Найти тему
Блог Рязаночки

Отделка одежды в старину и в наше время

Когда изучала страницы из старинных модных журналов, каждый раз вспоминала иллюстрации из книги " Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды" (1972 г) об отделке одежды.

"Отделка не является самостоятельным элементом композиции - это дополнение, украшение, которое вообще может отсутствовать, поскольку не для всякого костюма оно обязательно. Правда, в истории костюма были периоды, когда отделка являлась основной, главенствующей частью композиции одежды, а линии становились как бы второстепенным элементом, фоном. Рюши, бейки, защипы, кантики, тесьма, бантики, пряжки, кисти, пуговицы чередовались с бисером, стеклярусом, кружевом, мехом и цветами, причем одновременно применяли самые разнохарактерные отделки в одном и том же изделии. Характерное в этом отношении платье (модель 1912 г.) изображено на рис. 138,а.
Современная мода освободилась от чрезмерных отделок, иногда последние и совсем не используют (рис. 138,б)."

" Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды"
" Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды"
Из старинного немецкого дамского журнала.
Из старинного немецкого дамского журнала.
Из старинного немецкого дамского журнала
Из старинного немецкого дамского журнала

"Для каждого этапа моды характерны свои, присущие ему виды отделок и способы их применения. Время от времени наблюдаются периодические повторения в использовании тех или иных видов отделок. Разберем это явление на примере сутажа и басонной тесьмы.
На рис. 139, а показана модель платья моды 1918 г. Как видим, сутаж и басонная тесьма заполняют большие плоскости, как бы превращаясь в вышивку и органично вписываясь в композиционную разработку. В то время сутаж и басонная тесьма были одними из наиболее распространенных видов отделки. Впоследствии подобная отделка применялась эпизодически; в настоящее время ее вновь начинают использовать наравне с другими видами отделки, правда в более ограниченном количестве, в новых композиционных разработках и фактурных сочетаниях (рис. 139, б)."

" Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды"
" Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды"
Из американского старинного дамского журнала
Из американского старинного дамского журнала
Из американского дамского журнала 19 века
Из американского дамского журнала 19 века

В то же время...

В эту минуту прошли к колодцу мимо нас две дамы: одна пожилая, другая молоденькая, стройная. Их лиц за шляпками я не разглядел, но они одеты были по строгим правилам лучшего вкуса: ничего лишнего! Михаил Лермонтов. "Герой нашего времени".

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К „КНЯЖНЕ МЕРИ“ Рисунок В. Верещагина, 1862 г.
Русский музей, Ленинград
ИЛЛЮСТРАЦИЯ К „КНЯЖНЕ МЕРИ“ Рисунок В. Верещагина, 1862 г. Русский музей, Ленинград

Из воспоминаний Анны Ахматовой:
«Именно роскошь высшего света никогда и не существовала. Светские люди одевались весьма скромно: черные перчатки, черный закрытый воротник. Никогда не одевались по моде: отставание по крайней мере на пять лет было для них обязательно. Если все носили вот этакие шляпы, то светские дамы надевали маленькие, скромные. Я много их видела в Царском: роскошное ландо с гербами, кучер в мехах – а на сиденье дама, вся в черном, в митенках и с кислым выражением лица… Это и есть аристократка… А роскошно одевались, по последней моде, и ходили в золотых туфлях жены знаменитых адвокатов, артистки, кокотки. Светские люди держали себя в обществе очень спокойно, свободно, просто…».