Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Испытательный срок" (СССР, 1960) и "Крутые Горки" (СССР, 1956): два лидера советского кинопроката эпохи "оттепели"

Крутые Горки. СССР, 1956. Режиссер Николай Розанцев. Сценарист Будимир Метальников. Актеры: Дмитрий Павлов, Иван Дмитриев, Галина Водяницкая, Лидия Смирнова и др. 24,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Николай Розанцев (1922–1980) поставил дюжину фильмов разных жанров, пять из которых («Государственный преступник», «Крутые Горки», «Развязка», «Заговор послов», «Еще не вечер») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Колхозная мелодрама «Крутые Горки» в годы выхода в прокат имела немалый успех у аудитории, но после того, как сошел с экранов, была основательно забыта и даже сегодня ее можно посмотреть только в Госфильмофонде.

Между тем, в год премьеры этого фильма кинокритик Юрий Ханютин (1929-1978) опубликовал на страницах журнала «Искусство кино» обстоятельную рецензию: «Фильм «Крутые Горки» сделан молодыми художниками, он замы­кает сегодня шеренгу картин, посвященных деревне. Два эти столь различных обстоятельства тем не менее связываются, до­полняют и даже корректируют друг друга, когда хочешь дать оценку новой работе «Ленфильма». Вспоминая о том, что это первая работа молодых авторов — сцена­риста Б. Метальникова, режиссера Н. Розанцева, — радуешься точным, скупым характеристикам, верно, умело созданному настроению, наконец, блестяще найденным штрихам, которые всегда красноречивее говорят о талантливости, чем самые пышные и величественные полотна. Когда же думаешь о том, что картина эта вышла в свет после фильмов «Чужая род­ня», «Земля и люди», «Первый эшелон», сознаешь, что в этом ряду «Кру­тые Горки» занимают весьма скромное место. … «Крутые Горки» — произведение многоплановое, населенное многими людьми, рассказывающее о разных судьбах. Главное, что привлекает в нем, — мужественная и лирическая тема настоящей любви, «любви на всю жизнь». Эта тема проходит лейтмоти­вом через весь фильм. Она прежде всего в пейзажах, мечтательных и нежных, в весенней капели, медленно подтачивающей поздний рыхлый снег, в ночном озере, будто расколотом пополам лунной дорожкой, в скромных и чистых березках, весело качающихся на высоком косогоре. Режиссер Н. Розанцев, оператор С. Иванов передали ощущение весенней свежести природы, просыпающейся ото сна, и это настроение оказалось очень важным для всего фильма. … Недостатки сценария и фильма отражают существенные просчеты мно­гих наших драматургических и кинодраматургических произведений. Долгое время в нашей кинематографии шла борьба против внешней лакировки, против роскошных картин вымышленной жизни. Теперь на экране редко увидишь номер люкс вместо сельской избы, бостоны и габар­дины вместо сукна и ситцев и ломящиеся от яств столы. Наоборот, во многих фильмах сценаристы и режиссеры с особым старанием изобра­жают грязь, бедность и т.д. В этом ли, однако, заключается борьба с лакировкой? Главное-то ведь в том, насколько естественно развиваются судьбы людей, соблюдена ли правда характеров. И вот здесь-то еще гнез­дится нарочитость и фальшь. Лакировка не ушла. Она переменила обличье, прикрылась правдопо­добием деталей, стала тоньше и опаснее, точит исподволь. Нашла она прибежище и в «Крутых Горках». … И все-таки представляется, что слишком рано в фильме выглянуло солнышко после грозы. Слишком быстро и просто изменились многие его персонажи. Кажется, что уже не будет у них впереди ни трудностей, ни беспокойств, ни срывов, ни огорчений... Уходит драматизм борьбы за народ, за мысли и думы его. И, как всегда бывает в тех случаях, когда пропадает тема, произве­дение начинает мельчиться, в нем появляются необязательные эпизоды, вставные сцены, ненужные недоразумения и споры. … Когда прослеживаешь отдельные линии этого произведения, ясно определяются сильные и слабые стороны дарования Метальникова. Он смело ставит вопросы и значительно более робко, порой догматично их решает; он хорошо видит жизнь, зорко определяет в ней наиболее инте­ресные и важные явления, но осмысляет их не всегда четко и глубоко. Что ж, для молодого писателя такие слабости объяснимы, а сильные стороны обещают многое. Будем надеяться, что для Метальникова это только первые, хоть и крутые горки по пути к вершинам большого искусства. К сожалению, меньше пока можно сказать на основании этого филь­ма о режиссере Н. Розанцеве. Мы увидели свежие решения, почувствовали несомненный такт, ненависть к трескучим монологам, монументаль­ным позам и показным чувствам. Но какой-либо режиссерской концепции фильма, вполне определенного и оригинального видения жизни мы не ощу­тили. Режиссер, пожалуй, слишком растворяется в актере и драматурге, чересчур заботится, чтобы быть незаметным. А это не всегда достоинство» (Ханютин, 1956: 21-30).

Киновед Александр Федоров

-2

Испытательный срок. СССР, 1960. Режиссер Владимир Герасимов. Сценарист Игорь Болгарин (по мотивам одноименной повести Павла Нилина). Актеры: Олег Ефремов, Олег Табаков, Вячеслав Невинный, Борис Новиков, Владислав Баландин, Евгений Тетерин, Тамара Логинова, Татьяна Лаврова, Павел Винник и др. 24,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

-3

На протяжении всей своей карьеры режиссер Владимир Герасимов (1907–1989) был всегда в тени своего знаменитого однофамильца. Творческий путь в кино В. Герасимова (как самостоятельного режиссера–постановщика) был, увы, коротким – всего девять лет. Условно его можно разделить на две части – многообещающее начало во второй половине 1950–х («Гуттаперчевый мальчик», «Испытательный срок»), и череда неудач в первой половине 1960–х, завершившихся выходом в прокат 1968 года его последнего в жизни фильма – комедии «Черт с портфелем» (картина была снята в 1966 году, но поначалу не выпускалась на экраны), признанной киноначальством и прессой оглушительным провалом и не имевшей зрительского успеха. В итоге шестидесятилетний в ту пору режиссер был отстранен от кинопроизводства и отправлен на пенсию…

Таким образом, из шести снятых В. Герасимовым фильмов в тысячу самых кассовых советских кинолент вошли всё те же «Гуттаперчевый мальчик» и «Испытательный срок»…

-4

Действие фильма «Испытательный срок» происходит в 1923 году. Саша Егоров (Олег Табаков) и Сергей Зайцев (Вячеслав Невинный) получают «распределение» в уголовный розыск, под начало следователя Жура (Олег Ефремов).

Напористо лихой Серега пытается учить тихого интеллигентного Сашу жизни: дескать, подозревать нужно всех подряд, и никому нельзя верить. Тот, само собой, не соглашается...

Словом, первый следует железной логике: лес рубят, щепки летят. А другой — пытается остаться «абстрактным гуманистом»...

В фильме воспроизводится стандартный набор кинематографической «фактуры» начала 1920-х: пыльные улочки и тумбы с обрывками афиш, фигуры людей в тужурках и телогрейках, толпящихся в очередях за хлебом и сахарином...

-5

«Испытательный срок» не поражает режиссерским и операторским умением выстроить композицию кадра, удивить острым ракурсом. Фильм поставлен просто, добротно и скромно. С любовью к актеру, обстановке, быту. Это не детектив, а драматическая история столкновения двух мировоззрений.

Бесспорно, сегодня «комсомольская идеология» фильма выглядит устаревшей и наивной. Но для своего времени «Испытательный срок» был фильмом довольно заметным, точно попадавшим в русло тогдашней «борьбы с культом личности»...

-6

В год выхода на экране психологической драмы с элементами детектива «Испытательный срок», действие которого происходит в эпоху нэпа, кинокритик Нина Игнатьева (1923–2019) писала в «Советском экране», что авторы «не поддались соблазну сделать крен в «романтику» нелегкой и опасной работы сотрудников уголовного розыска. В картине нет ни привычных аксессуаров детектива, ни нарочитого нагнетения событий, ни сверхнапряженной атмосферы действия. Внимание зрителей сосредоточено на другом: какие человеческие качества, черты характера проявят молодые стажеры угрозыска… Повесть П. Нилина верно, тактично перенесена на экран режиссером. Но, увы, приходится говорить лишь о переносе на экран литературного произведения, а не о своем оригинальном прочтении повести и ее углубленной кинематографической трактовке. В фильме есть отдельные режиссерские находки, но все же в целом он шаг за шагом повторяет писателя и мало использует великую изобразительную силу кино. Поэтому, очевидно, некоторые эпизоды скорее напоминают театральные сцены, экранизированный спектакль» (Игнатьева, 1960: 9).

-7

Аналогичная оценка фильма была высказана и в рецензии на страницах журнала «Искусство кино»: «Можно предположить, что, если бы сценарий фильма был более насыщенным и оригинальным, а режиссура более смелой в использовании киносредств, и актерам было бы гораздо больше простору. Тогда бы и основная мысль фильма – мысль о непримиримости подлинно социалистического гуманизма ни с «добренькой» филантропией, ни с жестокостью, черствостью, невниманием к людям – прозвучала бы еще громче, полнее, взволнованней» (Питляр, 1960: 78).

-8

Сегодняшние зрители отзываются об «Испытательном сроке» тепло:

«Фильм – очень хороший. Игра актёров – изумительная, типажи представлены безукоризненно, подтекст, мораль, "краски" картинки и эмоций – очень яркие. Фильм – живой. Тема комсомола и партии (немодная сейчас) хоть и является текстуальным стержнем, но – ненавязчивая, скорее ностальгическая по моральным ценностям. … Советую учиться современным режиссерам и актёрам делать кино именно по этому фильму» (Р. Уваров).

«Замечательный фильм, с огромным удовольствием его время от времени пересматриваю. Действительно, атмосферный – снят так, что прямо–таки погружаешься с головой в эту эпоху, и ничто не вызывает каких–то сомнений в достоверности происходящего» (Лиза).

Киновед Александр Федоров