Маркетологам, да и любым специалистам в digital нужно держать в голове столько всего, что можно с ума сойти…ну или просто что-то забыть. Чтобы вся информация по задачам была перед глазами, используют интеллект-карты. В этом материале расскажу, что такое интеллект-карта, зачем она нужна и как её сделать.
Что такое интеллект-карта?
Интеллект-карта, карта мыслей, ментальная карта -инструмент визуализации информации, схема, которая устанавливает связи между главной идеей и её частями.
Термин появился в 1974 году, его ввел британский психолог Тони Бьюзен. Однако корни метода можно найти и раньше. Например, мироустройство в скандинавской мифологии -100% интеллект-карта.
В чём суть метода майнд-карт: в центре находится ключевая идея, от которой отходят ветви со связанными концепциями или элементами. Они нужны, чтобы раскрыть главный блок, создать ассоциации и уложить их в понятные образы или ключевые слова. С помощью такого «древа» легко структурировать любую информацию.
Например, вы начинаете работать над стратегией продвижения продукта. С ментальной картой вы разложите задачу на этапы, увидите неочевидные связи и распределите задачи по ответственным командам и сотрудникам:
- Изучая иностранный язык, вы можете поместить в центр новое слово, а вокруг него блоки с ассоциациями, формами, цитаты из кино или примеры применения.
- Творчество любого писателя можно представить с помощью mindmap - в центре его имя, по ветвям жанры, в которых он работал, а далее конкретные произведения.
- Исторические события раскладываются на ментальной карте на причины, следствия, личности.
И так далее вплоть до распорядка дня. Интеллект-карта упрощает восприятие информации благодаря смысловым блокам с понятной структурой и взаимосвязями.
Плюсы:
- Сложные темы можно разбить на небольшие блоки, которые легче разбирать и изучать.
- Наглядность - интеллект-карты позволяют увидеть всю картину изучаемого предмета.
- Информацию проще запоминать, если она имеет чёткую и понятную структуру вместо простыни текста.
- Можно увидеть неочевидные элементы и связи, которые легко упустить, если перед глазами нет чёткой блок-схемы.
- Mindmap можно дополнять и править.
Минусы:
- Если ментальную карту составляет один человек, другому будет трудно её прочесть.
- Ассоциативный ряд постоянно меняется, mindmap может быстро устареть.
- Если у составляющих людей не хватает компетенций, интеллект-карта не сможет полноценно раскрыть изучаемый предмет.
Как использовать майнд-карту в маркетинге
- Для анализа конкурентов - в центре имя компании, по ветвям и блокам предметы анализа: ценовой сегмент, УТП, объемы рынка, методы продаж, маркетинг и т.д.
- Для составления контент-плана - в каждой ветви канал компании: блог, рассылки, социальные сети, офлайн-размещения, YouTube-канал и т.д.
- Для запуска нового продукта - в ветвях задачи для разработки, маркетинга, отдела продаж, менеджмента и других команд.
- Для изучения целевой аудитории - в ветвях интеллект-карты будут их интересы, предпочитаемые каналы связи, демографические данные, проблемы и барьеры.
- Для исследования рынка - распределите на ветвях направления исследования: сегменты рынка, тенденции, существующих и потенциальных игроков, целевую аудиторию.
- Для мозгового штурма - наглядно разложите все идеи и предложения команды.
- Для планирования мероприятий - раскидайте по интеллект-карте доклады, спикеров, продвижение, афтепати, локацию конференции и составляющие программы: кофе-брейк, вопросы-ответы, подарки и так далее.
Рассказать с чего начать создание карты и где это удобнее всего сделать?