Мне уже приходилось обращать ваше внимание на то, что в Евангелии гораздо больше места уделено тому, что Господь делал, нежели тому, что Он говорил. И следует также обратить внимание на то, что многие эпизоды, которые абсолютно исторически состоятельны, тем не менее выглядят как притча, то есть каждое действие Христа Спасителя для нас имеет научительное значение. И вот для сегодняшнего воскресного чтения Святая Церковь избирает начало 5-й главы из Евангелия от Луки, где говорится о том, как «однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки» (Лк. 5, 1-3). Вот с тех пор в наших храмах и делают амвон, чтобы избежать натиск людей. Он всегда имеет вид кормы: либо полукруга, либо, как в нашем случае, равнобедренной трапеции. И тем самым мы в Церкви подчёркиваем, что за две тысячи лет мало что изменилось. Народ так же теснится. Так же, чтобы тебя не свалили, не затоптали, нужно делать какие-то барьеры. А в некоторых храмах ещё солея огорожена дополнительной решёточкой. А в некоторых ещё выгораживают целую кафедру, чтобы хотя бы была возможность духовенству осуществлять богослужение. Ну это в больших храмах. А в больших храмах и народу больше, поэтому вероятность того, что тебя затопчут, так же велика, как две тысячи лет тому назад.
«Когда же перестал учить...» (Лк. 5, 4) Здорово, да? Ни слова не сказано, о чём Он учил. Вошёл в лодку Симона Петра, учил, а когда закончил учить... Это всё остаётся как бы вне внимания евангелиста Луки. А может быть, он и не присутствовал при этом, а со слов других апостолов говорит. Можно сделать опыт: я думаю, больше половины не вспомнят, о чём было Евангелие, которое читалось полчаса назад. Потому что зрительные впечатления для человека более запоминающиеся. Поэтому каждое действие Христа Спасителя учит. Давайте и мы попробуем извлечь из этого – чему нас учит вот этот эпизод? Тем более, сами слова Христа Спасителя остались, как теперь говорят, «за кадром».
«Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова» (Лк. 5, 4). Что это такое? Чему хочет нас Господь научить? А вот чему. Симон предоставил Ему свою лодку, потратил своё рабочее время и дал свою лодку не в аренду, а бесплатно. Потратил на это. И в эту ночь, когда он ловил до того, как встретился со Спасителем, ничего не поймал. И Господь, хотя основным делом Его на земле была проповедь слова Божьего, Он тем не менее не погнушался таким простым делом, а решил Симону, которого в дальнейшем назовёт Пётр, помочь. Говорит: «закинь сети вот сюда». «Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5, 5). Замечательные слова. Весь наш опыт жизни говорит нам разные слова. Ну, например, «пусть работает трактор – он железный». «Не хочешь зла – не делай никому добра». И такого очень много из нашего опыта. «То, что знают двое, то знает весь мир». И так далее. Наш опыт нашей жизни говорит часто противоположное тому, что говорит Господь. Отчего это происходит? Оттого, что помыслы нашей жизни все помещаются в нашем земном бытии. А Господь нас готовит к жизни вечной. И там уже нужны совершенно другие качества души. Вот в чём дело.
И Симон говорит: «По слову Твоему». Он профессионал, рыбак. Иисус никогда рыбу не ловил, Он был по воспитанию Своему плотником. Но Симон говорит: «по слову Твоему». Почему? Он Ему верит. И вот встречаются Бог и человек. Бог говорит человеку: «Сделай то, что противоречит всему твоему жизненному опыту, твоему профессионализму, вообще всей предыдущей истории твоей жизни. Полностью противоречит. Вот сделай это». А тот проявляет послушание, послушание Богу. Потому что он Ему верит. И результат: «Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорвалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть» (Лк. 5, 6-7). Такого улова рыбы не было никогда: ни у Симона, ни у его товарищей, которые были в другой лодке. Вот это награда Господня. За что? За то, что человек Симон послужил Богу. Чем? Помог Ему в проповеди Слова Божия. Помог тем, чем мог, тем ресурсом, которым обладал: лодка и своё рабочее время. Проявил послушание Богу – и вот результат. А не то же ли говорит Господь: «...не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить...»(Мф. 6, 25)? Не Он ли, Господь, говорит, «едино же есть на потребу», зачем ты «печешися и молвиши о мнозе» (Лк. 10, 41-42)?
Обычный человек Богу не доверят. Он больше доверяет тому, что накопил. Доверяет больше устройству жизни, доверяет опыту других людей. И результатом его жизни чаще всего (не всегда, но чаще всего) бывает полное несчастье. Человек несчастлив. А Богу это неугодно. И мы видим, Господь хочет наградить, но для этого нужно некоторое условие. Не потому, что Господь торгуется с человеком. Нет. Просто есть некий закон и физический, и духовный, который возник внутри Божества прежде того, как Он ещё нас создал. И Он не может просто этот закон отменить.
В отдельных случаях с отдельным человеком Бог, где хочет, Он изменяет естества чин. Ну, например, у Него у Самого была нужда догнать апостолов. Если идти вокруг Геннисаретского озера, это долго. Поэтому Он пошёл по воде. Не для того, чтобы как-то апостолов поразить – вот, мол, что Я могу. Нет, чисто прагматическая задача – их догнать. Ибо это тоже создано Богом: кратчайшее расстояние между двумя точками по евклидовой геометрии – это прямая. Вот Он и пошёл по воде. А не для того, чтобы как-то поразить их воображение. И это Господь делает, когда действительно нужно. Опять же, для Его определённых божественных замыслов, которые нам не всегда понятны.
И далее: «увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним» (Лк. 5, 8-11).
Последовали за Ним и стали апостолами. И жизнь за Него отдали. И страданий много претерпели: и тюрьмы, и пытки. И всегда оставались Ему верны. И всегда Ему верили. Почему Господь их избрал? Много было рыбаков на Галилейском озере. Почему избрал Симона, брата его Андрея; Иоанна, память которого мы ныне празднуем, и Иакова? Почему их избрал? Что в них было такое, что Он углядел? А вот что: «всю ночь ничего не поймали, ловили, но по слову Твоему сделаем». Они проявили послушание Ему.
Научить чему-то человека можно, только если он выполняет два условия. Первое – хочет учиться. А второе заключается в том, что он будет делать то, что ему говорит учитель. Только в этом случае. И Господь это в них и увидел. И дал им в этом чудесном улове рыбы некий аванс: если вы пойдёте за Мной, у вас этой рыбки будет столько, сколько вы не поймали за всю свою жизнь. Но рыбку ловят для того, чтобы съесть. А ту, которую вы не съедаете и ваши семьи, съедят те, кто купит её на рынке.
А есть задачи в мире гораздо более важные – это ловить человеков. Каждый человек создан Богом. Поэтому каждый человек в той или иной степени реагирует на слово Божие.
Я не так давно был на одном конезаводе. И мне там директор этого конезавода рассказал там про какую-то породу коней, что очень у них хорошая память. И рассказал случай, как хозяин (я уж не помню по какой причине) расстался с конём, а через пятнадцать лет они где-то встретились. Он уже был конь старый. Так конь подошёл к хозяину, встал на колени. Можете себе представить? Неразумное существо. Самое, можно сказать, пугливое из домашних животных. У коня только способ защититься от хищников – это удрать. Причём таким образом поприветствовал, как он всегда это делал. Пятнадцать лет прошло. Все вообще это восприняли, как некое чудо. Ну это, действительно, чудо, потому что по всем таким психо-физическим свойствам этого как-то совсем не должно быть. Но если угодно Богу, то может всё измениться, всё сделается по-другому. Но это домашнее животное.
А Бог знает каждого родившегося на земле человека. Бог участвует в рождении каждого человека. Когда ещё не было изобретено ультразвуковое исследование, люди только по каким-то приметам пытались угадать, а кто будет: мальчик или девочка. Сто лет назад в России был даже такой акушер, гинеколог такой, известный профессор, про которого ходили слухи, что он никогда не ошибается. Он, действительно, никогда не ошибался, потому что подходил к роженице и говорил: «Мальчик, девочка». А когда рождался другой человек, говорит: «Не может быть, посмотрим в тетрадь. А, Иванова. А тут написано, девочка». То есть он говорил «мальчик», а сестра, которая шла за ним, писала «девочка». И, понятное дело, ошибки быть не могло: вы чего-то не расслышали – вот у нас запись. И делал на этом хороший бизнес. Потому что это такое имя, что человек никогда не ошибается. Это очень способствовало его успеху. Не в медицинской деятельности, а именно вот в такой популярности, из которой он уже извлекал некие для себя преференции.
Бог участвует в рождении человека. И, конечно, каждый из нас Ему чрезвычайно дорог. И такой хороший человек, как мы с вами, и такой плохой, который нам не нравится. Бог тоже о нём промышляет и заботится о нём. И даже видит в нём то, что мы в нём не видим – это образ Свой. Поэтому Господь отдал на смерть Своего Единородного Сына. Он пришёл, стал человеком, для того чтобы создать Церковь, которая продолжала бы улавливать людей, отзывалась на то оставшееся добро, которое есть в человеке. Потому что Господь улавливает человека не как человек рыбу: сетями, обманом. Рыба не видит в воде сеть. Она плывёт и попадается в сети. Здесь не так. Здесь происходит процесс и разумный, и сердечный. Человек сначала слышит Слово Божие, а потом сердцем он его принимает. Ему нравится то, к чему его зовёт Господь. Понятно, Иисус Христос не мог, особенно в те времена, две тысячи лет тому назад говорить всем. Это сейчас мы можем через сети Интернета говорить со всем миром. И каждый, кто захочет, может нас услышать. А тогда такой возможности не было. И Он создал Церковь, чтобы в двенадцать раз увеличилась возможность услышать Слово Божие. А потом – в пятьсот, а потом – в миллион. И мы это дело на земле продолжаем. И вот это самое главное дело на земле, Слово Божие, донесённое до другого человека не только словами...
То, что произошло с этой рыбой, — это тоже Слово Божие. И мы видим: то, что сделал Господь, поразило воображение апостолов гораздо больше, чем те слова, которые Он произносил с кормы лодки. Слова, к сожалению, таковы, что в одно ухо влетело, в другое вылетело. Сами мы знаем, как это всё непросто – услышать. Хотя вера, конечно, она от слышания. И вот они стали служить.
Почему я говорю про этого коня? Почему он запомнил хозяина? Видимо, он от этого хозяина получил некое добро, такое, которое и через пятнадцать лет им оказалось не забыто. Так и успех проповеди Божьей связан с тем, чтобы явить Любовь Божию. Не как мир говорит: «не делай другому добра, тогда не получишь в ответ зла». Но это естественно. Если Христос пришёл для того, чтобы людей спасти – они Его распяли. Это нормально. Апостолы пошли вслед за Ним спасать людей – они их всех распяли.
И вот патриарх Тихон, такой ну величайший из святителей, когда был поставлен на кафедру московских патриархов, впервые после более чем двухсотлетнего перерыва, что он от этого получил? Большую часть своего патриаршества он провёл под арестом. И в конце был отравлен. Потому что у большевичков ещё не было опыта создания каких-то убедительных процессов, таких, чтобы весь народ кричал: «Ура! Смерть предателям, шпионам!» Нужна была некая эволюция. Слишком он был свят и слишком любим, чтобы его можно было так вот осудить. Никто бы не поверил тогда этому суду. Поэтому такой старинный средневековый способ – отравить... Думали, что от этого что-то изменится.
Ничего не изменилось в желании Отца Небесного после того, как распяли Его Сына те люди, которых Он пришёл спасать. Господь не сказал: «Ах, вы так! Вот вам! У вас был потоп. Вам мало? Вот вам теперь огоньку добавим». Нет. Господь не так. Господь упорствует в добре по отношению к нам. И хочет, чтобы и мы поступали так же. Несмотря ни на что. Несмотря на то, что нам обидно. Несмотря на то, что те люди, для которых мы что-то совершаем, весьма неблагодарны. А некоторые пытаются нами (смешные) манипулировать и что-то себе из этого такое опять смешное, земное, временное выскребать. Мы должны помнить, ради чего Господь нам даровал веру. Он сказал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать» (Марк, 16, 15-16). Но нужно иметь веру. Кому? Ему, Отцу Небесному. Что любовь – это важнее. Это важнее всего. Потому что обычно мы говорим о справедливости. А по справедливости мы все должны быть сначала в тюрьме, а потом убиты за свои грехи. Поэтому нам негоже говорить о справедливости. И Сам Господь к нам не справедлив, а милостив. Поэтому, если мы хотим быть христианами, мы также должны продолжать Христово дело на земле. И трудиться. Не обязательно быть проповедниками, богословами, священниками. Нет. Мы видим, как простой рыбак смог послужить Христу Спасителю. Каждый на своём месте может послужить. Господь говорит после того, как Он сказал притчу о милосердном самарянине: «Иди и ты поступай так же» (Лк. 10, 37). Вот лежит человек, идёт мимо другой. Ну обычно, что? Так для себя внутри: «пьянь или бомж». Ну себе как-то надо какое-то оправдание, что ты идёшь мимо. А хоть бы пьянь и бомж. А если твой племянничек? А ещё лучше – внучок? У тебя же будет другое отношение? А если это ты сам? Ты думаешь, что ты от этого застрахован? Совсем нет. И вот сделать над собой некоторое усилие, помолясь Богу, и совершить то, что ждёт от нас Господь. Потому что это же не случайная встреча. Не бывает случайных встреч. В этом всегда действует Промысл Божий. И Он в каждую минуту нашей жизни что-то от нас ждёт. А что Он ждёт? А Он хочет посмотреть, мы чему-нибудь в церкви научились или нет? Или мы такие же злые, как собаки, как те люди которые ничего этого не знают. Тогда нам далеко до этого благодарного коня, который не затаил обиды на хозяина, оставившего его, а продолжал быть ему верен. Христианство – это есть постоянная верность Богу.
Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/