В предыдущей статье мы с вами рассмотрели события 8 марта 1814 года, когда в районе города Арси, в 150 километрах восточнее Парижа, разворачивается грандиозное Генеральное сражение. В 8 — 10 километрах западнее Арси, авангард русского корпуса неожиданно обнаруживает два французских кавалерийских полка, двигающихся в сторону Арси на соединение с основной армией Наполеона. Командующий авангардом генерал Пален разрабатывает план атаки...
И мы с вами продолжаем.
*
*
Итак, на дворе у нас 8 марта 1814 года. Мы с вами находимся в окрестностях деревушки ПремьерФе, в 8 километрах западнее Арси. Как мы помним, Пален разработал план разгрома двух неприятельских полков. Слева должны вдарить русские гусары и уланы. Затем по центру атакуют кирасиры. Союзные кавалеристы, зайдя с правого фланга, должны завершить окружение и разгром противника.
В предыдущей статье мы с вами рассмотрели атаку русских кавалеристов, которая стала полной неожиданностью для французов. Сейчас там кипит лютый бой. Русские гусары и уланы мужественно сражаются с неприятелем, который, однако, не думает сдаваться или проигрывать. Наоборот, французы перешли в контратаку и намереваются переломить ход боя. Но пока нет повода для беспокойства; всё идёт по плану.
В это время совершенно неожиданно по фронту, сметая всё на своём пути, по французу вдарила тяжёлая кавалерия 2-й русской кирасирской дивизии. Этот удар совершенно расстроил французов и те спешно начинают перегруппировываться, желая отразить и эту атаку. Но их боевой дух уже подорван. Выстоять против всёсокрушающего удара тяжёлой кавалерии практически нет шансов. Но французы не знают, что впереди их ждёт ещё один неприятный сюрприз.
В соответствии с планом союзников, на правом фланге в бой вступает союзная австро-германская кавалерия, замыкая окружение французских полков. «Крышка захлопнулась». Два французских гвардейских кавалерийских полка из дивизии генерала Летора, — элита армии Наполеона, оказываются в полном окружении. На горизонте маячит полное истребление. Поняв это, французы в панике начинают покидать поле боя небольшими группами. Разбегаются кто куда. Но «тиски сжаты» крепко и французам уже не выбраться. Это конец.
Подведя итог этой мастерски проведённой операции, мы можем констатировать полный разгром двух гвардейских кавалерийских полков Наполеона. Браво русскому генерал-лейтенанту Палену Петру Петровичу. Настоящий профессионал военного дела. И конечно, честь и слава рядовому солдату.
Напрасно Наполеон ждёт своих гвардейцев. Им уже не суждено влиться в армию своего императора: полки уничтожены. Жалкие группы отдельных всадников покинули бой и просочились из окружения, в основном уйдя назад, к городу Мери, откуда они пришли. Из тысячи всадников ликвидированы почти все. Русские захватили в плен 160 французов, в том числе подполковника Лафита. Вот они, «неудачники-покорители мира», стоят понуро перед победителями. Интересно вглядываться в их лица. Кто-то злобно «волком» смотрит исподлобья. Кто-то, словно на выставке, «как ни в чём не бывало», глазеет добродушно по сторонам. Кто-то смотрит равнодушно-обречённо. Кто-то «зыркает» с испугом, стараясь прятать взгляд. В любом случае видно — каждый хочет жить. Отправят их в тыл, будут жить. А после победы отправятся домой, к родным. Сейчас отпускать нельзя. Не успев «раскаяться», многие, если не все, вернутся к Наполеону. Нужно не забывать, что это гвардейцы императора, — солдаты, преданные императору лично. А закончится война, вот тогда ступайте на все четыре стороны, начинайте новую мирную жизнь.
Вот так, блистательной победой России и её союзников, закончилась одна из битв грандиозного сражения при Арси. А как же иначе. Россия это Сила и она побеждает. Сражение при Арси продолжается.
После этого боя у деревни ПремьерФе, германский наследный принц виртембергский расположил свой корпус здесь же, в окрестностях деревни на ночлег. Передовые отряды рассредоточились по ближайшим селениям.
*
Что же сейчас происходит на поле Генерального сражения у города Арси? После страшного боя за деревню Гранд-Торси, в 2 километрах восточнее Арси, французы удержали деревню за собой, ценой невероятных потерь.
К вечеру 8 марта 1814 года, в районе 21 часа, в Арси начинают просачиваться подкрепления Наполеона, прибывающие из Парижа. Вот мы видим входит в город колонна парижских кавалеристов под командованием генерала Лефевр-Денуэтта числом до 2 000 сабель. Из Парижа ускоренным маршем движется колонна пехотинцев, — гвардейцев императора, под командованием генерала Генриона числом до 4 500 человек. Гвардейцы не успели достигнуть места сражения при Арси и к вечеру 8 марта 1814 года встали биваками на ночлег в районе деревни Планси на реке Об в 15 километрах западнее Арси. Гвардейцы чрезвычайно утомлены марш-броском и в бой сейчас не годятся, им нужен основательный отдых.
Прибывшая кавалерия Лефевр-Денуэтта также измотана долгим переходом, тем не менее сразу влилась пополнением в кавалерию генерала Себастьяни. Вновь прибывшим отдых только снится. Себастьяни «точит зуб» на казаков и желает «расплаты» немедленно. Как мы помним, Себастьяни бит казаками.
*
Опустилась тьма. Подул холодный северный ветер. Подтаявший днём снег покрылся коркой наста. Кони боятся ступать на такой снег, проваливаясь под него. Себастьяни — опытный кавалерист, понимает это, но злоба его перевешивает здравый смысл. Уже в полной темноте в районе 22 часов Себастьяни решает произвести неожиданную ночную атаку на левый фланг союзников, который удерживают казаки под командованием генерала Кайсарова. Здесь же располагаются и баварские союзные кавалеристы. Себастьяни желает одним ударом покончить с левым флангом союзников, обратив его в бегство и обезопасив фланг своей армии. Решение, несомненно, смелое, но чем это «мероприятие» закончится, пока неизвестно.
Но мы с вами узнаем это, дорогие мои товарищи, в следующих статьях, и продолжим внимательно изучать ход Генерального сражения при Арси, от которого зависит будущее Европы и всего мира. А на сегодня мы заканчиваем...
>А вот и следующая статья<, дорогие товарищи.