Найти в Дзене
Мария Ракуса

Что такое интеллект-карта, как ее составить и использовать в маркетинге

Маркетологам, да и любым специалистам в digital нужно держать в голове столько всего, что можно с ума сойти…ну или просто что-то забыть. Чтобы вся информация по задачам была перед глазами, используют интеллект-карты. В этом материале расскажу, что такое интеллект-карта, зачем она нужна и как её сделать.

 

Что такое интеллект-карта?

Интеллект-карта, карта мыслей, ментальная карта -инструмент визуализации информации, схема, которая устанавливает связи между главной идеей и её частями. 

 

Термин появился в 1974 году, его ввел британский психолог Тони Бьюзен. Однако корни метода можно найти и раньше. Например, мироустройство в скандинавской мифологии -100% интеллект-карта.

 

В чём суть метода майнд-карт: в центре находится ключевая идея, от которой отходят ветви со связанными концепциями или элементами. Они нужны, чтобы раскрыть главный блок, создать ассоциации и уложить их в понятные образы или ключевые слова. С помощью такого «древа» легко структурировать любую информацию.

 

Например, вы начинаете работать над стратегией продвижения продукта. С ментальной картой вы разложите задачу на этапы, увидите неочевидные связи и распределите задачи по ответственным командам и сотрудникам:

- Изучая иностранный язык, вы можете поместить в центр новое слово, а вокруг него блоки с ассоциациями, формами, цитаты из кино или примеры применения. 

- Творчество любого писателя можно представить с помощью mindmap - в центре его имя, по ветвям жанры, в которых он работал, а далее конкретные произведения.

- Исторические события раскладываются на ментальной карте на причины, следствия, личности. 

И так далее вплоть до распорядка дня. Интеллект-карта упрощает восприятие информации благодаря смысловым блокам с понятной структурой и взаимосвязями.

 

Плюсы:

- Сложные темы можно разбить на небольшие блоки, которые легче разбирать и изучать.

- Наглядность - интеллект-карты позволяют увидеть всю картину изучаемого предмета.

- Информацию проще запоминать, если она имеет чёткую и понятную структуру вместо простыни текста. 

- Можно увидеть неочевидные элементы и связи, которые легко упустить, если перед глазами нет чёткой блок-схемы. 

- Mindmap можно дополнять и править.

 

Минусы:

- Если ментальную карту составляет один человек, другому будет трудно её прочесть. 

- Ассоциативный ряд постоянно меняется, mindmap может быстро устареть.

- Если у составляющих людей не хватает компетенций, интеллект-карта не сможет полноценно раскрыть изучаемый предмет.

 

Как использовать майнд-карту в маркетинге

- Для анализа конкурентов - в центре имя компании, по ветвям и блокам предметы анализа: ценовой сегмент, УТП, объемы рынка, методы продаж, маркетинг и т.д.

- Для составления контент-плана - в каждой ветви канал компании: блог, рассылки, социальные сети, офлайн-размещения, YouTube-канал и т.д.

- Для запуска нового продукта - в ветвях задачи для разработки, маркетинга, отдела продаж, менеджмента и других команд.

- Для изучения целевой аудитории - в ветвях интеллект-карты будут их интересы, предпочитаемые каналы связи, демографические данные, проблемы и барьеры.

- Для исследования рынка - распределите на ветвях направления исследования: сегменты рынка, тенденции, существующих и потенциальных игроков, целевую аудиторию. 

- Для мозгового штурма - наглядно разложите все идеи и предложения команды. 

- Для планирования мероприятий - раскидайте по интеллект-карте доклады, спикеров, продвижение, афтепати, локацию конференции и составляющие программы: кофе-брейк, вопросы-ответы, подарки и так далее.

 

Рассказать с чего начать создание карты и где это удобнее всего сделать?