В начале марта 1962 года Владимир Высоцкий, гастролирующий с Театром миниатюр в Свердловске, пишет своей жене:
"Недавно принято было решение порадовать наших бабов 8-го марта капустником. Я чегой-то придумал. Но потом решили, что трудно ставить и взяли кое-что. Я это к чему: там есть такая песня:
Как хорошо ложиться одному
Часа так в два, в двенадцать по-московски,
И знать, что ты не должен никому,
Ни с кем и никого, как В. Высоцкий!
Правда, это я написал, но ты можешь судить по этому о моей отрешённости." (4 марта 1962, Свердловск. Письмо Л. Абрамовой)
Далее следуют уверения в примерном поведении и целомудрии супруга и признания весьма интимного характера. Может, и не стоило бы такие письма обнародовать, там много личного. С другой стороны, это единственный источник для некоторых произведений. Вряд ли где-то сохранился полный текст того капустника, что придумал Высоцкий. А эти 4 строки сохранились. Уверена, что и в письмах к Марине Влади, недоступных сегодня, найдётся ещё немало строк, неизвестных исследователям, публикаторам и читателям. Жаль только, не при нашей жизни.
Не знаю, случился ли праздничный капустник в труппе Московского нового театра миниатюр или нет, речь сейчас о другом. Не так давно наткнулась на текст песни Вертинского "Без женщин". Я не очень большой знаток творчества Александра Вертинского, но знакомые строчки разглядела сразу!
Как хорошо проснуться одному
В своем веселом холостяцком «флете»
И знать, что вам не нужно никому
Давать отчеты, никому на свете!
(Вертинский А. "Без женщин", 1940 г.)
Конечно же, это было не единственное поэтическое пересечение Высоцкого и Вертинского. Наши замечательные высоцковеды указывают и на первоисточник небольшого посвящения Борису Хмельницкому на рождение дочери Дарьи (1978):
Сколько вырвано жал,
Сколько порвано жил!
Свет московский язвил, но терпел.
Год по году бежал,
Жаль, что тесть не дожил —
Он бы спел, обязательно спел:
«Внученьки, внученьки, внученьки,
Машенькина масть!
Во хороши рученьки
Дай вам Бог попасть!»
Варианты, черновики: https://vk.com/page-50031359_55558036
Как известно, женой Хмельницкого и матерью Даши была Марианна Вертинская. Как же не перефразировать её знаменитого отца! Здесь взяты за основу две разные песни, две мелодии:
Дни бегут
Сколько вычурных поз,
Сколько сломанных роз,
Сколько мук, и проклятий, и слез!
Как сияют венцы!
Как банальны концы!
Как мы все в наших чувствах глупцы!
Доченьки
И порою над их колыбелью
Сам себе удивленно пою:
«Доченьки, доченьки, доченьки мои!
Где ж вы, мои ноченьки, где вы, соловьи?»
Вырастут доченьки, доченьки мои…
Будут у них ноченьки, будут соловьи!
Текстологи пишут, что вероятнее всего, ни сам Борис Хмельницкий, ни его жена не видели этого текста при жизни автора. Хотя в одной желтоватой газете читаю:
Актер уверял, что брак с актрисой Марианной Вертинской ему предсказал Высоцкий. Вот что он рассказывал в интервью «КП»:
- Полумистическая история! Мой друг по Театру на Таганке Володя Высоцкий еще в 1975 году написал мне стихотворение - это было за три года до моего брака с Марианной, когда я еще за ней даже не ухаживал. Мы просто вместе учились в Щукинском училище, дружили. Лишь спустя годы я перечитал то Володино стихотворение и понял, что оно было пророческое. Володя предугадал и мой брак с Марианной, и то, что у нее будут дочери, «внученьки» Вертинского" (Велигжанина А. Первый брак Борису Хмельницкому предсказал Высоцкий. - Комсомольская правда. 27 июня 2015)
Уж не знаю, кто тут прав и что на самом деле говорил в интервью актёр, но обычно имеющийся черновик датируют началом февраля 1978 года.
Всплеск популярности Вертинского после возвращения на родину не обошёл стороной ни семью Высоцкого, ни его окружение. Творчество Александра Николаевича было хорошо известно Владимиру Высоцкому с юных лет, тому есть немало свидетельств. Игорь Кохановский рассказывал, что в школьные годы, обзаведясь гитарой, радовал товарищей репертуаром Вертинского. Это было после окончания семилетки. Он же вспоминал, как тогда же исполнял Вертинского Володя Высоцкий:
"Нельзя сказать, что Володя умел играть на пианино в привычном понимании. Скорее, «садился он за клавикорды и брал на них одни аккорды».
Зачастую просто дурачился, аккомпанируя себе и напевая какую-нибудь смешную песню типа «Махнешь рукой, уйдешь домой, выйдешь замуж за Васю-диспетчера… Мне бить китов у кромки льдов, рыбьим жиром детей обеспечивать» или что-нибудь из Вертинского, которого мы очень любили, – но опять-таки пел не всерьез, а как-то занятно переиначивая его (помните эпизод из фильма «Место встречи изменить нельзя», где Жеглов-Высоцкий поет «Где Вы теперь? Кто Вам целует пальцы?»). Когда он приходил ко мне домой, то сразу садился за пианино и начинал что-нибудь бренчать." (Кохановский И.В. «Всё не так, ребята…» Владимир Высоцкий в воспоминаниях друзей и коллег)
Владимир Акимов вспоминал, как их школьная компания проникла на концерт Вертинского:
"В Москве, кажется в 56-м, впервые за много лет выступает Александр Вертинский. Концерт в театре Ленинского комсомола. Говорить о наличии билетов, думаю, нелепо. Но еще более нелепым было для нас на Вертинского не пойти. И мы пошли, человек восемь, наша школьная еще компания.
Сориентировались быстро: перед входом народ кипит ключом, конная милиция — несокрушимыми айсбергами. Соваться туда — безнадега полная. А рядом, в арке двора, темно и тихо — это наше. Володя первым приметил пожарную лестницу — всякий опыт в конце концов пригождается. Через чердак вниз, мимо каких-то с красными повязками, оробевших до столбняка, — как нож в масло! Мы не только прошли в зал, но и нашли места. Словно специально приготовленные для всех восьмерых. Раздвинулся занавес, и появился очень высокий, в черном фраке, ярчайше белой манишке Александр Николаевич. Сутуловатый — годы, — напоминающий стареющего грифа… Как же можно было не увидеть это?" (Владимир Высоцкий. Человек. Поэт. Актёр)
Кстати, концерты те были организованы родственником Высоцких - Павлом Леонидовым. Да и Семён Владимирович Высоцкий слыл человеком артистичным, в молодости даже посещал драмкружок. Мог своеобразно спеть романс Вертинского под фортепьяно. П.Я. Солдатенков в своей книге утверждает, что знаменитый "Лиловый негр" в "Месте встречи" именно так и исполнен Высоцким - в отцовской манере. (Солдатенков П.Я. Владимир Высоцкий. Биография на полях ассоциаций. М., 2023. С. 94)
Возможно, были и ещё какие-то пересечения в творчестве, не знаю, полноценного исследования, конечно, не проводила. Может быть, кто-то это уже давно сделал, мне же просто встретилась любопытная информация, которую собрала воедино. Если кто-то встречал ещё что-нибудь "из Вертинского" в строчках Высоцкого, буду рада прочитать об этом в комментариях.
Спасибо, что прочитали. С другими материалами канала можно ознакомиться здесь: Каталог статей "Стихии Высоцкого".