основном снимавший некое подобие артхауса, воспользовался стандартным набором мастерового, но как известно, в умелых руках даже топор способен сотворить чудо скульптуры. Здесь нельзя сказать, что снято небывалое, тем не менее кино увлекает, на каждом сюжетом повороте нас арканят новыми острыми моментами, которые равномерно распределены по всей длине картины, как израильское капельное орошение, вовремя дают напиться впечатлениями. 

Локаций заграницы мало, а те, что есть на экране, смущают либо топорностью, либо неестественностью, прямо как в советское время Лондон снимали в Таллине, так теперь степь Австралии снимали в Дагестане. И австралийские фермеры сердитые и грязные, но в нужный, самый напряжённый, момент фильма делают для экспедиции важное. 

В общем кино семейное, способное заронить зерно любознательности к географии, путешествиям и фигуре Конюхова. Маркировка 12+ условна, можно идти с дитём девятилетнего возраста, испытано лично. Впечатления крайне положительные и дневной сеанс просмотра способен сохранить задумчивое выражение на лице по крайней мере до вечера.