Поскольку сегодня всемирный день панка (ХОЙ!), то самое время обратиться к теме, которой вскользь касались в этом посте, т.е. немного поговорить о панке как о социальном и общественном, а не музыкальном явлении. Благо на эту тему уже давно изданы две замечательные книги: Крейг O’Хара «Философия панка. Больше чем шум!» (оригинальный текст 1999 г., русское издание 2003 г.) и Ольга Аксютина «Если я не могу танцевать, это не моя революция!» DIY панк/хардкор сцена в России» (2008 г.). О существовании других подобных книг на русском мне не известно. Конечно, за те годы, что прошли с момента написания данных исследований, ситуация изменилась и некоторые элементы (вегетарианство, ЗОЖ, сексизм и т.п.) описаные в данных книгах как составные элементы панк(DIY)-культуры прочно закрепились в повседневной жизни. Но от этого сами книги менее информативными не стали, а, наоборот, позволяют более четко взглянуть на окружающую реальность.
Эти книги необходимо читать только парой. Дело даже не в том, что Ольга Аксютина является переводчиком и редактором книги О’Хары, сколько в том, что в «Философии панка» просто и доступно объяснены все основные составляющие компоненты DIY (англ. Do It Yourself, т.е. «сделай сам»). Потому, когда берешься за «DIY панк/хардкор сцена в России», то в них уже не нужно вдаваться лишний раз. А, кроме того, именно совместное прочтение позволяет наглядно сравнить какие элементы зарубежной (в первую очередь американской) панку-культуры смогли ассимилироваться в отечественном «удобрении» в первозданном виде, какие серьезно видоизменились, а какие так и вообще «не прижились».
Вместе с тем в процессе чтения важно помнить, что панк очень сложно объяснить как раз по тому, что его невозможно поместить в какие-то устоявшиеся схемы и категории. Потому описания одних и тех же явлений, например Straight edge, при кажущейся схожести в разных книгах выходят совсем не похожими. Здесь разница даже не в географии или во времени, а в самом восприятии. Потому и каждый читатель будет относится, к описанному в силу своего жизненного опыта и оценки окружающей действительности.
Или, к примеру, О’Хара совсем не говорит про такую иннициативу как «Еда вместо бомб», а Оксютина довольно подробно разбирает её. Хотя, при некоторой настойчивости, можно найти аспекты DIY-жизни, про которые оба автора даже не упомянули. Но от этого их тексты вовсе не перестают быть исчерпывающими. Просто каждый из них очертел свои границы панк-культуры, а у всех кто в той или иной степени включен в нее эти границы будут абсолютно разными.
В то же время такая оценка складывается из объективных факторов, потому что оба автора в качестве основной источниковой базы используют фэнзины, тексты с вкладок кассет и листовок, а также интервью с непосредственными участниками DIY-сцены. Сегодня про такие явления помнят только олдскулы. Но во время написания этих исследований описанное выше являлось ключевой составляющей панк-культуры. Именно они формировали идеологию и являлись основным источником информации. Благодаря им, молодежь собиралась для воплощения в жизнь каких то инициатив. Сейчас при помощи интернета всё это можно сделать быстрее и проще. Но полностью теряется тот важный элемент, который объединяет людей в нечто большее, чем собравшихся для конкретной акции или на концерт.
Потому оба автора в своих книгах подчеркивают очень важный момент: панк – это не внешний вид (он как раз вторичен), это не только музыка, а в первую очередь это активизм, который направлен во внешнюю сферу. К примеру, борьба за равные права или движения в защиту животных. Ещё одна важная часть мира панков их полная самоотдача и вера в то, что делают действительно важное и полезное дело. Прада отсюда вытекает другой элемент: почти детская наивность.
А если уж говорить о музыке, то названия 90% групп, которые приведены в книгах, ни чего не скажут даже знатокам жанра. Почти все они давно распались, просуществовав максимум 5 лет. Настоящая панк-музыка звучит до тех пор, пока она актуальна. Проходит её пора и на смену приходят совсем другие группы с кардинально иным музыкальным звучанием и смысловым содержанием песен.
При этом, если в тексте Крейга О’Хары еще можно найти какие то отголоски лозунга «Снова сделай панк угрозой!», то в более поздней книге Ольги Оксютиной панки предстают уже относительно безобидной субкультурой. Злостной – да, агрессивной – да, но при этом совсем не опасной. То есть буквально за тот промежуток времени, что читаешь эти книги, прослеживаешь, как из панка выходит вся сущность и он из альтернативного мироустройства превращается в набор клише и штампов, как во внешности и музыке, так и в жизненных позициях.
Если читать эти исследования сегодня, то обязательно ловишь себя на мысли, что множество описанных явлений стали неотъемлемой частью сегодняшней жизни. Современная молодежь воплощает в жизнь панковские иннициативы, даже не подозревая, что пару десятков лет это считалось антисоциальной деятельность и начинали ей заниматься активные бунтари, стремящиеся раскачать систему. А теперь это просто волонтёрство. DIY стал составной частью жизни, но при этом абсолютно растерял свою протестную сущность. Как бы кощунственно это не звучало, но панк как идея вписался в то, что он стремился уничтожить. Но назови сейчас молодую веганшу феменистку, выступающую против загрязнение Байкала, панком, то рискуешь получить волну негодования в свой адрес.
В посте, опубликованном несколько месяцев назад, я иронизировал над избитой шуткой про смерть панка. Но может быть как раз то, что он стал мейнстримом является для панка хуже смерти? «Философия панка» и «DIY панк/хардкор сцена в России» пропитаны надеждой что у этого жизненного стиля есть будущее. Но, напомню, что книги то были написаны более 15 лет назад. А суровая реальность прошедших лет показала, что панк постигла учесть всех других субкультур. «Будущего нет!» - дружно кричали первые панки. Они были не правы. Просто им не оказалось места в этом будущем. Безжалостный мир взял у панка всё лучшее, а самих их выплюнул, довольно основательно пережевав.
«Мы не должны позволить комфорту, вежливому молчанию и рутине уничтожить все это. Нужно продолжать выражать наше несогласие, организовываться и бросать вызов установленным правилам… Мы должны избегать покорности и стандартизации, потому что иначе это будет слишком поздно…» - этими словами, написанными французким панк-активистом Кристофом Мора, завершает свою книгу Ольга Оксютина. В момент своего написания они звучали как призыв, а сейчас, после окончания чтения этих исследований, оставляют лишь ощущение потерянной свободы, которую совсем недавно давал всем желающим DIY панк.
ПыСы. Не смотря на памятки, распространяемые екатеринбургской полицией в учебных заведениях, на сегодняшний дени ни панки, ни футбольные хулиганы не признаны экстремистскими организациями.