Когда изучала страницы из старинных модных журналов, каждый раз вспоминала иллюстрации из книги " Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды" (1972 г) об отделке одежды.
"Отделка не является самостоятельным элементом композиции - это дополнение, украшение, которое вообще может отсутствовать, поскольку не для всякого костюма оно обязательно. Правда, в истории костюма были периоды, когда отделка являлась основной, главенствующей частью композиции одежды, а линии становились как бы второстепенным элементом, фоном. Рюши, бейки, защипы, кантики, тесьма, бантики, пряжки, кисти, пуговицы чередовались с бисером, стеклярусом, кружевом, мехом и цветами, причем одновременно применяли самые разнохарактерные отделки в одном и том же изделии. Характерное в этом отношении платье (модель 1912 г.) изображено на рис. 138,а.
Современная мода освободилась от чрезмерных отделок, иногда последние и совсем не используют (рис. 138,б)."
"Для каждого этапа моды характерны свои, присущие ему виды отделок и способы их применения. Время от времени наблюдаются периодические повторения в использовании тех или иных видов отделок. Разберем это явление на примере сутажа и басонной тесьмы.
На рис. 139, а показана модель платья моды 1918 г. Как видим, сутаж и басонная тесьма заполняют большие плоскости, как бы превращаясь в вышивку и органично вписываясь в композиционную разработку. В то время сутаж и басонная тесьма были одними из наиболее распространенных видов отделки. Впоследствии подобная отделка применялась эпизодически; в настоящее время ее вновь начинают использовать наравне с другими видами отделки, правда в более ограниченном количестве, в новых композиционных разработках и фактурных сочетаниях (рис. 139, б)."
В то же время...
В эту минуту прошли к колодцу мимо нас две дамы: одна пожилая, другая молоденькая, стройная. Их лиц за шляпками я не разглядел, но они одеты были по строгим правилам лучшего вкуса: ничего лишнего! Михаил Лермонтов. "Герой нашего времени".
Из воспоминаний Анны Ахматовой:
«Именно роскошь высшего света никогда и не существовала. Светские люди одевались весьма скромно: черные перчатки, черный закрытый воротник. Никогда не одевались по моде: отставание по крайней мере на пять лет было для них обязательно. Если все носили вот этакие шляпы, то светские дамы надевали маленькие, скромные. Я много их видела в Царском: роскошное ландо с гербами, кучер в мехах – а на сиденье дама, вся в черном, в митенках и с кислым выражением лица… Это и есть аристократка… А роскошно одевались, по последней моде, и ходили в золотых туфлях жены знаменитых адвокатов, артистки, кокотки. Светские люди держали себя в обществе очень спокойно, свободно, просто…».