Уже сейчас стало понятно, что все будущие военные конфликты не смогут обойтись без боевых «птиц». Сегодня беспилотники всех классов и типов выполняют ряд важных задач и это не только разведка, но и устранение сил противника. В военных ведомствах России до последнего упирались этим фактам, но реальность такова, что нам пришлось наращивать упущенное в процессе ведения операции.
Нужно баольше БПЛА
Многие бойцы до сих пор вынуждены покупать коптеры и даже ударные беспилотники за свои кровные средства. Проблема не нова, но не перестает утихать даже спустя полтора года ведения активных боевых действий. К слову, такие дроны кустарного производства уже получили свое уникальное прозвище – «Франкенштейны». По сути, их собирают такие же добровольцы из подручных средств и китайских комплектующих.
Конечно, промышленность и ВПК России постепенно налаживают производство беспилотной авиации, но показатели еще далеки от реальных запросов. Тут важно понимать, что современные дроны выступают в роли расходного материала. Например, дроны-камикадзе – это обычные снаряды с крыльями и двигателями. На фронт их нужно поставлять тысячами, иначе эффективность будет минимальной.
В целом можно сказать, что внутренний рынок не только расшевелился, но и продвинулся. Уже существует несколько десятков отечественных моделей, которые выпускают небольшими партиями. Работа кипит и это положительная тенденция – индустрия постепенно перестаивается, хотя и слишком медленно. Вообще, в плане развития беспилотной авиации России может стать лидером в отрасли.
Разумеется, все будет зависеть от технических и экономических возможностей. Постоянно закупать иранские дроны не получится, поэтому нужно массово перестраивать внутренние предприятия. Поступают новости и от китайских партнеров. Например, в середине лета ряд китайских производителей рассматривал возможности открытия в РФ собственных цехов. Правда, все так и осталось на уровне слухов. Все же китайцы не спешат попадать под санкции, отсюда и такая медлительность.
Проблема усугубляется тем фактом, что отдельные компании пытаются нажиться на производстве дронов. Нет, они действительно могут и даже должны получать прибыль, но только не таким путем. Достаточно вспомнить несколько скандалов, когда под российскими дронами пытались выдать китайские или американские модели. К сожалению, в этой сфере таких хитрые технологии не работают – мы либо самостоятельно производим БПЛА, либо закупаем их в других странах. Третьего не дано.
Были и другие скандалы, связанные с завышенной стоимостью отдельных экземпляров. Тот же квадрокоптер «Сибирячок-1», которые при сомнительных характеристиках и скромной внешности закупали за 2.5 млн рублей. Многие эксперты очень скептически отнеслись к себестоимости аппарата, который явно должен стоить несколько сотен тысяч рублей, но никаких не миллионов.
Новая воинская профессия
Еще вчера никто даже думать не мог, что в российских войсках появится новая профессия – оператор БПЛА. Вместе с тем такие бойцы способны в одиночку поражать тяжелую технику и целые подразделения. В сети можно найти сотни примеров, когда дроны-камикадзе «Ланцет» прилетают в артиллерийские установки противника и поражают западные танки. Однако на фронте их очень мало, да и операторов нужно обучать. К слову, «Ланцеты» зарекомендовали себя с лучшей стороны. В скором времени должны появиться полноценные системы массового запуска для работы на широкой линии фронта.
Хорошая новость в том, что военное руководство начало уделять больше внимания развитию беспилотной авиации. Однако это должно быть комплексное решение на уровне полноценного обучения. Обратите внимание, что FPV-дронами лучше всего управляют именно молодые люди, которые часто играют в приставки. По сути, это бывшие геймеры, с которых раньше смеялись, а сегодня они получают награды за уничтожение «Бредли» и «Леопардов».
Хотелось бы отметить, что будущие войны и конфликты станут еще более дистанционными и удаленными. Солдаты уже сегодня редко видят в прицел условного противника и работают лишь по указателям. При этом дроны решают многие проблемы:
1. Разведка – безопасная и очень эффективная.
2. Поражение – практически любой техники и живой силы.
3. Контроль – огромных территорий без привлечения больших сил.
И этот список можно продолжать. Примечательно, что современные дроны не такие дорогие в себестоимости, как это было раньше. «Птички» используются массово в условиях глушилок противника и при любой погоде.
Нужны тысячи дронов
По оценки аналитиков к 2030 году в России будет числиться не менее 1 млн специалистов по дронам, а это не только операторы, но и техники, а также сотрудники различных предприятий. Однако ударные БПЛА, дроны-камикадзе и разведывательные аппараты нужны сейчас. Опять же, оценки разняться, но это тысячи устройств, которые являются расходным материалом. Еще «вчера» нужно было массово внедрять FPV-дроны – они бы решили многие проблемы.
И опять мы упираемся в комплексную проблему. Если сделать корпус дрона не так сложно, то найти микроэлектронику уже проблематично. При этом стоимость аппаратов постепенно падает и в идеале должна составлять несколько сотен тысяч рублей. Сегодня огромное влияние на развитие этого рынка оказывают энтузиасты и волонтеры.
Взять тот же ударный БПЛА «Привет-82», который фактически собирают из подручных средств. Этой «птичкой» уже заинтересовались в Минобороны РФ. Есть и другие не менее интересные проекты с минимальной себестоимостью, но пока их выпускают сотнями, а нужны десятки тысяч. Только в таком случае эффективность будет намного выше.
Бойцы до сих пор закупают массово китайские Mavic и Matrice. На минуточку, эти дроны являются гражданскими, хотя их смогли без проблем приспособить для военных целей. Даже если мы начнем их копировать, то на этот процесс уйдут годы.
Будем надеяться, что в обозримом будущем ударные дроны действительно станут обычным расходным материалом, а каждое подразделение будет иметь свои FPV и разведывательные беспилотники.