ПРОДОЛЖЕНИЕ
ВИД ГОРОДА БЕРДЯНСКА С МОРЯ.
Кадр 92.
(Вопрос из зала): «Во все века Россия была сильна своей духовностью, сплочением, единением народа в критические времена. Истории. В чем Вы видите основу духовной перестройки русского народа»?
Кадр 93. Комментатор.
А давайте этот вопрос переадресуем юбиляру. Игорь Николаевич самый старший из тех, кто делает этот фильм. К тому же, именно к нему обратились мы, чтобы он рассказал о своих технологиях во благо новой Росси. Но я сейчас не буду снова рассказывать о науке и технике, хочу рассказать о нем как о человеке. В своей новой книге «Бердянск – «столица хлебная» России» - вот, что он сам пишет о себе:
Кадр 94.
(На заднике сцены Юбилейный портрет ИНК сменяется более крупным, современным)
«В детстве по глупой браваде я часто попадал в смертельные переделки. Расскажу об одной самой неприятной. Сразу после войны мы жили в Харькове в так называемом Дворце труда на углу Сумской.. Дом был на столько добротный, социалистический, что даже немцы его не тронули, хотя вокруг все дома были разбиты. В его квадратном дворе, я нашел новое приключение. Почему-то к концу зимы здесь решили ремонтировать котельную, которая находилась в подвальном помещении доброй четверти, так называемого, навесного двора. Вскрыли асфальт и бетонные перекрытия, оставив только стальные балки, которые держали их. Под ними, был хаос ржавой арматуры. К этой, ничем не огороженной яме, всем детям строго-настрого было запрещено приближаться, и именно потому, стоя на ее краю, дворовые пацаны заспорили, кто сможет по балке дойти до противоположной стены и вернуться обратно.
Я решил проделать это самостоятельно. Выбрав время, когда во дворе почти никого не было, я ступил на балку и пошел вперед. Меня не смутило, что недавно выпавший снег не давал твердой опоры ногам, а также та особенность этой затеи, что, единожды вступив на этот скользкий путь, уже нельзя повернуть обратно. Вниз, было страшно смотреть – падение туда, безусловно, равнялось смерти.
Качаясь и оскользаясь, из последних сил я добрел до стены. Мне повезло, что в стене была какая-то железка, ухватившись за которую я сумел повернуться, но дорога назад, в сгущающейся темноте, казалась бесконечной. … Надо было идти пока хоть что-то было видно. Я доплелся до середины балки и понял, что дальше не смогу сделать ни шагу. Как я сел верхом на балку – вне моего сознания. Снизу сразу стало мокро и холодно от растаявшего снега. Чтобы не примерзнуть к железу я, перебирая руками и ногами, позорно дополз до края ямы, потом еще метра полтора полз на животе по липкому асфальту. … Больше никто из дворовых мальчишек на такое «геройство» не решился …
Этот «поход» подсознательно всплыл во сне, когда я, живя в Монреале, внеурочно пришел в двадцатиэтажный билдинг, где был наш интернетский офис. Не заходя в него, я в два приема поднялся на верхний этаж и вышел на плоскую крышу, где рабочие в час ланча, жевали свои субмарины – бутерброды из целого батона с разнообразной начинкой. Кивнув им: «Хай», я направился к высокой башне, которую они строили, и пошел дальше по торчащей из ее двутавровой балке. Зачем я делал это, не могу объяснить, но разве объяснишь все, что делаешь во сне? Балка вибрировала и раскачалась, но я упорно шел вперед, остановившись на самом конце, где вибрация была наиболее сильной. В низу ползали люди – муравьи, стояли автомашины, как спичечные коробки, а сверху и вокруг было бездонное голубое небо и только я один в нем на шатающейся опоре. Я бы повернул назад, но не было харьковской железки …
Это было в Монреале в начале этого века, когда я собирал в единый кулак «опережающие время» технологии.
Видимо, в этом моя судьба, стоять одному на вибрирующей балке посреди бездонного неба, а начав дорогу, уже не могу повернуть назад».
Я говорю это к тому, что по традиции у каждого крещенного роба божьего есть свой ангел-хранитель, обычно носящий его имя. В жизни каждого человека есть моменты, когда «только Бог поможет» и ангел хранитель выполняет Его волю, спасая человека от беды.
Случилось так, после очередного покушения, я упал, с лестницы на бетонный пол. Толстая циновка смягчила удар, но лопнуло глазное яблоко. В операционной хирурги долго зашивали рану под наркозом. В реанимации я уснул и мне привиделся сон: полукруглые ворота, пробитые в красной кирпичной стене. По кромке ворот шла золотом славянская вязь, которую я не мог разобрать. За чернотой ворот мелькали сполохи красного цвета, метались черные фигуры с гробами и крестами, а почти весь проем ворот перегораживала суровая монашка, которую под колено подпирала светловолосая девочка в белом платьице, - не сдвинуть их, не обойти!
«Это был твой Ангел-хранитель, - разъяснили мне церковные люди. – Тебе еще рано туда, и он, чтобы удержать тебя, призвал на помощь более сильного».
Кадр 95. Лектор.
После вещего сна и чудесной встречи со своим Ангелом-хранителем, Игорь Николаевич начал в серьез интересоваться церковными делами. Второй причиной послужило, что город его детства Бердянск, основанный по повелению императора Николая I и решением Правящего Сената, более двухсот лет назад был испокон веков русским православным городом, в центре которого размещалась Хлебная площадь, соединенная Бержевым проспектом с одним из первых Государственных банков на юге страны. В общем, город планировался как «хлебная столица», в поддержку Одессе, откуда русская твердая пшеница вывозилась в Европу. Парусные корабли, облепившие набережную азовского моря, показанные в начале лекции, дают некоторое представление о масштабах торговли хлебом. В начале прошлого века Бердянск формировался как европейский город. Небольшая деталь: «хлебный налог» в одну копейку с каждого мешка вывозимого зерна, позволил замостить все улицы гранитной брусчаткой, не уступающей по красоте и прочности Красной площади в Москве.
Можно привести множество других примеров «столичности» этого города; даже ортогонально-парралельная планировка его улиц была слепком с плана столицы Империи. После раздела славянских государств, Бердянск перешел под юрисдикцию Украины, оставаясь, как и раньше русским городом.
Таким образом, Бердянск, с самого начала был православным городом моряков, купцов и рыбаков, то есть первопроходцев на прямую соприкасающихся с природной стихией, а потому надеющихся только на Бога и на себя. И вот в этот миниатюрный православный Центр Приазавья, в 2001году приехали Нунции Ватикана с посланием от Папы Иоанна Павла II «любовь, добро и милосердие» и предложением построить в городе католический костел. «Отцы города» - депутаты городского совета в принципе были согласны, однако простые горожане, как не странно, в том числе и коммунисты, встали на защиту православия. Не сдержал своего возмущения и я, памятуя каноническое определение о том, что к Храму как символу величия веры ведут все дороги, я отправил в местную газету статью «Срам на горе».
Кадр 96
Фотография города с моря
Дело здесь в том, что Бердянск расположен на дне доисторического моря, заливавшего в древности кубанскую, донскую и Дикую степи, включая и Каспийское море, а Гора, сплошным лукоморьем огибающая город и его окрестности, - его бывший обрывистый берег. Следуя сказанной ранее истине, что «все дороги ведут к храму», и потому костел на Горе как бы осенял город, то замена одной буквы в ней сводило эту затею к неприличию, а поскольку костел подавался под эгидой самого Папы, статья тут же была передана ему. Следствием этого было:
- Вызов, вопреки Протоколу, к Папе министра иностранных дел России И. Иванова, которому было объявлено высочайшее разрешение на строительство православного храма в Риме на территории российского посольства на горе, о чем русское правительство просило Ватикан свыше четырехсот лет со времен Ивана Грозного;
- В настоящее время указанный Храм уже построен и является одной из доминирующих точек в Риме. Этот Храм возведен на территории российского посольства, расположенного над Ватиканом, по существу это Храм на Горе и назван он именем Великомученицы Екатерины, которой в мировой практике посвящено лишь несколько церквей;
- На старом кладбище, на Горе, где похоронен мой отец, срочно построили деревянный Храм Святителя Николая, а за оградой кладбища Украинская православная церковь срочно достраивает Собор, посвященный тому же святому, вследствие чего деревянный Храм был переименован в прикладбищенскую церковь Святителя Николая;
- Возле школы, которая дола мне путевку в жизнь, воздвигли памятный крест со словами из статьи, взятыми мной из «Тараса Бульбы»: «Русь святая, храни веру православную»;
- Костел «переехал» с вершины Горы к ее подножию;
- Следует отметить, что старое кладбище, где похоронен мой отец Николай, первоначально объявленное к сносу, в 2003 году сохранено, а памятный крест с надписью о Святой Руси установлен в дни махрового Ющенковского национализма, причем его расположение было утверждено Межконфесионным советом города.
Кадр 97.
Памятный крест установлен на пересечении основных людских потоков по проспекту Ленина, ведущего к морю, и улицы Горбенко с вокзалом в его конце. Напротив памятного креста оборудован низкий фонтанчик с питьевой водой, так что в жарком курортном городе почти каждый, проходящий по центральным улицам, наклоняется, чтобы попить водицы, тем самым, отдавая поклон памятному кресту.
На первый взгляд, выбор имен Николая и Екатерины из свыше тысячи имен святых, «в земле Российской просиявших», может показаться простым совпадением с именами моих родителей. Однако, учитывая установку памятного креста возле моей школы, посчитал, что такое совпадение имен соответствует действительности и по этому обратился с письмом к Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II с благодарностью за честь, оказанную мне Православной Церковью, которой не удостаивался при жизни не один святой. Развернутый виртуальный ответ Его Преосвященства я получил по Интернату:
(Пресс-служба Патриарха Московского и Всея Руси)
«Идея строительства большой церкви рядом с Патриаршей резиденцией принадлежит приснопамятному Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. В 2005 году он указал место и благословил начало строительства храма. … Председатель совета директоров компании, строящий храм, … лично обсуждал со Святейшим Патриархом Алексием II детали строительства, в частности эскизный проект храма. Патриарх Алексий II утвердил проект и одобрил решение освятить храм в честь святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского».
При Алексии II в большинстве своем были возвращены многочисленные Храмы, ранее разграбленные и отчужденные советским государством, при этом нельзя не предположить, что между высшими представителями светской и духовной власти России, не проводились беседы о духовном развитии российского народа, однако развитие духовной жизни народа не ограничивается только возвращением и восстановлением материальных символов веры, потому что, согласно определению классика, «разруха (произошла не где-то там), а в головах» людей. И если высшая светская власть собиралась производить перестройку в России, начинать ее следовало, прежде всего, с духовной жизни общества. Видимо, что в результате таких разговоров у Патриарха и вызрела идея постройки современного, высокотехнологичного, объединяющего храма, вобравшего в себя простату и величие многовекового русского храмостроительства, ибо, как свидетельствует история, русские люди сначала сообща строили «Храм на Горе», вокруг которого постепенно вырастало их поселение. Данный храм можно считать отправной точкой начала современного единения народа в нацию, именно потому, что процесс духовного возрождения народа исторически достаточно долог. Строительство уникального, нацеленного в будущее, высокотехнологичного Храма на церковной земле, возможно, было для Патриарха единственным выходом из создавшейся ситуации. В личном плане говорит ИНК, - «смею предположить, что эта идея укрепилась у Патриарха после появления моей статьи «Срам на горе», которая заставила Понтифика Иоанна Павла II наконец-то благословить строительство Православного Храма там, где две тысячи лет Ватикан был безраздельным владыкой. Наверно, простому человеку, даже мне, трудно понять изумление глубоко верующего Главы Православия возмущением неверующего человека, оскорбленного за свой народ и за его веру. Отчего дрогнул даже всесильный Папа. Ни это ли послужило причиной того, что «Патриарх Алексий II одобрил решение освятить храм в честь святого благоверного … Игоря?».
Кадр 90. Комментатор.
(кольцевой обзор храма)
Идея разноцветных куполов, в данном случае с покрытием из фарфора, идет от двух гениальных архитекторов прошлого – Бармы и Постника, воздвигших в ХVI веке на Красной площади Храм Василия Блаженного с куполами необычной формы. Мысль сделать праздничные, даже сказочные, цветные, сложной формы купола и легла в основу построенного Храма.
А фарфор – это материал вечный. И те глазури, которые покрывают фарфор, не только не выцветают, но на солнце приобретают яркий вид. Ведь светоотражающая поверхность фарфора значительно выше, чем крашеного металла. …
Все фарфоровые плитки, по старинному – лемех, разного размера, потому что поверхность купола – криволинейная. И для того, чтобы вся поверхность была аккуратно облицована лемехом, каждый из них был рассчитан на компьютере, при этом использовалась программа облицовки абляционными плитками носовой части возвращаемого космического аппарата типа Шатл или Буран. Абляция – это испарение непосредственно твердого материала, подобно высыханию белья на морозе, но в данном случае важно не это свойство, а точная пригонка плиток друг к другу на криволинейной поверхности, что и обеспечивается компьютерной программой, так что с полным правом можно сказать, что при разработке и изготовлении фарфоровых куполов были использованы космические технологии.
Кроме того, при строительстве Храма Святого Игоря были использованы чисто русские приемы строительства, обеспечившие незыблемость Храма Василия Блаженного в течении шести веков, - для исследования этого феномена было расчищено подвальное помещение Хрома на Красной площади и скоро оно откроется как уникальная часть экспозиции этого творения русских зодчих..
Продолжая разговор о необычности названия перспективного Храма именем малоизвестного православному люду святого, Игорь Николаевич считает, что Патриарх укрепился в этом решении после получения им его второго письма, в котором он просил Святого Патриарха поговорить с президентом В. Путиным, что бы он дал возможность развивать предложенные ИНК прорывные технологии на благо Великой России и поднятия благосостояния ее народа. Возможно, именно это убедило Патриарха в правильности своего решения дать нарождающемуся высокотехнологичному Храму имя святого Игоря, чтобы духовно оказать ему поддержку.
Об архитектурных особенностях нового Храма, его русскости и органичной связи с древними новгородскими и псковскими Соборами, можно говорить бесконечно. Его просто надо увидеть.
Этот Храм, который, по отзывам СМИ, будит одной из достопримечательностей столицы, достоин, стать инструментом истинной духовной перестройки русского народа – процесс мучительный и длительный, который продлится не одно десятилетие. Но в конце его – он уверен в этом! – говорит ИНК – Россия вновь Икона св. Игоря обретет духовное единство нации.
\ИКОНА СВЯТОГО ИГОРЯ ЧЕРНИГОВСКОГО И КИЕВСКОГО
Символы православной веры святы для любого русского человека. Помня, как был расположен Божественный образ с неугасимой лампадой в хате у бабушки, мы разместили подаренную икону в Красном углу напротив входа в мой кабинет на даче, повесив перед ней старинную лампаду, которую жена по счастливой случайности приобрела в церковной лавке. С неделю мы мучались с ней, пытаясь зажечь, меняя фитили и масло, в том числе, специальное, лампадное, но так и отставили эту затею до лучших времен, уехав отдыхать в Крым. Когда же месяца через полтора мы вернулись, то нас удивила соседка с примыкающего участка: «У Вас что есть икона? Мы, то есть она, ее сестра и соседка с другого участка, смотрим (через окно второго этажа): у Вас горит красный огонек, долго думали и решили, что это горит лампадка, огонек колебался, и было ощущение, что он живой, но как она может гореть, если вас так долго нет на даче»? Кадр 91 . Лектор.
С именем малоизвестного святого князя Игоря для меня лично, - продолжает Игорь Николаевич, - связано, если можно так сказать, с реальным чудом. Года три назад, на мой день рождения друзья подарили мне икону этого святого.
Кадр 91
Изучая материалы о Святом Игоре, мы наткнулись на его жизнеописание в церковной хронике. Его жизнь мало чем отличалась от бытия князей ХI века: походы, сражения с себе подобными в междоусобных войнах, присоединение к своему Черниговскому княжеству земель, отнятых у соперников, но в конце жизни выяснилось, что он - единственный наследник убитых в Киеве правящих Киевских князей. Его пригласили княжить в Киеве, но на свою беду на выборном вече возле Софийского собора, он запретил горожанам грабить дома других горожан, что вызвало недовольство бандитствующих групп, которые тайно, нарушив крестоцелование (присягу на верность), пригласили на Киевский стол (престол) другого князя-соперника. В итоге Игоря Ольговича сильно избив, таскали полуголым за ноги по улицам Киева, а потом. убив, бросили на торговой площади на Подоле.
«Однако, по повелению тысяцкого Лазаря тело Игоря Ольговича было обмыто, одето и перенесено в церковь арх. Михаила («новгородскую божницу», храм новгородских купцов), где, согласно черниговскому летописцу, «на ту ночь Бог прояви над ним знамение велико: зажгошась свече вси над ним в церкви тои» Митрополит Климент, на следующее утро оповещенный новгородцами о случившемся, запретил разглашать о чуде «повеле потаити такую благодать»
Поскольку, по тогдашним понятиям, вся долгая жизнь Игоря Ольговича была обычной, а чудо в виде самопроизвольно зажженных свечей явилось только после его смерти, ему было 58 лет в 1157 г, надо полагать, что именно оно явилось основой его святости. В этом смысле самопроизвольное горение старинной лампады перед иконой этого святого, в нашем доме, подтвержденное многими свидетелями, можно причислить ко второму проявлению чуда Святого. Игоря через почти тысячу лет после его смерти».
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ