В заповедных и дремучих страшных Муромских лесах
Всяка нечисть бродит тучей и в проезжих сеет страх...
В. Высоцкий
Давно я планировала познакомиться с творчеством знаменитого гонконгского режиссёра Цуй Харка, да все что-то отвлекало. А тут - как говорится, не было бы счастья, да... Кинопоиск помог. На этом популярном ресурсе мы с дочкой увидели рекламу фильма "Детектив Ди и четыре небесных царя" (2018), и тут уж сами небесные цари велели посмотреть😊. Тем более, что тема судьи Ди мне всегда интересна. Изысканные интеллектуальные детективы Роберта ван Гулика об этом персонаже я люблю уже давно.
Однако за три года погружения в китайское кино и сериалы могла бы заметить, что в современном Китае чиновник и политический деятель VII века Ди Жэньцзе известен не как историческая фигура и даже не как герой литературного произведения типа Шерлока Холмса, а скорее как мифологический персонаж - защитник от злых сил и знаток необычных, в том числе и магических техник. Упоминания такого "судьи Ди" я встречала и в дунхуа, и в некоторых сериалах - но до сих пор, как ни странно, не смотрела ни одного фильма, где он был бы главным героем. Я почему-то подумала, что фильм о нем, да еще такой, где его называют "детективом", должен быть более реалистичным. Но ничего подобного. Фильм Цуй Харка оказался самой что ни на есть сказкой о фольклорном герое.
С самого начала в глаза бросается условность и "театральщина" всего происходящего на экране: сюжет, дизайн персонажей, манера актёрской игры - всё это напоминает какое-то средневековое представление на ярмарочной площади. В том смысле, что ни на малейший реализм тут никто вообще не претендует, с самого начала заявлено, что "Правда" - это другая газета, а наша - чтобы интересно было!"😀 И это, по крайней мере, честно. Некоторые наши критики ныли, что, мол, жанр уся уже "не торт", выдохся, это вам не "Герой" с его философией... На мой взгляд, сравнивать "Детектива Ди" с "Героем" - это как, скажем, сравнивать "Титаник" с "Броненосцем Потемкиным". То есть формально, может, основания и есть, но по сути - вообще ничего общего. Фильм Цуй Харка не претендует вообще ни на что, кроме развлекательности и исключительной креативности. Но зато уж в плане креативности - это серьёзная заявка на лидерство!
Сюжет-то довольно прост: после очередного успешного дела детектив Ди получает от императора невероятный артефакт - Жезл усмирения драконов. Императрица сильно против этого. Похоже, она имеет зуб на детектива - но почему, непонятно, так как фильм, ко всему прочему, является лишь одной из частей франшизы, остальные части которой вышли ранее - в 2010 и 2013 годах. Их я пока не смотрела. Но это, в общем, и не так уж важно для сюжета. Короче, императрица тайно приказывает начальнику стражи господину Юйчи выкрасть у детектива жезл, дав ему в помощь банду подозрительных личностей - вроде бы ярмарочных шарлатанов. Дальше идет сплошной экшен, в результате которого у начальника стражи ничего не получается, да и вообще он не горит желанием вредить детективу, так как тот - его названый брат.
Однако подозрительные личности, выглядящие как участники съезда нечисти в кафе "Гранд-отель"😂, втираются в доверие к императрице и даже подбираются уже к императору. Тем временем детектив Ди, пустив слух о своём отъезде из столицы, инкогнито расследует дело странных людей с помощью своего верного помощника и присоединившегося к ним господина Юйчи. Императрица глотает наживку и провозглашает себя главой службы расследований вместо "сбежавшего" детектива. Её помощники устраивают полнейший балаган во дворце, создав жуткую иллюзию. К этому моменту мы понимаем, что граждане не просто выглядят как нечисть, они и есть представители какой-то инфернальной секты, чьи права когда-то были ущемлены - и вот они решили отомстить. В общем, хаос выплёскивается на улицы столицы и остановить его удаётся только буддийскому учителю со своими мантрами... Да, и Жезл усмирения драконов тоже пригождается.
Ничего, что я так сливаю сюжет, не заботясь о спойлерах? Мне просто кажется, что именно детективная линия, несмотря на название, тут не главная. Какой-то особой оригинальности и интриги в ней нет, тем более что повествование довольно лоскутное, следить за сюжетом и так непросто, а уж если бы там была запутанная интрига, то смысл происходящего ускользнул бы от зрителя минут через 20 после начала фильма. А так просто смотришь все это действие как большой и красочный видеоролик, посвящённый демонстрации мастерства режиссёра, художников-оформителей и специалистов по визуальным эффектам. И в этом смысле там есть на что посмотреть!
Я так понимаю, у Цуй Харка есть свое оригинальное видение фэнтезийных персонажей и сцен, основанных на китайской мифологии. Его мир цзянху весьма узнаваем: похожую визуальную стилистику я видела в трейлере фильма "Семь мечей", но здесь она доведена до совершенства. Есть в нём что-то гоголевское (если возможно такое странное и неожиданное сравнение). Впрочем, у китайцев полно и своих авторов, писавших про нечистую силу, но нашему зрителю сравнение с Гоголем будет понятнее. Это прежде всего мир тех самых городских площадей с бедно, но живописно одетыми толпами народа, среди которых тут и там снуют совершенно гротескные фигуры, а иногда и реальные монстры, будто вылезшие из чьих-то кошмаров. Чем ближе к финалу, тем больше становится монстров.
А поскольку киношные монстры - моя давняя слабость, то эта часть фильма вызвала у меня наибольший восторг. Их много и сделаны они весьма достойно, особенно для 2018 года! Что мне особенно понравилось, режиссёр и художники картины ничем свою фантазию не ограничивают, в их паноптикуме прослеживаются параллели с самыми разными персонажами кино, литературы, фольклора и даже компьютерных игр! Колоритная огненная ведьма у нашего зрителя однозначно будет ассоциироваться с Бабой-Ягой, чудище, утыканное множеством глаз, у знатоков вызовет в памяти лавкрафтовского шоггота, зловещие безликие фигуры в капюшонах заставят вспомнить дементоров. Огромная горилла, конечно, Кинг-Конг (только поседевший), а красный шар из торчащих во все стороны языков - что-то среднее между той же лавкрафтовской хтонью и демонами из Doom. И вот кстати, задним числом вижу влияние визуального стиля Цуй Харка в более поздних фильмах "Нефритовая династия" (2019) и "Асассин: Битва миров" (2021), которые развивают это "инфернальное" направление китайского фэнтези. Возможно, работа того же художника. Но даже если нет, все равно в дизайне монстров видно явное сходство.
Актёры в фильме задействованы отличные. В главной роли - Марк Чао, с которым я как-то до сих пор мало была знакома, но читала о нём хорошие отзывы. По-своему интересный актёр, конечно, хотя в этом фильме не так много было простора для игры, все же основное здесь - экшен и спецэфекты. Детектив Ди в его исполнении, как и положено, интеллектуал, игра его ровная и спокойная. В роли начальника стражи Юйчи - Фэн Шаофэн, и вот он здесь играет в традиционном азиатском, немного гротескном стиле: активно таращит глаза, делает резкие движения - в общем, как может, создаёт впечатление балагана. Это любопытное художественное решение, потому что я же понимаю, что он умеет и по другому, он отличный актёр, владеющий большим диапазоном профессиональных техник.
То же могу сказать и о Карине Лау в роли императрицы У Цзэтянь - будущей единовластной женщины-монарха. В образе императрицы подчёркнуто её властолюбие, стремление полностью управлять ситуацией - и в тоже время в ней есть гротескная безуминка: её интерес к фрикам и подозрительным личностям. И зарождающаяся мания величия - в конце Ди замечает: "Императрица вообразила себя бодхисатвой" (буддийской святой). Игра актрисы здесь, соответственно, тоже довольно резкая и яркая. Еще одна интересная актриса здесь - это Ма Сычунь в роли женщины-убийцы. Такой, кстати, вполне традиционный образ для жанра уся, здесь его агрессивность ещё усилена диким гримом. Однако и в таком виде убийце удаётся привлечь внимание помощника детектива (актёр Линь Гэнсинь), и между ними разыгрывается классическая китайская схема ухаживания застенчивого паренька за свирепой воительницей. Она его то в бане зажмёт без штанов, то нож к горлу приставит, а он кайфует... така любоффь...🤣.
В общем, для тех, кто ищет "специфику" в китайском кино - она тут есть. При том, что режиссёр - даже не материковый китаец, которых у нас некоторые презирают, а представитель самой что ни на есть почтенной киношколы - "Гонконгской новой волны". То есть обвинить его фильм в том, что он "китайский, а значит некачественный и вторичный", будет совсем не комильфо. Но там же есть "специфика", а значит, "нам не понять" и "это только для внутреннего потребления"? Но почему-то международное признание чаще получают как раз фильмы со спецификой. И да, режиссёр намеренно снял забавное ярмарочное представление об истреблении чудовищ - такие наверняка можно было увидеть на площадях средневековых китайских городов, и пёстрая толпа зрителей дружно ахала над незамысловатыми поворотами сюжета и переживала за героев, сражающихся с монстрами. За тысячелетие ничего не изменилось - такие истории по-прежнему вызывают интерес. И не только у китайцев: судя по тому, сколько зрителей привлекают боевики "Марвел", истории о борьбе с монстрами везде в топе популярности. И история с национальным китайским колоритом ничуть не хуже всех остальных.
Кто смотрел фильм "Детектив Ди и четыре небесных царя", обсудим? А может, среди моих читателей есть знатоки творчества Цуй Харка? Можно было бы поговорить об этом режиссёре, тем более что в его очередном фильме снимается Сяо Чжань: интересно, чего стоит ожидать от этого сотрудничества. В общем, жду комментариев!