Найти в Дзене

Инструменты пастырского душепопечения. Часть 3: Слово как инструмент пастырского душепопечения: по Священному Писанию и святым отцам

Оглавление

диакон Серафим Алпатов

Специальных инструментов пастырского душепопечения в данном цикле статей выделяется три: наставление словом, епитимии и аскетические упражнения. Они по своей функции предназначены к прямому пастырскому воздействию на душу человека. Согласно проведённому опросу, эти инструменты по своей важности заняли последовательно: второе, седьмое и восьмое места, о чём будет сказано позднее. В настоящей же статье речь пойдет о наставлении словом.

Переход евреев через чермное море
Переход евреев через чермное море

Основания поучения словом в Священном Писании

Бог всегда обращался к человеку на доступном для его понимания языке. Божественное откровение строилось через слово Божие, разговор, молитву. Воплощением Слова Бога к человеку было второе Лицо Святой Троицы: и Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин. 1:14).

До Его воплощения Бог передавал Свои слова сначала напрямую, разговаривая с Адамом (См.: Быт. 3: 8-9), Авраамом (См.: Быт. 12:1; 15:1) и другими патриархами (См.: Быт. 26:24; 28:13-15; 46:3-4), Моисеем (См.: Исх. 3:3-10 и др.), через которого Бог дал Свой закон израильскому народу. В последующие времена Он передавал Свою волю через судей израильского народа, потом обращался к людям через пророков. Они Духом Божиим возвещали о грядущем пришествии в мир Мессии, Спасителя мира, укрепляли всех людей в надежде на спасение[1]. Пророческое служение закончилось за несколько веков до прихода предсказанного ими Бога Слова.

Апостолы искали любую возможность для проповеди, их слово звучало везде, где собирался народ
Апостолы искали любую возможность для проповеди, их слово звучало везде, где собирался народ

С появлением священников обязанность учить народ закону Божьему пала на них[2]. Ветхозаветные священники, однако, проповедали уже готовый закон, через них не давалось никакого особенного Божественного откровения (см.: Лев. 10:11). Пророки же обличали священников за то, что те недостаточно учили народ (См.: Иер. 2:8; Иез. 34:2).

В Ветхом Завете также есть книги, которые содержат в себе наставления, советы, притчи, изречения мудрых людей (См.: Прит. 1:1-6). Особым образом прославился Соломон, попросивший у Бога мудрости (См.: 3 Цар. 3:12). Эта премудрость человеческая была лишь приготовлением к Истине, которую принёс на землю Бог Слово Иисус Христос.

Господь, проповедуя среди людей, Сам показывал пример наставления людей (См.: Мф. 5:1-3; 10:27; 11:1). После Своих страданий и воскресения Он заповедовал Своим ученикам нести Свет Евангельского Благовестия всему миру, исполнять то, для чего послал Его Отец: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28:19-20). Поэтому апостолы искали любую возможность для проповеди, их слово звучало везде, где собирался народ.

Святые отцы напоминают священнику о непрерывном, постоянном принуждении человека к покаянию
Святые отцы напоминают священнику о непрерывном, постоянном принуждении человека к покаянию

В своих посланиях апостол Павел говорит об обязанностях пастыря: занятиях чтением, наставлением, учением (См.: 1 Тим. 4:13); проповеди слова, причём постоянной, неутомимой[3]; обличении, запрещении, увещании (2 Тим. 4:2). Все эти обязанности связаны со словом.

Образцами[4] проповеди для современных пастырей являются апостольские речи, обращённые к совершенно разным лицам и аудиториям (См.: Деян. 2:14-40; 3:12-26; 4:8-12; 7:2-53; 10:34-43; 13:17-41; 17:22-31; 26:2-23). Отсюда можно увидеть, что они искали любые поводы для проповеди о Христе, даже во время оправдательной речи перед судом. Однако сами апостолы говорят, что не всем следует учить, т.к. это накладывает на человека большую ответственность(См.: Иак. 3:1).

Итак, в Священном Писании постоянно говорится о важности слова. Сначала Бог говорил с людьми напрямую, а затем через пророков Он открывал народу Свою волю. Когда же пришла полнота времени (Гал. 4:4), Бог Сам явился во плоти на земле. Он проповедовал Истину, после же совершения дела спасения человека Господь послал Своих учеников нести всему миру Благую Весть. Они ревностно проповедовали Слово Божие и передали своим преемникам ту же обязанность ― проповеди Спасителя Иисуса Христа.

Наставление словом в святоотеческом наследии

Святые отцы, как преемники апостолов, проповедовали Христа во всём мире, помогали людям идти ко спасению при помощи слова.

Каноны призывают пастыря каждый день, а особенно в воскресенье, поучать народ «словам благочестия»[5] на основании Священного Писания и святых отцов. Книга «О должностях пресвитеров» выделяет первой должностью пресвитеров ― «проповедовать слово Божие, не упуская благовременного случая»[6].

В святоотеческих творениях прослеживаются сравнения слова с камнем, направленным против ленивых или чревоугодных овец, отстающих от стада[7], с бичом, которым понуждают к действиям либо рабов, либо животных, чтобы они работали и двигались быстрее[8] или с уздой для слишком горячих и необузданных[9]. Эти образы относятся к строгому слову, потому что оно содействует исправлению человека, так как Господь сказал: кого Я люблю, тех обличаю и наказываю (Откр. 3:19)[10]. Т. е. святые отцы напоминают священнику о непрерывном, постоянном[11] принуждении человека к покаянию[12], работе над собой, к деланию добра, к борьбе со своими страстями[13], «греметь» в храме против пороков своего времени, например, против праздности, пьянства и распутства[14].

Наставление словом должно быть дифференцированно: для одних ― строгое слово, для других мягкое
Наставление словом должно быть дифференцированно: для одних ― строгое слово, для других мягкое

Одновременно встречаются образы кроткого слова, как, например, губка или мазь[15] для оздоровления и заживления раны. При этом святые отцы чётко различают кроткое слово с угождением людям, говоря, что пастыри «неспособны корчемствовать словом истины и мешать вино с водой»[16], т. е. не могут объяснять христианское учение с примесью угождения людям, в оправдание их страстей. А также, например, проповедь ради собственного наслаждения, из-за «зависти или соперничества с кем-нибудь»[17], святыми отцами называется торговлей словом[18], потому что такая проповедь может не иметь должного результата ― приведения человека к Богу.

Результаты от действия слова, как и от лечения, могут быть совершенно разные: кто-то может быть исцелён, а у кого-то состояние может ухудшиться, а кто-то просто посмеётся и не будет применять это лекарство к себе[19]. В данном случае это зависит как от опыта и профессионализма священника, так и от того, как сам прихожанин усваивает лечение[20].

Подобно Христу и апостолам, священник должен быть готов учить везде, где есть люди, в любое время суток найти нужные слова для человека, обращаясь к сердцу человека, пробуждая его лучшие стороны, призывая его быть учеником Христа[21]. В случае отсутствия проповеди со стороны пастырей «дьявол входит дерзко в стадо Христово и пожирает христианские души, как кровожадный волк оставленных без охраны овец»[22].

Итак, при рассмотрении святоотеческого мнения относительно наставления словом отметим следующее. Во-первых, слова Христа и апостолов являются началом традиции церковной проповеди, а толкование слова Божия и поучения находятся в рамках святоотеческого наследия. Во-вторых, все святые отцы подчёркивают необходимость употребления слова в качестве инструмента пастырского душепопечения, приводят различные образы, связанные с его действием. В-третьих, как говорится в приведённых источниках, наставление словом должно быть дифференцированно: для одних ― строгое слово, для других мягкое, но в неподходящих ситуациях и то и другое может быть губительным для человека. В-четвёртых, усвоение проповеди зависит не только от священника, но и от настроя самого слушающего.

Серафим Алпатов, чтец

Ключевые слова: пастырское душепопечение, инструменты, слово, проповедь, лечение, наставление, священник.

[1]См.: Леонов Вадим, прот. Основы православной антропологии: Учебное пособие. ― М.: Изд-во МП РПЦ, 2013. ― С. 241.

[2]Святитель Димитрий Ростовский, так же, как и святитель Григорий Двоеслов, толкует золотые позвонки на облачении первосвященника Аарона (См.: Исх. 28:35) как прообраз новозаветной обязанности пастыря учить народ Божий (См: Димитрий Ростовский, свт. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского. ― М.: «ДАРЪ», 2008. ― С. 340-341).

[3]См.: Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Второе послание к Тимофею святого апостола Павла // Благовестник. Книга 3. ― М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2002. ― С. 710.

[4]Для каждой группы людей они подбирают определённые слова и информацию, которая будет близка этой аудитории. Для иудеев проповедь строится на пророках и культуре (чувство патриотизма, родства и исключительности еврейского народа). Во время проповеди язычникам они используют философию, обращаются к культуре язычников, настроены к ним доброжелательно. В проповеди они призывают людей к покаянию и крещению, а также обличают неприятие Иисуса Христа как Мессии.

[5]См.: 19-е Правило VI Вселенского Собора // Канонические постановления Православной Церкви о священстве /сост. Копяткевич Т. А. ― М.: Сибирская Благозвонница, 2015. ― С. 177.

[6] О должностях пресвитеров приходских. ― М.: Сретенский монастырь, 2004. ― С. 5.

[7]См.: Иоанн Лествичник, прп. Лествица / Репринтное воспроизведение издания 1898 г. ― М., СТСЛ, 1994. ― С. 253.

[8]См.: Григорий Богослов, свт. Творения в 6-ти томах. ― М., 1843. Т. 1. ― С. 34.

[9]См. там же.

[10]См.: Киприан Карфагенский, сщмч. Творения. ― Киев, 1879. Ч. 2. ― С. 153.

[11]См.: Иоанн Златоуст, свт. Слово о священстве шестое // Избранные творения. ― М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. Т. 2. ― С. 137.

[12]См.: Илия Минятий, свт. Слово в пятую неделю поста. О покаянии // Проповеди. ― М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. ― С. 72.

[13]См.: Василий Великий, свт. Творения. Т. 1. Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. // Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. Книга 3. ― М: Сибирская Благозвонница, 2008. ― С. 601.

[14]См.: Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. Т.1. ― СПб: Типография В. Ерофеева, 1893. ― С. 179.

[15]См.: Иоанн Лествичник, прп. Лествица / Репринтное воспроизведение издания 1898 г. ― М., СТСЛ, 1994. ― С. 254.

[16]Григорий Богослов, свт. Творения в 5-ти томах. ― М., 1843. Т. 1. ― С. 36.

[17]Василий Великий, свт. Творения. Часть 3. / Репринтное воспроизведение издания 1846 г. ― М., 1993. ― С. 471.

[18]См. там же. С. 468.

[19]См.: Исидор Пелусиот, прп. Творения. Ч.3. ― М., 1860. ― С. 60; Илия Минятий, свт. Слово в пятую неделю поста. О покаянии // Проповеди. ― М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. ― С. 72.

[20] См.: Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский, свт. Записка о детском воспитании // Творения. Кн. 1. / Собраны Иваном Барсуковым. ― М.: В Синодальной Типографии, 1886. ― С. 291.

[21] См.: Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. ― М: Изд-во московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. ― С. 174.

[22] Илия Минятий, свт. Слово на Евангелие от Матфея. Об апостольском звании // Проповеди. ― М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. ― С. 365.

Источник: Sdamp.ru