Российский автомобильный рынок кратно просел в размере, но активность всех вовлеченных лиц не убавилась, а только возросла. Вывод на наш рынок новых китайских марок ныне дело уже привычное. Представительства научились заниматься параллельным импортом. Дилеры пошли еще дальше. “Автодом” купил завод Mercedes. Проявлявший интерес к этой сделке “Авилон” вывел на рынок с десяток "параллельных" авто разных классов, заказав в Китае тысячи автомобилей. Причем — европейских марок!
Для всего этого автобизнесу пригодились осевшие в представительствах опытные специалисты разных направлений, которые быстро нашли новую работу после ухода западных брендов из страны. Вот почему происходящее в забитых почти до отказа людьми и автомобилями залы FоrAuto 2023 чем-то напоминало встречу выпускников. То же касалось и PR-щиков разных брендов с компаний приглашенных журналистов и блогеров. Пришли, впрочем, не все — к моему сожалению, не было представителей марки Haval, второй год настойчиво отказывающих мне в проведении любых тест-драйвов. А так хотелось узнать, почему так?
Что же собрало акул автобизнеса и медиа на ForAuto 2023? Суть мероприятия — обмен опытом и планами, в реализации мероприятий по развитию продаж. Доклады, выступления, дискуссии. Любые планы основаны на цифрах, анализе данных статистики. Стоит ли удивляться, что хозяином мероприятия стало агентство "Автостат". Многолетний кропотливый труд вывел команду Сергея Целикова в лидеры рынка, и сегодня "Автостат" — главный поставщик полного объема рыночной аналитики и данных в автоиндустрии. Молодцы, уважаю!
Парни показали, что умеют и в коммуникации. Выставив в большом зале охотно предоставленные представительствами и дилерами новинки рынка, пригласили автомобильных СМИ и блогеров. Проведению деловой программы это не помешало, зато охват многократно увеличился — и без серьезных вложений.
"Нам предлагали и больше разных автомобилей, но просто уже некуда было их ставить", говорит мне замотанный, но по боевому настроенный Александр Шацкий, руководитель отдела партнерских отношений "Автостата". Действительно, автомобили расставлены плотно — разве что двери открываются. И все разные, даже местами разноцветные.
В центре композиции — кроссовер Omoda C5, о котором я недавно подробно рассказывал. Рядом с ним — электрокроссовер Skywell ET5, познакомиться с которым не успел. Очень интересный (и банально наиболее адекватный по цене) Evolute I-Pro, к сожалению, стоял в “деловом” зале и изучение этого автомобиля я отложил на потом.
Про все перечисленные ниже автомобили снял также и небольшие видео-ролики, надеюсь, вы оцените.
Главная, точнее наиболее актуальная для небогатых россиян новинка — марка “Каи” от калининградского завода Автотор.
Предприятие Yibin Kaiyi Cowin Automobile Co., Ltd. было основано в 2014 году, как дочерняя марка Chery с молодежным уклоном (читай, для бедной молодежи из провинции).
Может быть поэтому у автомобиля Kaiyi E5 (копия Chery Arrizo) сзади не балка, а многорычажка. А еще под днищем — фетровые подкрылки и полное отсутствие антикора, что для большинства китайских авто на нашем рынке — норма жизни.
Цена E5 пока не оглашена, то есть еще успеет оказаться наименьшей на рынке. В Китае E5 продается под названием Xuandu и стоит, в рублях, от 700 тысяч рублей. А что в России? Представители “Каи Рус” аккуратно говорят про "дешевле, чем Lada".
При этом интерьер тут все таки более ладный, чем у дорестайловой Vesta, хотя есть свои нюансы.
Руль не регулируется по вылету, а минимальная высота сиденья кажется мне слишком высокой. При этом потолок подозрительно близок к макушке.
Что же будет у более высокого человека? Незнакомый коллега с ростом 186 ответил на вопрос — отодвинулся назад, откинул спинку, и сказал что ему тут все очень удобно. Ну, не знаю.
При этом на втором ряду я мог спокойно сидеть нога на ногу. Тут, пожалуй, не так много места как в Optima или K5, но сравнить с Elantra и Sonata вполне можно. Просторный маленький автомобиль! Проем багажника ниже, чем хотелось бы, но сам отсек глубокий.
Мотор и вариатор — такие же, как на большинстве Chery. 1.5 л, турбина, распределенный впрыск, чугунный блок. 147 л.с. и 210 Нм. Вариатор CVT25 выпускается уже более десяти лет, сочетание неплохо себя зарекомендовавшее.
По цене Lada, то есть я так понимаю речь идет про 1.5-2 млн — интересное предложение, хотя и седан. Лифтбек, пожалуй, был бы актуальнее.
Свое понимание этого кузова — у компании Changan. Лифтбек Uni-V выглядит еще стремительнее, дизайн автомобиля проработан лучше.
Своего рода китайский Audi A5 Sportback на минималках. Разумеется, только внешне.
Поперечно расположенный турбомотор мотор 1.5 выдает более 180 л.с., и через мокрый семиступенчатый робот приводит передние колеса в движение. 7.7 до сотки прямо из коробки!
Посадка тут намного лучше, чем в Kaiyi, пластиком не пахнет, отделка более добротная, да и вообще — по ощущениям, автомобиль все таки уже другого поколения.
Хотя сплющенный сверху и снизу руль наверняка потребует привыкания. Цена у дилера — 2.59 миллиона рублей, в России на Uni-V уже есть ОТТС что говорит о серьезности намерений Changan. Насколько реальны заявки на драйверский характер — покажет только тест-драйв.
Следующая новинки — производства китайского СП FAW-Volkswagen.
Bora — неброский, но добротный седан на платформе MQB.
Ничего нового для тех, кто помнит Jetta — интерьер при этом тоже не стал сильно богаче, хотя и обзавелся большим экраном мультимедийки и цифровой панелью. Даже руль — не нового образца. Но от этого VAG не перестал быть собой. Эргономика образцовая, даже несмотря на блок климата, выполненный вроде бы по актуальной китайской моде сенсорным. Но инженеры VW предусмотрели вокруг сенсоров пластиковые выступы, и пользоваться ими вполне реально.
На заднем диване не так просторно, как хотелось бы — пассажиру будет комфортнее даже в Kaiyi. Зато просторный багажный отсек тут выше и шире.
Задняя подвеска полузависимая, под капотом атмосферный 1.5 и АКП6 — сочетание идеальное для тех, кто все еще боится малообъемных турбомоторов.
Рядом собрат по линейке FAW-VW, компактный кроссовер Tayron.
По сути, это Tiguan с другим, более просторным по пассажирской части кузовом.
Внутри действительно дышится легче. Кузов выше, площадь остекления больше, а еще вся отделка среднего пояса — светло-серая, почти белая.
Пол и пороги при этом темные — и практичность, и стиль соблюдены. Мультимедийная система с огромным экраном знает только английский и китайский. Как и на Bora, все разъемы USB — стандартного типа, а не Type-C. Это несомненный плюс. Климат сенсорный, по китайской моде, но инженеры VAG предусмотрели вокруг сенсоров пластиковые выступы, и регулировать температуру даже на ходу вполне реально.
Пассажирам в "Тайроне" хорошо — сиденья двигаются взад вперед (2 части), можно наклонить спинку. Сзади автомобиль несколько просторнее, чем Tiguan, хотя места для ног столько же.
По технике все по классике VAG: 1.4 турбо, DSG7, передний привод. Но есть версии c 20 TCI и полным приводом.
Еще один VW от СП SAIC-VW — электрокар ID.3.
Выглядит он достаточно современно, но внутри дизайнеры пустились в пляс — ничего общего с привычным VAG, кроме разве что центрального дисплея.
Достаточно сказать, что выбор режима движения (PRND) осуществляется поворотом ручки в торце "мотоциклетного" цифрового щитка инструментальной панели. Салон просторный, удобный, хотя задние кресла тут никак не регулируются. Цена в Китае — от 1.7 миллиона, у нас, соответственно, 3.5 млн.
Еще один электрический VW, ID.6 с завода FAW-VW, ничем не отличается по дизайну интерьера, но тут чуть чуть мощнее электромотор и больше запас хода.
А главное, тут больше места — примерно как в “тайроне”. Есть и третий ряд сидений. Цена кусается, уже 4.5 миллиона рублей. Надо ли говорить, что в Китае такая машина стоит от 2.4 млн?
DongFeng Fukang ES600 производства СП Dongfeng-PSA предстал в ливрее подмосковного такси, и это явление оставило больше вопросов, чем ответов.
Основанный на базе старого Peugeot 408, Fukang радует комфортном спереди. В Китае эти машины бегают под брендом Peugeot, так что на руле французский лев и логотип.
Но сзади ехать будет неудобно — подушка сиденья расположена очень низко (а выше нельзя, под полом батарея, сверху потолок) колени стоят домиком даже при росте 172. Какое такси, ребята? На этом фоне, емкость Li-NMC батареи в 53.6 кВт-ч и потенциальный запас хода в 430 км, и мощность электромотора в 100 кВт — совсем не решающие характеристики. Особенно, при цене в три миллиона рублей. Ну серьезно? В Китае такие машины стоят около 1.7 млн рублей, что тоже немало.
HiPhi X от стартапа Human Horizon — самый дорогой и самый технически совершенный автомобиль на выставке.
Более чем пятиметровый кузов снабжен семью дверями, все они открываются автоматически (две из них — это откидные потолочные панели, позволяющие зайти в салон не пригибая головы).
Полноуправляемое шасси приводится в действие двумя электромоторами по 220 кВт, батарея имеет емкость 97 кВт-ч, что дает надежду на запас хода более 500 км. Но даже если проедет, как Тесла, всего двести, будет все равно красиво — за комфорт всех седоков отвечает свыше 600 разных датчиков. Автомобиль умеет проецировать на дорогу стрелки навигации, коммуницировать смайликами на матричной оптике с другими участниками движения. От нуля до сотки — 3.9 секунды. Обилие экранов, кресла оттоманки и многое другое, на пути к полностью беспилотному электро будущему. Не для всех, конечно, и в России это хорошо понимают — цены на хорошо укомплектованный автомобиль составляют более 13 миллионов рублей (в Китае — от 4.5 млн), а присесть внутрь не получится, ведь автомобиль уже продан. Скажи спасибо, что дверь открыли!
Резюмируя увиденное, пришел к нескольким умозаключениям.
Китайский автопром технически вполне в состоянии полностью заместить все ушедшие из России марки — вопросов и сожалений ноль. Вот только есть один нюанс — цена любого автомобиля по прибытию в Россию, или по факту его “крупноузловой сборки”, так или иначе составит минимум две с половиной цены в Китае. По словам участников рынка, иначе “никто ничего не заработает”. То есть тот, кто придумает, как привезти к нам современный малолитражный автомобиль хотя бы за 1 млн, отказавшись от своей маржи, очевидно, станет новым пророком. Но этого, конечно, не случится. Ведь “нет пророка в своём отечестве”, да и забота о простом народе никогда не была в почете ни у политиков, ни у бизнеса. И, тем более, у самого народа.
А вы что думаете на этот счет? Какой из представленных автомобилей рассматриваете к покупке?