Неповторимая весна. СССР, 1957. Режиссер Александр Столпер. Сценарист Сергей Ермолинский. Актеры: Евгения Козырева, Изольда Извицкая, Александр Михайлов, Иван Дмитриев, Ирина Скобцева, Виктор Шарлахов, Нина Дорошина, Евгений Леонов и др. 24,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Александр Столпер (1907–1979) поставил 16 фильмов, многие из которых («Живые и мертвые», «Повесть о настоящем человеке», «Трудное счастье», «Дорога», «Неповторимая весна») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
Драма «Неповторимая весна» рассказывает об эпидемии чумы в Средней Азии, на фоне которой развиваются отношения молодоженов…
Мнения современных зрителей об этой, на мой взгляд, не самой удачной ленте А. Столпера порой полярно расходятся:
«За»: «Очень и очень хороший фильм. А то что он назидательный, могу отнести это только к его достоинствам. Еще достоинство, что он правдивый, ничем не приукрашен. Герои сильные, отважные, порядочные люди» (Новикова).
«Против»: «Нет, не веришь. Ничему в этом фильме не веришь. Чрезвычайно слабо» (Вайра).
Киновед Александр Федоров
Великий воин Албании Скандербег. СССР-Албания, 1954. Режиссер Сергей Юткевич. Сценарист Михаил Папава. Актеры: Акакий Хорава, Бэса Имами, Адивие Алибали, Семён Соколовский, Верико Анджапаридзе, Георгий Черноволенко, Наим Фрашери, Борис Тенин, Николай Бубнов, Олег Жаков, Георгий Румянцев, Ваграм Папазян, Михаль Попи, Александр Вертинский, Николай Левкоев, Владимир Соловьёв, Серго Закариадзе и др. 24,0 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинотеатрах.
Режиссер Сергей Юткевич (1904–1985) поставил 19 полнометражных игровых фильмов, но только три из них («Человек с ружьем», «Великий воин Албании Скандербег» и «Отелло») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент. Ни одному из его фильмов, поставленных после "Отелло", уже не суждено было преодолеть планку в 16 млн. зрителей за первый год демонстрации.
В этой исторической драме действие происходило в XV веке, когда албанцы боролись с турецкими завоевателями. В 1954 году фильм «Великий воин Албании Скандербег» получил несколько призов на Каннском кинофестивале.
«Великий воин Албании Скандербег» был встречен советской кинопрессой вполне позитивно.
К примеру, в своей статье с красноречивым названием «Рожденный дружбой фильм» киновед Ростислав Юренев (1912-2003) писал, что выход на экраны этой картины – «произведения, значительного по содержанию и художественной форме, позволяет вспомнить об опыте многолетней работы мастеров советского кино над историко-биографической тематикой. … советские художники, помогавшие создавать фильм о Скандербеге, отнеслись к герою албанского народа с присущей им творческой взволнованностью, с подлинно вдохновенным вниманием. … Сценарий М. Папавы – талантливое и умное произведение, насыщенное образами и мыслями, но чрезвычайно трудное для постановки. С. Юткевич преодолел трудности сценария. Его режиссуру характеризует прежде всего ясность, органичность идеи, стремление к красоте формы, спаянный единой режиссерской волей исполнительский ансамбль» (Юренев, 1954: 55-59).
Правда, далее Р.Н. Юренев отмечал, что «недостаток материала, краткость и схематичность ролей, схожим между собой по драматическим функциям, не позволили артистам О. Жакову, Г. Черноволенко, Н. Бубнову, Г Румянцеву создать яркие образы соратников Скандернбега» » (Юренев, 1954: 64).
Мнения сегодняшних зрителей о фильме «Великий воин Албании Скандербег» в целом также положительны:
«Очень патриотичный фильм. У меня появляется чувство гордости за таких людей, и хочется верить, что наши люди тоже такие же патриоты своей страны! Как они отважно и храбро сражаются за свою родину. Фильм конечно своеобразный, не каждому по вкусу, но очень правдивый, справедливый и такое чувство, какое есть в фильме, должно быть у всех, кто любит свою страну!» (Ю. Самошина).
«На днях впервые посмотрела этот фильм. Несмотря на весьма давний год выпуска, фильм производит сильное впечатление! Другого Скандербега я просто не представляю» (Душечка).
«Конечно, фильм порядком идеологизирован. В духе нерушимой советско-албанской дружбы. И, скорее всего, всемирно-исторический размер фигуры главного героя несколько гиперболизирован. Но эпопея в целом сколочена добротно: и блестящая операторская работа, и впечатляющие массовые сцены, и волнующая фабула, и любовная линия, и масса красивых экзотических и пленэрных сцен, интерьеров, пейзажей, и хорошие военные трюки, и выдающийся, воистину интернациональный (русские, грузины, албанцы, армяне, евреи, украинцы), актерский состав. Позитивно-героический план существенно и заметно акцентирован, впрочем, в полном соответствии с тогдашними канонами эпико-исторического кино» (В. Плотников).
«В то время, когда создавался фильм, Сталин дружил с Албанией и ссорился с Тито. Предательство сербов в фильме показано не случайно, а было ли таковое на самом деле – пойди, дознайся… Фигура легендарного Скандербега воплощена не менее легендарным грузинским актером А. Хорава. Какая фактура, какой голос, какой мощью веет от всего его облика!» (Владимир).
Киновед Александр Федоров
Солдатка. СССР, 1960. Режиссер и сценарист Владимир Денисенко. Актеры: Зинаида Дехтярёва, Николай Козленко, Ольга Кусенко и др. 23,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Владимир Денисенко (1930–1984) поставил 11 полнометражных игровых фильма, два из них («Роман и Франческа» и «Солдатка») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
В драме «Солдатка», действие которой разворачивается после Великой Отечественной войны, рассказывается о вдове, пытающейся найти свое место в жизни…
Мнения сегодняшних зрителей о «Солдатке» существенно расходятся:
«Тема сама по себе интересная, возвращение с войны для многих было испытанием не на год и не на два. Но как-то несколько скучновато все это здесь смотрится. То затянуто, то излишне плакатно. Хотя основная идея хороша: сильные женщины спасали страну на войне, а теперь помогают вытаскивать села из послевоенной разрухи. Но думаю, что одного просмотра мне хватит. Пересматривать (хотя бы в обозримом будущем) не планирую» (Ленхен).
«Посмотрела замечательный старый фильм «Солдатка»… Эти чудесные старые фильмы, хоть и о грустном порой, все равно как глоток свежей родниковой воды для души! Великая тайна искусства... Лично мне было очень жаль увидеть здесь отзывы, что этот фильм слабый, что нет сильных сцен и так далее... Лично я увидел в кинокартине и силу, и потрясающие сильные сцены, заряженные великим смыслом и напряжением, как бы искрящиеся светом» (Игорь К.).
Киновед Александр Федоров