Найти тему
Эстетика бонсай

Бонсай как вдохновение и символ побеждающей природы

Оглавление

Голландский художник Патрик Бергсма (Patrick Bergsma) практически во всех своих работах использует символ дерева, который в масштабе его уникальных 3D работ читается как бонай.

Патрик Бергсма родился в 1965 году в городе Пюрмеренд (Purmerend). Его родители занимались антикварным бизнесом, Патрик рос в окружении предметов с историей и мог оценивать мастерство с которым они выполнены. Дед Патрика был знатоком и страстным коллекционером немецкого фарфора.

Глубокое увлечение фарфором по-разному звучало на протяжении всего творчества Патрика, хотя пик применения фарфора пришелся на 2020 год. Создание серии работ «Расширяющийся Китай», в котором он совместил свой интерес к восточным искусствам бонсай, икебана, пеньцзин с пониманием особенностей керамики, импортируемой в свое время из Китая и Японии, а в 17 веке широко известной имитации этого направления голландскими мастерами.

В 1996 году Патрик Бергсма окончил Королевскую академию искусств в Гааге.

Первые же поиски в творчестве привели Патрика к созданию «плавающих» деревьев, на корнях или ветвях которых были размещены маленькие белые фигурки людей и животных. Общее впечатление от работ было немного мрачным. Деревья казались мертвыми, а человеческие образы – неестественными.

Источник: https://patrickbergsma.nl/expanding-china-series/
Источник: https://patrickbergsma.nl/expanding-china-series/

Позднее художник, продолжая создавать летаюшие острова, начал использовать в своих работах образы полуразрушенных домов, машин, нагромождения вещей, имитирующих мусор, производимый современной цивилизацией. Но как символ всепобеждающей природы в композиции почти всегда присутствовало дерево.

Источник: https://patrickbergsma.nl/expanding-china-series/
Источник: https://patrickbergsma.nl/expanding-china-series/

Во дворе дома, где находится мастерская художника, можно увидеть достаточно серьезную коллекцию живых бонсай. В этих деревьях художник черпает свое вдохновение. В некоторых ранних творческих работах он пытался использовать умершие деревья бонсай. Но затем придумал, как высокохудожественно имитировать все части деревьев, используя кокосовое волокно, полимеры, глинистый материал каолинит и кварц.

Источник: https://youtu.be/dkF_S6uYm3c?si=P1OF6Fizi4lgWdBj
Источник: https://youtu.be/dkF_S6uYm3c?si=P1OF6Fizi4lgWdBj

Следующим этапом его работы стало создание керамики. Он экспериментировал с различными панелями, объемными фигурами, мозаикой. В этот период начались эксперименты по использованию битой керамики и фарфора. Не всегда, но часто художник использовал образы деревьев в рисунках и композициях.

Источник: https://patrickbergsma.nl/
Источник: https://patrickbergsma.nl/

И, наконец, примерно в 2020 году Патрик Бергсма приступил к созданию серии работ «Расширяющийся Китай». Для этой серии он приобретает доступный фарфор, как правило, голландские вазы. Необычность этой работы состоит в том, что для создания композиции художник сначала разбивает купленное изделие.

Источник: https://youtu.be/dkF_S6uYm3c?si=bc9rtf49xKMER-wW
Источник: https://youtu.be/dkF_S6uYm3c?si=bc9rtf49xKMER-wW

А потом собирает композиции, «встраивая» в группу обломков, вновь собранных в некоторый объем, свои искусственные бонсай и экибана. Создавая эту серию, Патрик вновь «дает возможность природе победить».

Источник: https://patrickbergsma.nl/expanding-china-series/
Источник: https://patrickbergsma.nl/expanding-china-series/

И еще одна особенность некоторых из этих работ состоит в способе, которым мастер «связывает» части разбитой посуды акриловым мхом. Знатоки говорят, что это отсылка к японской практике кинцуги, когда разбитую посуду склеивают лаком, смешанным с золотым порошком. Философия этой техники в том, что восстановленное таким образом изделие не маскирует свою ущербность, а демонстрирует свою историю.

Источники: https://tenchat.ru/media/205061-kak-yaponskiy-printsip-kintsugi-uluchshit-vashu-zhizn https://patrickbergsma.nl/expanding-china-series/
Источники: https://tenchat.ru/media/205061-kak-yaponskiy-printsip-kintsugi-uluchshit-vashu-zhizn https://patrickbergsma.nl/expanding-china-series/

Работы Патрика Бергсма можно увидеть в ведущих галереях Нидерландов, многие демонстрировались в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Риге, Брюсселе и Германии.

Источник: https://www.designboom.com/art/patrick-bergsma-expanding-china-ceramic-vases-bonsai-trees-09-24-2023/
Источник: https://www.designboom.com/art/patrick-bergsma-expanding-china-ceramic-vases-bonsai-trees-09-24-2023/

Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.

Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.

Смотрите на канале

«Эстетика бонсай» ВКонтакте