В сентябре 2023 г. в республике Абхазия прошёл Международный пленэр, организованный Евразийским Художественным союзом и Абхазским государственным университетом. В программе пленэра было посещение "Дачи художников" и знакомство с творчеством народного художника Абхазии Геннадием Шотовичем Барциц.
Его творчество широко известно не только на его малой родине, но и многим ценителям искусства России, приезжающим на отдых в Гагры. Здесь есть возможность познакомиться с его живописными полотнами в персональной галерее, которую художник организовал на базе «Творческой дачи московского союза художников».
Его картины, выполненные в технике масляной живописи, отличаются мягкой колористикой, интересной техникой исполнения и богатым оформлением.
Уникальность личности Г. Барцица в том, что он фактически является связующим звеном между двумя культурами – российской и абхазской. Последователь русской реалистической художественной школы, он удивительно органично вписал их в современное абхазское искусство – культурные традиции России и Абхазии смог соединить с большим почитанием.
Любовь к рисованию проявилась у него с детства – проживая в Гаграх, отдавал предпочтение процессу самообучения, копировал и усваивал классику. Позже, обучаясь у Шилова в Москве, уделяет значительное внимание пленэрам, где постигает особенности воспроизведения русского национального пейзажа.
Г. Барциц художник жанрово многогранный, он проявил себя в портрете, натюрморте, жанровой картине, но центральным жанром можно назвать пейзаж, которому он посвящает всё своё творчество, причём в его интерпретации пейзаж всегда приобретает национальную окраску. Художник продолжает реалистические традиции русского искусства на основе абхазских сюжетов, природы и ландшафтных особенностей и создает свой индивидуальный стиль этого жанра.
В русском классическом искусстве пейзажа была сформирована особая эстетическая концепция восприятия и отображения природы – лирический пейзаж, который передавал красоту и тонкий лиризм неброской русской природы. Картины Барцица убеждают в том, что он очень хорошо знает особенности письма Левитана, Васильева, Саврасова, Шишкина. Это умение выявить природные особенности того или иного места, передать настроение и образ пейзажа за счёт живописной сложности, глубины цвета и проработки деталей. Именно так написаны художником пейзажи Подмосковья и малых российских городов, таких как Зарайск, Касимов, Мышкин, Калязин. В этих работах особое внимание он придаёт построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.
Абхазский пейзаж яркий, однако Г. Барциц всегда находит особое время года, чтобы передать его полутонами, цветовыми и световыми градациями – «Жоэкварское ущелье в Гаграх осенью»; «Сухум. Зимний вечер»; «Весна в горах». Его привлекают горные пейзажи, субтропическая природа, родные места, которым он передает любовь и восхищение.
Г. Барциц легко и непринуждённо соединяет черты сельского и архитектурного жанра пейзажа, использует исторический ракурс в морском пейзаже в работах «Адмирал Нахимов на Гагрском рейде»; «Прибытие Николая II на открытие курорта Гагра в 1912 году». Изображение морской стихии находит воплощение в марине – «Чайки»; «Гудаута. Пляж»; «Сухум. Зимний вечер»; «Свежий ветер» и др. Море он хорошо знает и любит, будучи капитаном собственной яхты, и использует для его передачи различные средства выразительности.
Иногда вводит в пейзаж человеческие фигуры, и как стаффаж, скорее для ощущения масштаба происходящего и передачи динамики как в работах «Малая пристань в Сухуме»; «Осень. г. Пушкин»; и как смысловой центр произведения, превращая работу в жанровую картину «Хичхома. Новый год в Абхазии»; «На Шексне»; «Монастырь в Каманах».
Всегда присутствует достоверность и непосредственность наблюдения особенностей световоздушной среды, фиксирует устойчивые состояния природы и переходы из одного в другое. В картине «Хичхома. Новый год в Абхазии» изображен повседневный крестьянский труд – возле традиционного абхазского дома две фигуры за работой, даже в праздник, о котором говорят лишь заснеженные горы и плоды оранжевой хурмы на деревьях. Приглушённый колорит переднего плана картины контрастирует с ярким зимним закатом, а вся работа наполнена тонкими ассоциациями.
Природа на полотнах художника спокойна и величественна. По настроению это камерные пейзажи настроения с использованием панорамного переднего плана, что создаёт ощущение, что автор наблюдает издалека. Часто выбирает приглушённый колорит, состоящий из светло-серебристых, оливково-охристых, коричневатых оттенков, близких к естественным краскам природы. Но пейзажи художника не только лиричны по настроению, но и наполнены глубоким символизмом – выбирает для этого типическое, характерное для данного места при создании образа – «Касимов. Старые ворота»; «Валаам. Святой источник»; «Абхазия – 1000 лет»; «Источник Святого Василиска. Абхазия». Как стрела в небо взлетает ввысь затопленная колокольня в картине «Стрела небесная. Калязин», выбранный колорит для каждой работы создает пронзительное настроение утраченных святынь.
Этот символизм, глубокая осмысленность и духовность пейзажей делают творчество художника Геннадия Барцица узнаваемым и неповторимым.
30.09.2023
Автор текста: Н. И. Барсукова – доктор искусствоведения, профессор, член Евразийского Художественного союза,
Сайт ЕХС: www.eurasianartunion.com
Вступить в союз: https://eurasianartunion.com/index.php/ru/membership
Любой желающий может обратиться к нашим искусствоведам и на коммерческой основе заказать профессиональную рецензию о своем творчестве, проекте или серии работ на выставку.
Заказать рецензию: https://eurasianartunion.com/index.php/ru/post