Жизнь Сунь Яотина – это поистине драматическая история, открывающая окружающему миру судьбу человека, оказавшегося в неподходящее время в неподходящем месте. Сунь Яотин родился в очень бедной семье, и, не видя иного выхода из беспросветной нищеты, его родители придумали чудовищный по современным меркам и вполне обычным на тот момент бизнес-план, в котором маленький Сунь Яотин принимал самое непосредственное участие.
По мнению его отца, единственное, что могло хоть как-то выправить финансовую ситуацию в семье, это определение мальчика, которому на тот момент исполнилось 9 лет, в императорские евнухи. Отчасти здравое зерно в этом решении было, поскольку в Древнем Китае евнухи, служившие при императорском дворе, частенько добивались больших успехов, как в карьерном, так и материальном плане. А самые сообразительные и, вероятно, удачливые и оказывались «за спинами» императоров и, по сути, решали вопросы государственной важности.
Решение отдать сына в евнухи выглядело идеально, за исключением одной мелочи – Сунь евнухом не был. Однако его отец не видел в этом особой проблемы, и даже не стал тратиться на лекаря, чтобы, так сказать, «подогнать» сына под требования императорского двора. Проще говоря, кастрировал его самостоятельно. Забегая вперед, расскажу о еще одной дикой традиции того времени, без которой стать евнухом при дворе императора было бы невозможно.
Отрезанные во время кастрации гениталии, должны были храниться в специальном маринадном рассоле, чтобы, во-первых, доказать всем неверующим, что операция была проведена должным образом, и новоиспеченный евнух со 100%-вероятностью не сможет покуситься на многочисленных наложниц императорского гарема, а, во-вторых, сохраненный в рассоле половой орган позволял евнуху надеется, что в следующей жизни он переродится в полноценного мужчину.
Когда с момента кастрации прошло пару месяцев, и Сунь Яотин полностью восстановился, судьба преподнесла ему первый неприятный сюрприз. Дело в том, что император Пу И, к которому в евнухи, среди прочих, был определен и Сунь Яотин, был низложен во время Синхайской революции 1911 года, и в истории Китая начался совершенно новый период, названный в истории «эпохой войн милитаристских клик».
Довольно сложно описать события, происходившие в Китае в начале 20 века. Проще говоря, в стране царила анархия, а к власти пришли «полевые командиры» и «банды», плохо понимавшие, что им делать с властью и страной в принципе. Однако на фоне «войны против всех» потенциальный хозяин Суня, бывший император Пу И, оказался в выигрышном положении. Генералам-бандитам, дабы укрепить свои позиции, нужен был символ старого, конфуцианского Китая, поэтому они не стали покушаться на жизненный уклад императорского дворца, а Пу И даже на пару недель был восстановлен в императорском звании.
Предположительно до 1924 года жизнь Сунь Яотина проходила размеренно и даже скандал с поджогом дворца, в котором обвинили евнухов (мол, якобы таким образом те пытались скрыть собственные хищения), его практически никак не затронул. Из-за этого происшествия почти всех дворцовых евнухов, включая Сунь Яотина, разогнали по домам, и парню ничего не оставалось, как вернуться в родной город Цзинхай. Но дома он пробыл недолго, поскольку его вновь позвали во дворец, и все благодаря ходатайству императорской наложницы первого ранга по имени Дуань Кан, которой Сунь верой и правдой служил на протяжении нескольких лет.
Спустя два года безмятежной жизни во дворце, судьба вновь преподнесла Сунь Яотину неожиданный подарок в виде отказа «полевых командиров» от декоративного императора, должность которого они все это время сохраняли исключительно для галочки. Пу И был окончательно свергут со своего поста, лишен императорского звания, выселен из дворца и отправлен в ссылку в Маньчжурию. А перед тем, как уехать, он издал указ о роспуске всех евнухов, однако, несмотря на это, в Маньчжурию за ним все же последовало порядка 200 евнухов, в числе которых оказался и Сунь Яотин. А куда ему было деваться?
В Маньчжурии Сунь Яотин вновь оказался в центре политических событий, поскольку его хозяин, Пу И, вступил в сговор с японцами, оккупировавшими север Китая. Японцы отделили Маньчжурию от остальной территории Китая, сделали ее своим протекторатом под названием Маньчжоу-Го, а на место формального правителя поставили Пу И. А вот евнухи, прибывшие вслед за своим господином, такого уважения не снискали: китайские патриоты посчитали их коллаборационистами и прислужниками оккупантов.
Факт службы, пусть и номинальному, но все же правителю Маньчжоу-Го, сильно аукнулся Сунь Яотину значительно позже - в 1949 году, когда была образована Китайская Народная Республика. Опасаясь репрессий со стороны новой власти, семья Суня, продолжавшая все эти годы хранить в своем доме отрезанные когда-то гениталии своего сына, поспешила избавиться от них. А в понимании евнуха это означало только одно – во всех своих последующих жизнях он был обречен перерождаться кастратом, без всякой надежды на нормальное, полноценное существование.
Однако, вопреки страхам семьи, новая коммунистическая власть ни самого Сунь Яотина, ни его родных не преследовала даже в самый разгар «культурной революции». Когда же в КНР развернулась политика реформ и открытости, которую связывают с именем Дэн Сяопина, возник даже некий общественный интерес к персоне Сунь Яотина, как к живой и чудом уцелевшей достопримечательности времен Древнего Китая.
Так что свои последние годы Сунь Яотин прожил в буддийском храме, в компании 30 таких же пережитков прошлого, таких же несчастных и одиноких, как и он сам, евнухов. Содержала их общественность: проще говоря, ели и пили евнухи на народные подношения, а Сунь Яотин считался среди них главой, поскольку был более образованным.
Кстати, и прожил он значительно дольше других евнухов в монастыре: Сунь Яотин скончался в 1996 году в возрасте 94 лет, и по сей день он носит гордое звание последнего евнуха Китая.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, короткие видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!