Найти в Дзене
Живописные истории

Реликварийный бюст Сан-Россоре работы Донателло

Сан-Россоре был христианским солдатом, замученным недалеко от Кальяри во время правления императора Диоклетиана (284–305 гг. н. э.).

В 1422 году Гумилиати (мирской религиозный орден) во флорентийской церкви Оньиссанти привезли главу святого из Пизы во Флоренцию.

Донателло (1386-1466) было поручено сделать реликварий в форме бюста для хранения этой священной реликвии, как записано в его катасто, или налоговых декларациях, за 1427 и 1430 годы.

Гумилиати сохраняли опеку над реликвией, а также над шедевром Донателло до 1570 года, когда Папа Пий V разогнал орден, который к тому времени уже находился в упадке.

Затем бюст перешел в руки семьи Корви из Брешии, а в 1591 году был подарен церкви Санто Стефано деи Кавальери в Пизе, где способствовал возрождению культа этого раннехристианского мученика.

До недавнего времени он оставался в Санто-Стефано, но кража и возвращение работы в 1977 году способствовали его передаче в Национальный музей Сан-Маттео.

-2

Абсолютная новизна реликвария Сан-Россоре очевидна даже в технике, которую Донателло использовал для его изготовления.

Большинство бюстов-реликвариев были изготовлены из чеканного серебра, но пизанский шедевр был отлит из бронзы, состоял из нескольких частей, которые соединили и затем позолотили.

Документы говорят нам, что реликварий был отлит из пяти частей Джованни ди Якопо дельи Строцца, специалистом в области литья. Однако Донателло был единственным ответственным за оригинальную модель бюста, а затем за кропотливую работу по завершению работы.

Гений Донателло вышел за пределы используемого материала и создал чудо совершенной иллюзии живой фигуры.

Кожа лица святого, его волосы и борода, стальные доспехи и особенно мягкая накидка поверх них — всё потрясающе реалистично и почти требует, чтобы к ним прикоснулись.

-3

В то же время мантия, накинутая на грудь фигуры, если смотреть спереди, как будто предполагает наличие небольшого основания под бюстом.

Это напоминает современным зрителям, что они видят бюст не реального человека, а священный сосуд, который должен был стоять на складках дорогой ткани, точно так же, как в то время выставлялись литургические предметы.

Фото с сайта https://pravoslavyy.ru/slovar/potir
Фото с сайта https://pravoslavyy.ru/slovar/potir