В предыдущей статье мы с вами рассмотрели события 8 марта 1814 года, когда в 8 километрах западнее города Арси русская кавалерия под командованием генерал-лейтенанта Палена Петра Петровича при содействии союзной кавалерии полностью окружили и разгромили два элитных французских гвардейских кавалерийских полка. Это блистательная победа России и великих русских полководцев, — продолжателей славных дел Петра Великого.
А мы с вами продолжаем внимательно следить за развитием событий.
*
*
Итак, на дворе у нас 8 марта 1814 года. Уже стемнело. К французам прибыло подкрепление из Парижа, — до 2 000 сабель кавалерии. Французский генерал Себастьяни задумал «недоброе». Он разработал дерзкий план неожиданного ночного удара по левому флангу союзников, где располагаются казаки генерала Кайсарова и баварская конница.
8 марта 1814 года ровно в 22 часа Себастьяни даёт команду «по коням». В полнейшей темноте французские кавалеристы устремляются в атаку. Приказано соблюдать строжайшую тишину и никак не выдавать себя. Передовые казачьи посты сметены очень быстро стремительно наступающими французскими кавалеристами, казаки не успели поднять тревогу. А вот и казачьи биваки. Казаки мирно отдыхают, греются у костра, гутарят, рассказывают такие удивительные истории, которые услышишь, наверное, только от настоящего казака. Вот, например, один удалой казак рассказывает, будто в давние времена пришли на Дон в их станицу вражины с «Дикого поля». Хотели зло учинить и увести жителей в полон. Но вышло так, что десять казаков налетели на эту сотню и всех врагов до единого порубали. Вот так. Самое удивительное, что никто и не сомневается, товарищи слушают, улыбаются и добродушно восхищаются:
«Ишь ты! Любо».
И вдруг, совершенно неожиданно, как «ушат холодной воды на голову в январе», из темноты появляются серые тени и с ужасающими криками начинают рубать направо и налево всех, кого только встречают на пути, размахивать своими саблями и палашами. Такого внезапного нападения врага не ожидал никто.
Французы застали казаков врасплох. Разбираться будут потом, кто виноват, что врага проглядели, а сейчас нужно собраться и отразить атаку. Трудно застать казака врасплох, но возможно. Казак всегда начеку, особенно, когда рядом враг. Казаки вскочили на своих коней и начался жестокий лютый бой. А французы всё прибывают и прибывают. Уже окружили полукольцом место расположения казаков.
На помощь казакам подошли баварские кавалеристы. Мужественно сражаются казаки и баварцы, плечом к плечу, как благородные звери против стаи голодных диких псов. «Врёшь, не возьмёшь!» Дорого заплатят французы за свою дерзость. Уже десятки тел лежат вокруг, порубленные казаками. Но и казаки несут потери. Помощь баварцев как нельзя кстати, но их немного. Казаки оказываются в незавидной ситуации: французы всюду и со всех сторон. Уже окружили и всё прибывают.
Неяркий тёмно-оранжевый свет костров выхватывает из темноты страшные картинки: испуганные морды лошадей, извергающие густые клубы пара из пастей, перекошенные яростью лица людей в папахах и киверах. Сверкающие дикостью глаза людей. Чувствуется чудовищное напряжение и борьба за жизнь. Блестят тяжёлым холодом палаши и сабли. От ударов холодного оружия вспыхивают и разлетаются в темноте искры. Ржание лошадей, лязг оружия, крики живых и раненых слились в один устрашающий звук.
Но что же делать, нужно сохранить отряд, не дать ему погибнуть. Французов «тьма». Если бой затянется, то они возьмут числом. Командующий, — генерал Кайсаров, узнав о нападении, приказывает немедля отступать. Не хотят казаки отступать, а надо. Французы бросаются за ними в погоню. Бой продолжается даже на скаку.
В это время о внезапном ночном нападении французов становится известно в штабе корпуса генерала Вреде. Немедля поднят по тревоге Таврический гренадёрский полк, который очень быстро построился в каре и готов отразить любое нападение неприятеля. Поднята по тревоге и 3-я кирасирская дивизия, которая стремглав помчалась выручать своих боевых товарищей. К ним присоединился находящийся поблизости прусский гвардейский эскадрон. Ух, французов ждёт жестокое наказание. Не уйдёт безнаказанно никто. Себастьяни поплатится за свою вероломность.
И действительно, удар кирасир по наступающим французам оказался болезненным. Передовые эскадроны смяты и мгновенно порублены. Двигающиеся позади французы в темноте не сразу поняли, что происходит, и продолжили атаку. И они сразу же попали под пресс тяжёлой кавалерии, из которого уже не выбраться.
Лишь некоторое время спустя французы поняли, что этот бой ими проигран и нужно спасаться бегством, пока это ещё возможно. Остатки французской кавалерии, «поджав хвосты», еле «унесли копыта». А казаки развернули своих боевых коней и теперь уже они гонят врага. Инициатива в бою меняется молниеносно.
В ночи заработала артиллерия. Сразу и не скажешь, откуда и кто работает. Совершенно непонятно кто стреляет и в кого. Но мы то с вами знаем, что это союзная артиллерия «подгоняет» французов, чтобы те поскорее убирались восвояси.
В ответ заработала французская артиллерия. Стреляют в темноте наугад. Ни о какой контрбатарейной борьбе и речи быть не может. Стреляют авось попадёт. Стреляют ради устрашающего эффекта. Канонада продолжалась несколько часов. Французы ушли за одну из деревень. Союзники далее не преследуют их. Вылазка Себастьяни провалилась. Союзники выиграли и этот бой.
Постепенно стороны успокаиваются, возвращаются на исходные позиции. Приказано удвоить дозоры. На подступах к деревне Гранд-Торси, занятой французами, за которую давеча шёл очень жестокий бой, союзный генерал Вреде выставил заслон — четыре эскадрона. Эти парни должны будут сдержать натиск врага, если тот вновь пойдёт на ночную авантюру.
Весь корпус генерала Вреде расположился в 9 километрах восточнее. 3-я кирасирская дивизия, казаки генерала Кайсарова, и кавалерия Вреде остаются на поле боя юго-восточнее города Арси. Наполеоновская армия стоит в городе Арси и в его южных окрестностях.
Потери сегодняшнего для 8 марта 1814 года следующие:
Баварцев 794 человека убитыми, ранеными и пропавшими без вести.
Потери австрийцев соответственно до 1380 человек.
Потери русских в этот день нигде не указаны.
Потери французов убитыми, ранеными и пропавшими без вести в этот день оцениваем до 4 000 человек.
Вот и закончился ещё один день кровавой войны. Он был очень тяжёлым, но впереди ещё немало таких тяжёлых дней и все их нужно пережить, чтобы войти в Париж победителями. Как будут развиваться события далее, мы с вами, дорогие мои товарищи, узнаем в следующих статьях, а на сегодня заканчиваем...
>А вот и следующая статья<, дорогие товарищи.