Найти тему
Бард-Дзен

Мы дружим, мы были женою и мужем… Осенние песни

Перед тем, как я отправился в простудный трип, в Осенних песнях мы с вами говорили о любви. О любви к конкретной песне, конкретному автору, ну и о странной любви к осени и даже немного друг к другу. Хороший получился разговор, и тема далеко не исчерпана, разумеется. Разобравшись без особого труда с этим самым простудным трипом, и восстановив способность складно думать и излагать, хочется продолжить с того же самого места. Да я, собственно, так и планировал. Сейчас из-за непредвиденной паузы придется, конечно, тему рвать, но мы же не рыбки аквариумные, слава Богу, у нас память подлиннее, всегда есть шанс сказать - а вы помните, мы говорили, и увидеть в ответ ваши благодарные, хоть и виртуальные улыбки и кивки – помним, дескать, как не помнить.

Поэтому сегодня я хочу пригласить вас на свидание. На свидание с осенью. Это в реальности не очень-то хорошо звать на свидание сразу много людей, а виртуальность этого противоречия не признает. Мы же все равно оказываемся с каждым из вас наедине в какой-то момент. Да и с песней вы в любом случае всегда остаетесь наедине. Поводов для ревности возникнуть не может. Любовь наша легко делится и распределяется на всех, и, что уж и вовсе противоречит математической логике, любовь наша от такого распределения и деления не уменьшается, а, пожалуй, увеличивается даже. Это – чудо искусства. Оно так и работает. Так что пошли дружненько стройными рядами, стройными колоннами на свидание с осенью. Дабы продолжить разговоры о любви.

С обоими авторами этой замечательной песни я по-доброму знаком сто лет, оба у меня дома бывали, а Шухрат, тот даже и в моей лесной гремячинской обители побывал как-то – суток на трое заезжал, вот уж напелись от души. Интересно, что это знакомство заставляет несколько компромиссно рассматривать приоритеты авторства песни Свидание с осенью. Мы же как привыкли - говорим, например, песня Александра Софронова на стихи Шухрата Хусаинова. Это общепринятая формула. А вот в цикле их совместных песен это не совсем так. Во всяком случае, Шухрат-то точно считает, что это не совсем так, да и Саня Софронов, хоть и улыбается, но порой озвучивает Шухратову формулировку – Песня Шухрата Хусаинова на музыку Александра Софронова. Казалось бы – какая разница-то, а она есть. Тут же важно, кто именно выдал на гора конечный продукт, а эта пара авторов в свое время работала немного странно – Саня писал мелодии и подкидывал их Шухрату. Тот в готовой мелодии находил требуемый образ, прорабатывал его и писал текст. То есть, конечный-то продукт был всегда его.

Пару лет назад Софронов приезжал к нам с концертом в Бард-кафе, и мы на эту тему поговорили. Саня посмеялся, конечно, он вообще крайне улыбчив, но потом сказал, что это был один из лучших периодов его творчества, и, будь у него такая возможность, он бы так всегда и работал. Жаль, что поэты, умеющие проникнуть в образ музыки редки, и чаще приходится музыканту копаться в образах поэта. Шухрат вот умеет. Софронов еще пару имен назвал, с которыми ему почти так же повезло, но это и все, кто попался ему в соавторы на долгом творческом пути, если иметь в виду именно такую вот «наоборотную» технику написания песен. И этих людей он очень любит и ценит. Ну так мы же сегодня и не о технике написания, мы ж именно о любви!

-2

А я эту песню полюбил давно, еще в те времена, когда она была совсем юной. Да так полюбил, что даже играл ее в своих выступлениях частенько. Это не очень убедительно, мало ли чего или кого я играл. Я и себя любимого играл не мало, но это совершенно не означает, что ко всем своим песням я тоже относился с каким-то трепетом и нежностью. Совсем не означает. Из всего себя я только пару-тройку песен могу назвать любимыми. Многие считают, что стихи и песни – они как дети, и их полагается любить, вне зависимости от того, удались, не удались. А это ведь не так. Они ж родятся-то готовыми и взрослыми. Ты их с ложечки не кормишь, памперсы им не меняешь, за ручку в детский сад и в школу не водишь. Они не растут на твоих глазах и не приносят в твою жизнь сложный комплекс радостей и разочарований. Они – не дети, а собеседники, и могут надоесть, если честно. Особенно, если в них и тем-то на поговорить на полтора раза. Они могут забываться, и о некоторых ты, о ужас, даже и не жалеешь – забылись и забылись.

Но вот Свидание с осенью, в отличие от некоторых собственных песен не забывается. Эта песня растет и меняется во времени, и это уже повод считать ее родной и любить как родную. А у меня еще и одна из очень голосистых девчух из лагеря Белые крылья нашего ее невероятно возлюбила. И пришлось мне специально для нее делать аранжировку какую-то, и аккомпанировать ей эту песню несколько лет подряд. Даже на каких-то фестивалях пришлось. Смешнее всего было на Бабушкиной даче в Удмуртии – Лера там первой степени диплом с этой песней рванула, и председатель жюри порывался заодно и мне диплом выписать за аккомпанемент – насилу отбился. А вот Лера – это уже настоящая любовь. Как и большинство наших детей Бекров. Сейчас уже замужем, у самой ребенок, а для нас-то они все равно – наши дети, наша любовь и даже наша гордость частенько. Особенно такие как Лера. Она потом еще и лучшей вожатой у нас была довольно долго. И Софроновская ли, Хусаиновская ли песня тут совсем не так мало сделала, чтобы это все получилось.

-3

В общем, вы уже поняли, что для меня Свидание с осенью Софронова-Хусаинова – песня далеко не рядовая, а из очень даже любимых. Так что в финале не столько о самой песне, сколько о версии. Есть же даже клип с актерами, яркий, эмоциональный, профессионально записанный и снятый. А я вот ставлю вам простенькую и не особенно качественную запись с фестиваля Томский перекресток! Тут дело во вступлении. Вступление это я еще и отдельно люблю. Дело-то в том, что разные бывают вступления у этой песни. Изначально было попроще и на все 100 минорное вступление, Шухрат, кстати, так и играет, да и Софронов тоже частенько так же. А вот это, с мажорным фрагментом я услышал впервые, когда Саня пел не одну эту песню а цикл из трех осенних песен. Точнее не цикл, а композицию, потому, что звучали-то они как одна с незаметными переходами от песни к песне. И вот для этой композиции и было придумано такое полумажорное вступление. Меня тогда это просто пробило – такая грустная песня с таким оптимистическим началом и проигрышем, это не могло не запасть, это как специально для меня написано, это очень театрально, точнее драматургично. А уж если я вижу в песне качественную драматургию, я сходу понимаю – это любовь. Так что, сами понимаете, дышу неровно, волнуюсь как пацан, и сразу оглядываюсь по сторонам – не продают ли где-то букетики, чтобы песне преподнести, и непременно, встав на одно колено. Звучит немного иронично, но, поверьте, от всей души, чего и вам в ближайшие пару-тройку минут искренне желаю.