Найти тему
Непарадная Москва

Усадьба Абрамцево

Осеннее Абрамцево очаровательно!  Я была здесь, наверное, во все сезоны, но осенью мне нравится больше всего. Каждый раз я уезжаю из усадьбы счастливая с сотней фотографий. 

В Абрамцево я купила себе сувенирную абрамцевскую плитку. Дома часто беру её в руки и рассматриваю. Гуляя по Москве и любуясь майоликовым декором на московских зданиях, я часто думаю про Абрамцево. Как родилась идея заниматься майоликой? Как здорово, что идею помог воплотить Савва Мамонтов! 

Бывший дом Аксакова
Бывший дом Аксакова

Усадьба Абрамцева перешла во владение семьи Мамонтовых в 1870е годы. Раньше здесь жил Сергей Аксаков, и Мамонтовы в нескольких комнатах сделали его музей, собрав предметы и обстановку, имеющие отношение к писателю. Старый аксаковский дом отремонтировали, а на территории усадьбы построили хозяйственные домики. Причем, построили их в русском стиле и украсили резьбой.

Мастерская
Мастерская

Так в Абрамцево в 1873 году появилась Мастерская по проекту Гартмана и в 1878 году баня по проекту Ропета.

Баня
Баня

В то же время  Мамонтовы познакомились с Поленовым, Репиным, Серовым, Антокольским, Васнецовым. Образовалась группа увлеченных людей, которые стали постоянно бывать в Абрамцево. У них в 1881 году родилась идея построить церковь Спаса Нерукотворного.

-5

За образец была взята церковь Спаса на Нередице 12 века в Новгороде.

-6

Над входом мы видим икону Спаса Нерукотворного, выполненную Поленовым.

-7

Изразцы, которые украшают церковь, выполнены по эскизам Врубеля и Андрея Мамонтова, сына Мамонтова. Андрей учился на архитектора в Школе живописи, ваяния и зодчества. 

-8

Сам Савва Мамонтов также принимал участие в строительстве, как скульптор, он высекал по камню.  

-9

-10

Елена Поленова, сестра художника, внесла огромный вклад в развитие Абрамцево. По её эскизам и по эскизам Андрея Мамонтова в Мастерской изготоваливали мебель в русской стиле. 

Шкафчик, выполненный по эскизам Поленовой
Шкафчик, выполненный по эскизам Поленовой

Строительство церкви подстегнуло интерес художников к русской археологии, поэтому в 1887 году под руководством Елены Поленовой был образован кружок, изучающий архитектурные памятники Москвы и окрестностей.

-12

В Абрамцево к старым художникам стали приезжать молодые: Нестеров, Врубель, Коровин и другие. Тогда же Елена Поленова стала устаивать «керамические четверги» в доме своего брата. Андрей Мамонтов подхватил идею организации гончарного дела в Абрамцево. 

-13

Савва Мамонтов поддержал сына и в 1890 году пригласил для строительства мастерской молодого мастера Петра Ваулина. Именно Ваулин раскрашивал скульптуры Врубеля.

-14

Керамист и художник много работали вместе, вдохновляясь древнерусскими поливными изразцами. В Абрамцево до сих пор стоят печи, выполненные Ваулиным по эскизам Врубеля. В 1899 году Ваулин раскрыл секрет переливающейся плитки, с так называемыми радужными металлическими люстрами. 

Плитка с металлическим блеском - люстром
Плитка с металлическим блеском - люстром

К 1900 году Савва Мамонтов перевел керамическую мастерскую в Москву.

-16