«ХОЙ! ХОЙ!! ХОЙ!!!» Сегодня этот клич разносится особенно громко и активно. Поскольку именно 25 октября является всемирным днем панка. Про мировую историю этого явления мы говорили в прошлом году, потому сегодня будет правильно немного углубиться в тему и посмотреть каким же был панк в нашей стране. Тем более, что в этом году вышла довольно интересная книга «Типа панки. Опыты индивидуализма и неподчинения в СССР». Автором её являлся Миша Бастер – известный деятель советского творческого андеграунда второй половины 1980-х гг. То есть он находился внутри всей андеграундной жизни страны, видел все её перипетии и может в полной мере оценить все аспекты панк-движения.
Казалось бы, автор вполне мог пойти по «пути наименьшего сопротивления»: дать общую картину на тему «неформалы и перестройка», привести пару личных воспоминаний, вспомнить о неадекватных выходках наиболее одиозных представителей. Но таких книг сегодня и без того в избытке и с определенного момента они стали походить одна на другую.
Миша Бастер «пошел другим путем» и написал краткий, но фундаментальный труд по истории всего отечественного панка, как явления. Причем начал повествование именно с того места, с которого его и было логичным начать: с зарождения анархизма и оформления его как идейного течения. А наивысшей точки оно, как известно, достигло именно в нашей стране. Не случайно имена Нечаева, Бакунина, Кропоткина, Махно – это символы, знаменующие собой бунтарский дух. И их вполне логично называть предвестниками панка. Затем в историческом контексте рассмотрены стиляги, диссиденты, хиппи, которые на протяжении десятилетий становились моральными предшественниками панков. Они в гораздо большей степени сформировали его эстетику в СССР, поскольку все основные тенденции, в первую очередь музыкальные, зарубежного панка оставались за «железным занавесом». Панк окончательно оформился в нашей стране в тот период, когда во всем мире уже был период пост-панка. И, что довольно примечательно, возрос он на почте невероятного совмещения «отказа от социальных привилегий» и «субкультуры стеба», которую «формировали отнюдь не философские и политические цитаты, а музыкальные вибрации и кинообразы».
Потому важно отметить, что в книге подчеркнуто, что является нашим корневым, что безумно копировалось у зарубежных аналогов. Но, балансируя между этими двумя составляющими, автор выделяет ключевой момент, когда западные тенденции адаптировались в советской почве и в итоге произрастали в принципиально новое явление, наполненное своими смыслами. Именно в этом ключе и рассматривается весь советский и раннероссийский панк. Через эту призму в книге рассмотрены такие явления, присущие панку: мода, музыка, стиль, DIY («сделай сам»), клипы, татуировки, перформансы, «асса-парады», сквотирование, самиздат и многое другое. Нужно хорошо постараться, что бы найти то, что Миша Бастер обошел своим вниманием. Присутствуют даже такие специфические темы как взаимоотношения панков с криминальным сектором и «афганцами».
Хотя в некоторых случаях автор ограничился лишь перечислением, хотя хотелось бы более подробного описания. При этом автор особо подчеркивает единство всех описанных явлений. В книге подчеркивается, что «особой разницы между музыкальным событием, перформативными действиями, показами мод и выставками уже не наблюдалось. Как не было и каких-то пафосных границ между зрителями и артистами». Именно панк сумел объединить всё это, превратив в единое целостное явление.
Вместе с тем в развитии панк-рока в стране автор выделяет три крупные волны. Их появление как раз обусловлено стремлением «обнулять опыт предыдущих поколений». Хотя все-таки в случае с панком полного обнуления не следовало, а возникало скорее накладывание одного культурного пласта на другой. Думаю, что самое правильное будет здесь просто привести цитату из текста:
При всей информационной насыщенности в книге просто невероятное количество визуального материала, что можно понять хотя бы по изображениям в этом посте. Удивительно как все эти фотографии прошли через годы и сегодня с них по прежнему глядят веселые и непринужденные молодые люди. В книге нет ни одной страницы, на которой не было бы размещено минимум двух фотографий, рисунков или иных материалов. Даже будь все это выпущено без сопровождения текста – это само по себе было бы уникальным материалом. Но это уникальные документы эпохи, на которых советский панк навсегда запечатлен именно таким, каким он был. Именно таким он будет в глазах последующих поколений.
При том важно то, что текст состоит преимущественно из описательной составляющей. В большинстве своём автор уходит от того, что бы давать оценки или заниматься исследованием. Его задача максимально честно и открыто донести суть явления, при этом выводы из прочитанного каждый сделает сам. Обоснованность такого подхода можно найти в самом тексте: «Субкультурная молодежь 1980-х не особо умела жить, но и не учила тому окружающих, и тем более – последующее поколение панков». Такое отсутствие морализаторства и делает эту книгу легким и приятным чтивом. Потому в сегодняшний день всемирного панк-праздника рекомендую любому, даже далекому от темы, открыть это издание. Если уж не прочитать текст, то хотя бы просмотреть иллюстрации. И уже после этого вновь еще более громко крикнуть: «ХОЙ! ХОЙ!! ХОЙ!!!»