Осеннее Абрамцево очаровательно! Я была здесь, наверное, во все сезоны, но осенью мне нравится больше всего. Каждый раз я уезжаю из усадьбы счастливая с сотней фотографий.
В Абрамцево я купила себе сувенирную абрамцевскую плитку. Дома часто беру её в руки и рассматриваю. Гуляя по Москве и любуясь майоликовым декором на московских зданиях, я часто думаю про Абрамцево. Как родилась идея заниматься майоликой? Как здорово, что идею помог воплотить Савва Мамонтов!
Усадьба Абрамцева перешла во владение семьи Мамонтовых в 1870е годы. Раньше здесь жил Сергей Аксаков, и Мамонтовы в нескольких комнатах сделали его музей, собрав предметы и обстановку, имеющие отношение к писателю. Старый аксаковский дом отремонтировали, а на территории усадьбы построили хозяйственные домики. Причем, построили их в русском стиле и украсили резьбой.
Так в Абрамцево в 1873 году появилась Мастерская по проекту Гартмана и в 1878 году баня по проекту Ропета.
В то же время Мамонтовы познакомились с Поленовым, Репиным, Серовым, Антокольским, Васнецовым. Образовалась группа увлеченных людей, которые стали постоянно бывать в Абрамцево. У них в 1881 году родилась идея построить церковь Спаса Нерукотворного.
За образец была взята церковь Спаса на Нередице 12 века в Новгороде.
Над входом мы видим икону Спаса Нерукотворного, выполненную Поленовым.
Изразцы, которые украшают церковь, выполнены по эскизам Врубеля и Андрея Мамонтова, сына Мамонтова. Андрей учился на архитектора в Школе живописи, ваяния и зодчества.
Сам Савва Мамонтов также принимал участие в строительстве, как скульптор, он высекал по камню.
Елена Поленова, сестра художника, внесла огромный вклад в развитие Абрамцево. По её эскизам и по эскизам Андрея Мамонтова в Мастерской изготоваливали мебель в русской стиле.
Строительство церкви подстегнуло интерес художников к русской археологии, поэтому в 1887 году под руководством Елены Поленовой был образован кружок, изучающий архитектурные памятники Москвы и окрестностей.
В Абрамцево к старым художникам стали приезжать молодые: Нестеров, Врубель, Коровин и другие. Тогда же Елена Поленова стала устаивать «керамические четверги» в доме своего брата. Андрей Мамонтов подхватил идею организации гончарного дела в Абрамцево.
Савва Мамонтов поддержал сына и в 1890 году пригласил для строительства мастерской молодого мастера Петра Ваулина. Именно Ваулин раскрашивал скульптуры Врубеля.
Керамист и художник много работали вместе, вдохновляясь древнерусскими поливными изразцами. В Абрамцево до сих пор стоят печи, выполненные Ваулиным по эскизам Врубеля. В 1899 году Ваулин раскрыл секрет переливающейся плитки, с так называемыми радужными металлическими люстрами.
К 1900 году Савва Мамонтов перевел керамическую мастерскую в Москву.