Найти в Дзене

ПАНК - БОЛЬШЕ ЧЕМ МУЗЫКА

Обложки книг о панке
Обложки книг о панке

Поскольку сегодня всемирный день панка (ХОЙ!), то самое время обратиться к теме, которой вскользь касались в этом посте, т.е. немного поговорить о панке как о социальном и общественном, а не музыкальном явлении. Благо на эту тему уже давно изданы две замечательные книги: Крейг O’Хара «Философия панка. Больше чем шум!» (оригинальный текст 1999 г., русское издание 2003 г.) и Ольга Аксютина «Если я не могу танцевать, это не моя революция!» DIY панк/хардкор сцена в России» (2008 г.). О существовании других подобных книг на русском мне не известно. Конечно, за те годы, что прошли с момента написания данных исследований, ситуация изменилась и некоторые элементы (вегетарианство, ЗОЖ, сексизм и т.п.) описаные в данных книгах как составные элементы панк(DIY)-культуры прочно закрепились в повседневной жизни. Но от этого сами книги менее информативными не стали, а, наоборот, позволяют более четко взглянуть на окружающую реальность.

Фото из книги "DIY панк/хардкор сцена в России"
Фото из книги "DIY панк/хардкор сцена в России"

Эти книги необходимо читать только парой. Дело даже не в том, что Ольга Аксютина является переводчиком и редактором книги О’Хары, сколько в том, что в «Философии панка» просто и доступно объяснены все основные составляющие компоненты DIY (англ. Do It Yourself, т.е. «сделай сам»). Потому, когда берешься за «DIY панк/хардкор сцена в России», то в них уже не нужно вдаваться лишний раз. А, кроме того, именно совместное прочтение позволяет наглядно сравнить какие элементы зарубежной (в первую очередь американской) панку-культуры смогли ассимилироваться в отечественном «удобрении» в первозданном виде, какие серьезно видоизменились, а какие так и вообще «не прижились».

Фото из книги "Философия панка"
Фото из книги "Философия панка"

Вместе с тем в процессе чтения важно помнить, что панк очень сложно объяснить как раз по тому, что его невозможно поместить в какие-то устоявшиеся схемы и категории. Потому описания одних и тех же явлений, например Straight edge, при кажущейся схожести в разных книгах выходят совсем не похожими. Здесь разница даже не в географии или во времени, а в самом восприятии. Потому и каждый читатель будет относится, к описанному в силу своего жизненного опыта и оценки окружающей действительности.

Фото из книги "DIY панк/хардкор сцена в России"
Фото из книги "DIY панк/хардкор сцена в России"

Или, к примеру, О’Хара совсем не говорит про такую иннициативу как «Еда вместо бомб», а Оксютина довольно подробно разбирает её. Хотя, при некоторой настойчивости, можно найти аспекты DIY-жизни, про которые оба автора даже не упомянули. Но от этого их тексты вовсе не перестают быть исчерпывающими. Просто каждый из них очертел свои границы панк-культуры, а у всех кто в той или иной степени включен в нее эти границы будут абсолютно разными.

Фото из книги "Философия панка"
Фото из книги "Философия панка"

В то же время такая оценка складывается из объективных факторов, потому что оба автора в качестве основной источниковой базы используют фэнзины, тексты с вкладок кассет и листовок, а также интервью с непосредственными участниками DIY-сцены. Сегодня про такие явления помнят только олдскулы. Но во время написания этих исследований описанное выше являлось ключевой составляющей панк-культуры. Именно они формировали идеологию и являлись основным источником информации. Благодаря им, молодежь собиралась для воплощения в жизнь каких то инициатив. Сейчас при помощи интернета всё это можно сделать быстрее и проще. Но полностью теряется тот важный элемент, который объединяет людей в нечто большее, чем собравшихся для конкретной акции или на концерт.

Фото из книги "DIY панк/хардкор сцена в России"
Фото из книги "DIY панк/хардкор сцена в России"

Потому оба автора в своих книгах подчеркивают очень важный момент: панк – это не внешний вид (он как раз вторичен), это не только музыка, а в первую очередь это активизм, который направлен во внешнюю сферу. К примеру, борьба за равные права или движения в защиту животных. Ещё одна важная часть мира панков их полная самоотдача и вера в то, что делают действительно важное и полезное дело. Прада отсюда вытекает другой элемент: почти детская наивность.

Фото из книги "Философия панка"
Фото из книги "Философия панка"

А если уж говорить о музыке, то названия 90% групп, которые приведены в книгах, ни чего не скажут даже знатокам жанра. Почти все они давно распались, просуществовав максимум 5 лет. Настоящая панк-музыка звучит до тех пор, пока она актуальна. Проходит её пора и на смену приходят совсем другие группы с кардинально иным музыкальным звучанием и смысловым содержанием песен.

Фото из книги "DIY панк/хардкор сцена в России"
Фото из книги "DIY панк/хардкор сцена в России"

При этом, если в тексте Крейга О’Хары еще можно найти какие то отголоски лозунга «Снова сделай панк угрозой!», то в более поздней книге Ольги Оксютиной панки предстают уже относительно безобидной субкультурой. Злостной – да, агрессивной – да, но при этом совсем не опасной. То есть буквально за тот промежуток времени, что читаешь эти книги, прослеживаешь, как из панка выходит вся сущность и он из альтернативного мироустройства превращается в набор клише и штампов, как во внешности и музыке, так и в жизненных позициях.

Фото из книги "Философия панка"
Фото из книги "Философия панка"

Если читать эти исследования сегодня, то обязательно ловишь себя на мысли, что множество описанных явлений стали неотъемлемой частью сегодняшней жизни. Современная молодежь воплощает в жизнь панковские иннициативы, даже не подозревая, что пару десятков лет это считалось антисоциальной деятельность и начинали ей заниматься активные бунтари, стремящиеся раскачать систему. А теперь это просто волонтёрство. DIY стал составной частью жизни, но при этом абсолютно растерял свою протестную сущность. Как бы кощунственно это не звучало, но панк как идея вписался в то, что он стремился уничтожить. Но назови сейчас молодую веганшу феменистку, выступающую против загрязнение Байкала, панком, то рискуешь получить волну негодования в свой адрес.

Фото из книги "DIY панк/хардкор сцена в России"
Фото из книги "DIY панк/хардкор сцена в России"

В посте, опубликованном несколько месяцев назад, я иронизировал над избитой шуткой про смерть панка. Но может быть как раз то, что он стал мейнстримом является для панка хуже смерти? «Философия панка» и «DIY панк/хардкор сцена в России» пропитаны надеждой что у этого жизненного стиля есть будущее. Но, напомню, что книги то были написаны более 15 лет назад. А суровая реальность прошедших лет показала, что панк постигла учесть всех других субкультур. «Будущего нет!» - дружно кричали первые панки. Они были не правы. Просто им не оказалось места в этом будущем. Безжалостный мир взял у панка всё лучшее, а самих их выплюнул, довольно основательно пережевав.

Фото из книги "Философия панка"
Фото из книги "Философия панка"

«Мы не должны позволить комфорту, вежливому молчанию и рутине уничтожить все это. Нужно продолжать выражать наше несогласие, организовываться и бросать вызов установленным правилам… Мы должны избегать покорности и стандартизации, потому что иначе это будет слишком поздно…» - этими словами, написанными французким панк-активистом Кристофом Мора, завершает свою книгу Ольга Оксютина. В момент своего написания они звучали как призыв, а сейчас, после окончания чтения этих исследований, оставляют лишь ощущение потерянной свободы, которую совсем недавно давал всем желающим DIY панк.

ПыСы. Не смотря на памятки, распространяемые екатеринбургской полицией в учебных заведениях, на сегодняшний дени ни панки, ни футбольные хулиганы не признаны экстремистскими организациями.