Найти тему
ЭКСКУРС TV

Загадки Бахчисарая: как минарет под мимбер замаскировался

В большинстве путеводителей этот объект именуется мимбером, и это не верно. Ведь что такое мимбер? Это кафедра проповедника внутри молельного зала мечети. То есть это место, на которое имам мечети после молитвы поднимался (но никогда не поднимался на самую верхушку) и читал проповедь правоверным. Мимберы строятся внутри мечети для того, чтобы проповедника было всем слышно и видно. Искусство проповеди ведь заключается не только в том, что говорить, но и в том, как говорить!

Всегда хотелось задать несколько вопросов тем, кто утверждает, что это, дескать, мимбер. Например, молились, получается, мусульмане под открытым небом? И в дождь, и в снег? Да, снег в Бахчисарае бывает. И в зимний холод, и в летний зной? А проповедников сколько тогда было? Один в крытой мечети, другой в открытой? И читали они свои проповеди параллельно друг другу? Можно, конечно, спросить меня, а где я тут вижу крытую мечеть? Спросить можно. И я отвечу.

Мавзолей трёх ханов до реставрации и разрушенная мечеть, при которой и стоял минарет. Бахчисарай, улица Будённого, бывший гараж автошколы
Мавзолей трёх ханов до реставрации и разрушенная мечеть, при которой и стоял минарет. Бахчисарай, улица Будённого, бывший гараж автошколы

Где-то здесь, под бывшей рыночной площадью, находился азиз Малик-Аштера. Он имел вид ровной площадки с двумя столбами в голове и ногах “погребения”. И хан-суфий Мехмед IV Герай построил рядом с погребением просторное здание Текие, дервишеской обители, отделанное мрамором. На протяжении трёх сотен лет дервиши собирались там и совершали свои моления.

Опять же очень часто можно встретить сравнение текие с монастырём, я и сам, для ускорения понимания туристами этого термина, провожу эту параллель, называя дервишей странствующими монахами. Но строго говоря, это не совсем правильно. Текие и дервишеские ордены с монастырём роднит наличие определённого уклада жизни, устава, правил и ритуальных обрядов. Однако двери текие, в отличии от дверей монастырей, всегда были открыты гостям. А сами дервиши не были приписаны к тому или иному текие, как монахи к монастырю.

Малый минарет. Фото середины прошлого века
Малый минарет. Фото середины прошлого века

Люди приходили в текие по разным поводам. Простые люди, не только дервиши. Приходили к известным дервишам за мудростью и советом. Приходили помолиться и попросить заступничества у Малик-Аштера. Сюда приносили воду из святых источников Анатолии, которая, по поверьям, приносила пользу на полях в борьбе с саранчой. Опять же, молитва на азизе, по тем же поверьям, помогала от змеиных укусов. Да, суеверия и мистика есть грех в любых монотеистических религиях, и Бог может быть только один, и от него вся помощь. Но Бог далеко на небе, а суфии и дервиши, мудрые и опытные, вот они, в текие. И люди шли… И не только мусульмане.

Общий вид селения Эски Юрт. П.С. Паллас
Общий вид селения Эски Юрт. П.С. Паллас

Если верить преданиям и рассказам старожилов, в Текие ещё в начале ХХ века хранился волос с бороды пророка Мухаммеда. В день рождения Пророка здесь устраивались торжественные церемонии, волос, запечатанный в стеклянный сосуд, выносился из потайной комнаты для демонстрации публике.

Со времён Мехмеда IV Герая здание к началу ХХ века сильно обветшало, и местный меценат Хаджи Али мирза Тайганский на собственные средства на месте старого текие выстраивает новое, не менее прекрасное, здание: соборную мечеть (джума джами) в египетском стиле с высоким минаретом. Она получила название Текие Джами. Потому что использовалась не только для обычных молитв горожан, но и для собраний и молебнов суфиев и дервишей. Этой мечети Бахчисарай лишился в 1955 году. Сначала был свален минарет, а затем под корень снесено и само здание. Удивительным образом удалось спастись малому минарету, оставшемуся ещё от первого здания Текие.