Мы с вами знаем бал в русских исторических костюмах допетровской эпохи, который состоялся по предложению императрицы Александры Федоровны в 1903 году - к 290-летию династии Романовых. Странная дата, но императрице хотелось прекрасного.
Идея этого бала пришла ей в голову, возможно, после того, как в Европе прогремел английский исторический бал, приуроченный к 60-летнему (бриллиантовому) юбилею нахождения у власти королевы Виктории.
Этот знаменитый костюмированный бал состоялся в 1897 году.
Надо сказать, костюмированные балы были очень популярны в 19 веке.
Их корни уходят в балы - маскарады, которые стали впервые устраиваться в 16 веке в Италии. Оттуда они распространились по Европе, а в 18 веке стали проводиться уже при королевских дворах, особенно, во Франции.
В 19 веке пришла мода не просто на костюмированные балы в масках, а на тематические костюмированные балы. Чаще всего они были историческими.
В частности, три исторических костюмированных бала было проведено в Англии, королевой Викторией и принцем Альбертом в 1840-50-х годах.
- Первый был костюмирован в стиле 14 века - средневековым.
- Второй - посвящен Георгианской эпохе (1714 - 1830 гг), по сути - 18 веку,
- Третий - эпохе Карла II (1630-1685 гг.), то есть прошел в стиле 17 века.
Потом был перерыв. Альберт умер в 1861 году. Королева Виктория погрузилась в вечный траур, и балами больше не интересовалась, но вот принц и принцесса Уэльские в 1870-х годах устроили еще один роскошный костюмированный бал в своем лондонском доме Мальборо-Хаус. И бал этот произвел сногсшибательное впечатление (Виктории на нем не было).
Когда встал вопрос - как же балом необычно отметить юбилей королевы, вспомнили последний успешный образец. Дело в том, что балы в сезон в Лондоне тогда происходили по нескольку каждый день, они были весьма разнообразны, и чтобы представить некий эксклюзив, надо было сильно постараться.
Вот и постарались.
Бал состоялся 2 июля 1897 года.
Естественно, это было не единственное мероприятие юбилея. Праздник отмечался чрезвычайно пышно по всей империи две недели.
Организаторами бала были герцог и герцогиня Девонширские. Они были богаты, очень любили организовывать подобные мероприятия и принимать гостей, и принадлежали к ближнему придворному кругу
Тематика бала была обозначена как "Аллегорические или исторические костюмы до 1815 года". То есть, в принципе, поле для фантазии участников было огромным.
Местом проведения бала был Девоншир-хаус, дом в Лондоне, на Пикадилли, который принадлежал герцогу Девонширскому. Из дома был виден Букингемский дворец, а за домом был расположен огромный прекрасный сад.
Это было огромное здание, построенное в 1740 году на месте сгоревшего особняка более ранней эпохи. Девоншир-хаус изначально был рассчитан на то, что в нем будут проводиться грандиозные балы.
Сейчас этого здания не существует - оно было снесено после Первой мировой войны, потому что владельцам стало очень дорого его содержать. Место было продано, и в настоящее время здесь стоит офисный центр.
От дома сохранились только парадные ворота - сейчас они ведут в парк.
Несмотря на сдержанный внешний вид, внутри дом был образцом необыкновенной роскоши, с огромной и шикарной коллекцией картин.
Немного пройдусь по личностям ключевых фигур мероприятия.
Виновница торжества.
Первым пунктом здесь, конечно, идет сама королева Виктория. Сразу скажу - на этом балу она не присутствовала (хотя на нем была вся королевская семья). Она не изменила своему правилу - не посещать увеселительные мероприятия после смерти мужа.
Виктория (1819-1901 гг.) взошла на престол юной девой в 1837 году, и сидела на нем рекордно долго на момент праздника - 60 лет. До нее бриллиантовый юбилей ни один английский монарх не отмечал.
Ей было 78 лет. И здесь надо разделить королеву как человека и как правителя.
Как человек, это была "противная, назойливая старуха", по мнению собственных родственников (Александр Третий это подытожил), которая закостенела в вечном трауре, разучилась улыбаться, и которую, судя по ее дневникам, раздражали вообще все, кто попадался на глаза.
А как правитель, это была королева, при которой Англия достигла высшего пика своего процветания. Подданные ее очень любили.
Семейная пара организаторов.
Спенсер Комптон Кавендиш, 8–й герцог Девонширский (1833-1908 гг.). Государственный деятель Англии. Лучшую характеристику ему дали, когда он умер:
...Герцог был человеком, подобного которому мы больше никогда не увидим; он был особенным, и не мог родиться ни в одной стране мира, кроме Англии.
У него были фигура и внешность ремесленника, лаконичность крестьянина, учтивость короля и шумное чувство юмора Фальстафа.
Он разражался громким хриплым хохотом по поводу соответствующих вещей и обладал бесконечной мудростью. Он был совершенно независим, бесстрашно правдив, и без какой-либо мелочности...
Три раза за его политическую карьеру ему предлагали стать премьер - министром, но он неизменно отказывался.
В быту это был неприхотливый и неряшливый человек, который постоянно все забывал.
Герцог долго не женился.
У него был роман со знаменитой в те годы куртизанкой Кэтрин Уолтерс (1839-1920 гг.)
Кэтрин была страшненькой на личико, но отличалась отличной фигурой, была великолепной наездницей, законодательницей светских мод, а еще умела держать язык за зубами. Поэтому умерла она женщиной очень богатой и уважаемой.
Романов у герцога, вообще-то было много, что было сложно заподозрить при его скромном внешнем виде. Но Кэтрин была одной из двух женщин, которых он любил.
А второй была...
Его жена.
Главная организатор бала.
Луиза Фредерика Августа Кавендиш, герцогиня Девонширская, ранее Луиза Монтегю, герцогиня Манчестерская (урожденная Луиза Фридерика Августа, графиня фон Альтен) (1832-1911 гг.)
Как вы уже поняли по ее именам - все сложно.
Дама родилась в Ганновере и была дочерью заурядного немецкого графа.
Там же она вышла замуж в 1852 году, за будущего 7-го герцога Манчестерского. Это была отличная партия. Но вот любви к мужу Луиза не испытывала. Вскоре после замужества, попав в Англию, она встретила персонажа выше - герцога Девонширского, и они весьма поладили. Их связь продолжалась до 1890 года, когда умер ее муж. Она закрывала глаза и на Кэтрин, и на других дам своего любовника, а он, в свою очередь - не женился.
В браке с герцогом Манчестерским Луиза родила 5 детей. Но, поскольку ее роман с герцогом Девонширским имел место на протяжении всех ее беременностей, точно утверждать, кто отец детей не брался тогда никто.
Потом она с мужем разъехалась, и каждый жил своей жизнью. Обременять себя разводом они не стали.
Но вот Луиза стала вдовой, выдержала, как подобает приличиям, 2 года траура, и в 1892 году, наконец-то вышла замуж за любимого мужчину - 8-го герцога Девонширского.
Ей было 60, ему - 59 лет! Любовь победила!
То есть, как видим, организаторы бала были людьми не первой молодости и с изюминкой.
За месяц до бала, слух о подготовке которого вызвал небывалый ажиотаж, были разосланы приглашений.
Их число называется разное, в разных источниках. Где-то 700-800, где-то 3000.
Бал стал гвоздем сезона.
Получение приглашения на него было равноценно признанию принадлежности к высшему обществу.
Отдельный ажиотаж вызывала подготовка.
Поскольку костюмированные балы проводились в те времена, как мы уже знаем, существовал целый пласт литературы, с описанием костюмов всех эпох, героев разных мифологий, а так же национальных костюмов народов мира. Причем, рекомендации там давались даже на предмет того, к какому типу внешности подойдет тот или иной костюм, и в кого лучше нарядиться исходя из своих возраста, цвета волос и глаз. То есть найти подходящую модель костюма можно было довольно быстро.
Плюс к этому, дамы, которые отнеслись к подготовке очень серьезно - серьезнее некоторых мужчин, начали массово посещать лондонские музеи - смотрели старинные портреты и наряды. Идеи искали.
Но костюм надо было еще сшить.
Использовалось все натуральное - натуральные дорогие ткани, характерные в ту или иную эпоху (если речь шла об исторических героях), натуральные драгоценности.
Это все была штучная ручная работа. Сроки были ограничены, блеснуть хотелось всем.
Все портные дома Европы были завалены заказами, мастера, чтобы успеть, трудились круглосуточно. За портных и костюмеров клиенты бились не на шутку, предлагая все более крупные суммы за выполнение именно их заказа.
Вообще, были известны случаи, когда швеи от непосильного труда в такие вот авралы перед балами просто умирали, потому что сильно перерабатывали (в этот раз обошлось без трагедий).
Участники старались узнать кто кого будет представлять, воровали друг у друга идеи, в общем - подготовка к балу была отдельным событием и приключением.
Фрагменты описания ее костюма в прессе того периода:
...Герцогиня Девонширская в роли Зенобии, королевы Пальмиры, была одета в великолепный костюм.
Юбка из золотой ткани была расшита по всей поверхности в виде звезды изумрудами, сапфирами, бриллиантами и другими драгоценными камнями, обрамленными золотом, а уголки, где она открывалась спереди, были искусно отделаны теми же драгоценными камнями и золотом, изображая павлиний распущенный хвост. Открылось нижнее платье из кремового крепдешина, изящно расшитое серебром, золотом и жемчугом и усыпанное бриллиантами...
...Золотая корона, инкрустированная изумрудами, бриллиантами и рубинами, с бриллиантовой каплей на каждом изогнутом конце и двумя торчащими белыми страусовыми перьями посередине...
А вот это платье в музее (оно сохранилось). Правда, натуральные драгоценности заменены бижутерией:
Наряды гостей не представляли собой некий хаос. Они были систематизированы усилиями Луизы (уж как она распределяла роли - мы не знаем).
Были представлены следующие группы костюмов:
1. Двор Елизаветы Первой Английской,
2. Двор Марии Терезии Австрийской,
3. Король Артур, королева Гвиневра и рыцари Круглого стола,
4. Двор Людовиков Пятнадцатого и Шестнадцатого Французских,
5. Двор Екатерины Великой Российской.
Организаторам виднее, конечно, но три исторические темы из пяти относились к 18 веку...
6. Итальянские костюмы,
7. Восточные костюмы,
8. Аллегорические костюмы,
9. Свободная тема (костюмы с картин, образы исторических деятелей, кто-то пришел в образе собственного известного предка).
Гости в костюмах одного периода в ходе бала образовывали процессии и вместе танцевали определенные танцы.
Кроме гостей, костюмированными были и слуги.
Слуги делились на две группы - местные, которые работали в доме хозяев праздника, и приглашенные на время бала - обслуживать гостей.
Их нарядили по-разному.
Местных мужчин - в стиле 18 века, местных женщин - в стиле елизаветинского времени, пришлых - в египетские платья.
Хозяин была был в образе императора Священной Римской Империи Карла V
За основу костюма был взят портрет императора кисти Тициана.
Вот этот:
По мотивам, так сказать. Главное - не особенно сложно и относительно скромно)
На бал были приглашены фотографы.
Повезло лондонской фирме Lafayette. Она получила заказ на фото с этого бала.
Привезли оборудование, установили в саду павильон.
За время бала гости подходили и делали снимки.
Снимались почему-то не все. Некоторые мужчины считали, что такое фото несерьезно и зафиксирует их в виде "дурачка". Женщины фотографировались более охотно. Всего было сделано 286 фотографий. При том, что процесс был тогда не быстрый, фотографы работали без передышки многие часы, буквально падая с ног.
Кое кому потом фотографии не понравились, и они приходили в студию отдельно, специально еще раз нарядившись, для более удачного снимка.
Учитывая статус участников бала, эти снимки не публиковались широко. Они были, так сказать, "для внутреннего пользования". Позже, в 1899 году, был выпущен альбом с нарядами участников, но он тоже предназначался совершенно не для широкой публики, а, скорее, для самих же участников.
Некоторые костюмы были настолько вычурны и не продуманы на предмет удобства, что их хозяева не получили от бала удовольствие, поскольку испытывали сильный физический дискомфорт.
Сам бал проходил как в доме, так и в украшенном для приема яркой и красочной иллюминацией саду, за домом.
Он широко освещался прессой, которая сравнивала мероприятие со сказочным видением, а перед и во время мероприятия улицу, дом и сад осаждали грандиозные толпы народа, мечтавшего хоть краем глаза увидеть фантастические наряды первых лиц государства.
Ну и наконец, переходим к самим костюмам. Костюмы хозяев здесь не считаются))
1. Мать Уинстона Черчилля, леди Рэндольф Черчилль (1854 - 1921 гг.) в образе византийской императрицы Феодоры (жила в 6 веке, была супругой императора Юстиниана Первого)
И сидя на троне. Явно дама еще раз посещала фотографов.
Она в это время, кстати, уже была вдовой и, по слухам, любовницей принца Уэльского. Сын сделал карьеру не на пустом месте.
Портрет Феодоры в виде древней храмовой мозаики:
2. 9-й герцог Мальборо (1871 - 1934 гг.) нарядился в стиле Франции 18 века и у него был самый дорогой костюм.
Костюм был шит во Франции, в доме моды, который специализировался на высокой моде от кутюр, и когда хозяин дома подавал герцогу чек, у него, по собственному признанию, тряслись руки. Сумма была 5000 франков. Сколько чего тогда можно было купить на эту сумму, я, к сожалению, не нашла. Но костюм был весь облит бриллиантами.
3. Леди Вулвертон, урожденная Эдит Амелия Уорд (1872-1956 гг.), в образе Британии. Дама как раз из тех, кто после бала специально ездил в фотоателье и делал свои фото в разных позах.
И, обратите внимание на фон. Владычица морей!
4. Тетя нашего Николая Второго, принцесса Уэльская, позже королева Александра (1844-1925 гг.). Необыкновенная красавица, и жена супруга, который ей постоянно изменял.
Здесь она в образе Маргариты де Валуа (1553-1615 гг.) у которой был такой же муж. Впрочем, Маргарита и сама была не промах.
С какого портрета Маргариты был взят такой образ я не нашла.
5. Достопочтенный Уильям Реджинальд Фицуильям (1862-1906 гг.),
в образе адмирала лорда Нельсона (1758-1805 гг.) без руки и глаза.
С виду скромный костюм на самом деле тоже весь в бриллиантах.
А про "достопочтенного" известно, что он жил сильно не по средствам, и через пару лет обанкротился.
Я стараюсь подобрать костюмы и персонажей во всех смыслах более разнообразно, и при этом уложиться в объявленное количество, иначе это все утомляет.
6. Ну а там, где Нельсон - там и леди Гамильтон.
По мотивам ее портрета кисти Ромни, ее изобразила миссис Реджинальд Фицуильям, урожденная Эдит Изабелла Джорджина Лейн Фокс. Супруга персонажа выше.
Оба супруга делали свои портреты не на балу, а после него, специально посетив фотостудию.
7. Это наши, так сказать. Великий князь Михаил Михайлович (1861-1929 гг.), и София Николаевна, графиня де Торби (1868-1927 гг.), в образах короля Франции Генриха IV (1553-1610 гг.) и его любовницы Габриэль д'Эстре (1571-1599 гг.).
Князь с графиней (внучкой Пушкина), сочетались в 1891 году морганатическим браком и их с треском выгнали из Российской империи.
8. Наследственный принц Альфред Саксен-Кобург-Готский (1874-1899 гг.),
в образе герцога Роберта Нормандского.
Роберт Короткие штаны (1054-1134 гг.) был старшим сыном Вильгельма I Завоевателя, претендентом на английский престол, и одним из руководителей Первого крестового похода.
А вот Альфред, по матери был внуком Александра Второго, наследником своего отца, бедным мальчиком, который уже на этом фото болен сифилисом. Через пару лет он, уже совершенно психически больной, застрелится.
9. Миссис Элджернон Бурк, урожденная Гвендолин Ирен Эмили Слоун-Стэнли (1870-1967 гг.), в образе Саламбо (по Флоберу).
Фото было сделано в студии, а костюм содран со сценического оперного костюма той же героини (то есть Саламбо).
10. Вайолет, графиня Мар и Келли, урожденная Эшли-Купер (1868-1938 гг.),
в образе Беатриче Данте). Беатриче была очень популярна в 19 веке, и Ллойд Тирелл-Кеньон, 4-й барон Кеньон (1864-1927 гг.), в образе Гвидо Кавальканти. Гвидо был наставником Данте.
На этом закругляюсь.
Выбрала я образцы на свой вкус - фотографий с бала сохранилось достаточно много, но нельзя объять необъятное.
Надеюсь, вам было интересно.
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал. Для этого справа на экране компьютера надо нажать кнопку Подписки.