Когда-то в Бахчисарае, заканчивающемся там, где сегодня расположен парк миниатюр, насчитывалось больше трёх десятков мечетей. Сегодня городских действующих и старых - просто три: Орта Джами, Молла Мостафа Джами и Тахталы Джами. Остальные снесены. Ещё две есть во дворце: Большая и Малая ханские мечети, из которых действовала до начала реставрации дворца только одна, Большая (Буюк Хан Джами). В этой статье я поведу рассказ об Орта Джами - Центральной городской мечети Бахчисарая.
Это самая большая из дошедших до наших дней бахчисарайских мечетей вне периметра стен ханского дворца. И в её названии оба слова ключевые. Орта, то есть середина, обозначает её положение в центре нынешнего старого города и центре города в старину вообще, и джами. Этим термином обозначались соборные мечети, в которых проходили пятничные намазы, праздничные молитвы для мусульман нескольких кварталов (махалля) или целого города.
В джами мусульмане по пятницам слушали хутбу, особую проповедь, которую мулла читал после праздничного дневного намаза. Джами, если город был небольшим, объединяла все квартальные общины (маале), а если город был большим, то в нём могло быть несколько джами, и обязательно была самая-самая. В джами собирались учёные, чтецы Корана, тут отправлялось правосудие, во главе таких мечетей находился мулла, традиционно занимавший высокое место в иерархии мусульманского духовенства. Мулла главной бахчисарайской мечети, по сообщениям турецкого путешественника Эвлии Челеби, входил в состав ханского дивана.
Любопытный факт. С присоединением Крыма в конце XVIII века к России, все местные мечети остались под управлением местного же духовенства. В те годы было создано Таврическое магометанское духовное управление, которое вольно было открывать мечети в любом посёлке или городе губернии. Условием для открытия было согласие общины и наличие у неё (общины) средств к строительству и содержанию мечети. Духовное управление в уведомительном порядке извещало Таврическое строительное губернское правление о каждой новой открытой мечети, её вакуфном капитале и количестве прихожан.
К моменту вхождения территории Крымского ханства в состав Российской империи в Бахчисарае, столице ханства, насчитывалось 36 мечетей (всего по Крыму их было около 2 тысяч), из которых 9 мечетей носили “титул” соборные, или джума-джами. Соборными их называли ещё потому, что они выполняли роль, возложенные в христианской традиции на кафедральные соборы. Среди этих соборных мечетей была и героиня нашего рассказа, мечеть Орта Джами.
Она находилась в центральном и одном из главных городских кварталов Орта, и на протяжении столетий являлась второй после Большой ханской мечети для проведения пятничных богослужений. Датировки постройки разные. В некоторых источниках указывается XIV век, но город Бахчисарай, в состав которого позднее вошли разрозненные поселения в долине, и дворец, вокруг которого они и объединились, возникли только в XVI веке, а точнее в 1532 году. Логично предположить, что мечеть была построена примерно в те же годы.
Квартал, в котором находится мечеть, был весьма пёстрым. Во-первых, торговая дорога к Салачику и Кырк-Еру (Чуфут-Кале) существовала тут с незапамятных времён. Во-вторых, вокруг мечети постоянно находились рынки: “Согъан базары”, или луковый рынок; “Ашлыкъ базары”, или продуктовый рынок; “Туз базары”, или соляной рынок, здесь располагалось несколько керван (караван) сараев, или, по-русски, постоялых дворов.
Основные сведения о деятельности мечети и её духовенства можно почерпнуть из кадиаскерских тетрадей (кадий - шариатский судья), которые являются ценнейшим юридическим документом и важнейшим источником информации периода Крымского ханства. Впервые мечеть и квартал Орта Джами упоминаются в них в 1674 году. Из этих тетрадей мы также узнаём, что квартал Орта Джами являлся самым крупным в городе по вакуфным доходам, здесь находилось 12 лавок и пекарни, а также то, что кроме озвученных ранее рынков у мечети находился ещё один большой рынок Югъары Чаршы, то есть Верхний рынок.
Опять же, изучая местные архивы можно прийти к выводу, что мечеть была капитально перестроена в 1861 году, и видимо тогда же, в середине XIX века, обрела так хорошо знакомый современным бахчисарайцам облик. Архитектурно мечеть базиликального типа, двухэтажная, двухзальная, с очень скромным декором экстерьеров и интерьеров. Последнее делалось для того, чтобы мусульманина никакие архитектурные излишества от молитв не отвлекали. Обращает на себя внимание минарет, стоящий отдельно, вне объёмов здания. В отличии, скажем от мечетей османской школы зодчества, в которых минареты расположены в углах постройки (вспомним Ханскую мечеть Евпатории) или мечетей Поволжья и Урала, в которых минареты стоят в основном объёме здания и выходят из центра крыши (вспомним мечеть Марджани в Казани).
В целом же, Орта Джами - это прекрасный образчик крымскотатарской архитектуры периода Крымского ханства, самостоятельный и самодостаточный памятник, который наглядно демонстрирует наличие собственных мастеров и представлений о том, каким должно быть культовое здание у крымских татар.