Найти тему

Глава 52.1 Мосты, путепроводы и тоннели в Пензе. Как выбирается их расположение.

Оглавление

Практически в любом современном городе существуют препятствия, разделяющие разные части города, что создает сложности в коммуникациях между этими частями. Такими препятствиями могут быть железнодорожные пути, водные объекты большой протяженности, значительные перепады высот на местности и даже иногда жилые кварталы или промзоны.

Для преодоления таких препятствий, как правило, строятся мосты, путепроводы и тоннели.

Расположение мостов и путепроводов далеко не случайно. Это только на первый взгляд кажется, что выбор места определяется простой потребностью перебраться с одного берега реки на другой.

Существуют некоторые правила определяющие места строительства мостов (СП 35.13330.2011 МОСТЫ И ТРУБЫ Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84 ), пособия с разбором и указанием правильного трактования этих правил (ПОСОБИЕ К СНиП 2.05.03-84 "МОСТЫ И ТРУБЫ" ПО ИЗЫСКАНИЯМ И ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ И АВТОДОРОЖНЫХ МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ ЧЕРЕЗ ВОДОТОКИ (ПМП-91)), а так же множество учебных пособий и практических рекомендаций по проектированию мостовых переходов (РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ПОТОКА НА МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДАХ ЧЕРЕЗ РЕКИ С МЕАНДРИРУЮЩИМИ РУСЛАМИ), про тоннели учебное пособие (>>) и др.

Например:

  • Трассу мостовых переходов назначают согласно обоснованному направлению проектируемой дороги с учетом гидрологических, топографических, инженерно-геологических условий. Проще говоря, мост не может быть построен отдельно от автодороги и, если дорога«разорвана» рекой и направлена на юг, то мост строится также на юг.
  • Участок русла реки в месте перехода должен быть по возможности прямолинейным или представлять собой плавную излучину. Створ перехода через реки с ограниченно меандрирующими руслами желательно назначать ближе к середине излучины к низовой ее половине. Иначе говоря, место определяется, исходя из максимальной стабильности русла, в самом безопасном для моста месте, как правило, поперек русла.
  • Переход необходимо располагать на участке рек с наиболее узкими поймами, расположенными на высоких отметках, незаболоченными, без озер, проток и староречий. Иначе говоря, стоит выбирать узкое место, с высокими берегами, которые не заболочены и не имеют рукавов Старицы, озер и болот.
  • и тд

Давайте рассмотрим пару реальных примеров существующих в нашем городе

Большой Сурский мост (Шуистский мост)

«Большой Сурский мост» между ул Луначарского и ул Чаадаева , формирует единую транспортную артерию (Проспект Победы–Луначарского–Чаадаева), которая в первую очередь обеспечивает функционирование промзон (территорий трудовой занятости) Заводского района (ул Германа Титова, Пр.Победы), района ул Каракозова и района ул Чаадаева. А также позволяет жителям спальных районов мкр. Арбеково и мкр. Шуист и др. беспрепятственно добираться до мест трудовой занятости. Расположение моста выбрано перпендикулярно руслу, в наиболее прямом и стабильном месте реки Суры.

Понтонный мост и Юго–восточный мост

Понтонный мост располагается в зоне меандрирования (колебания) русла реки Суры и, на данный момент, выполняет функцию технического обеспечения при строительстве г Спутник.

Расположение «понтонного моста» выбрано вполне правильно для такого моста, в наиболее прямом и самом узком месте реки Сура между двумя излучинами колеблющегося русла.

Если же мы рассмотрим планы по строительству капитального моста до 2018г (Генплан 2018), то обратим внимание, что мост через «Терновский затон» в створе Фонтанной улицы был запланирован именно, в пике излучены реки, что вполне соответствует правилам выбора местоположения. Однако, развитие г.Спутник, в то время, пошло совсем не по плану, и сегодня такое строительство, мягко говоря выглядит маловероятным.

Сегодня, при внимательном рассмотрении карты видно, что в функциональной двухкольцевой модели г Пенза, расположение «понтонного» моста соответствует Юго–восточному мосту второй кольцевой автодороги. А это значит, что необходимо рассмотреть все варианты возможного места строительства этого моста, исходя из вышеописанных правил (>>).

Тоннельные переходы

Первый полноценный тоннель запланирован под ул Кураева в продолжении моста–путепровода имени Генерал-Полковника В.П. Капашина, где в качестве препятствия выступает историческая часть г Пензы.

Таким образом, формируется единая транспортная артерия (ул Измайлова–Кураева–Кулакова–Гагарина), которая в первую очередь обеспечивает функционирование промзон (территорий трудовой занятости) Заводского района, ул Измайлова, ул Стрельбищенская. А также позволяет жителям спальных районов беспрепятственно добираться до мест трудовой занятости. Расположение тоннеля выбрано перпендикулярно возникшему препятствию(кварталам исторической застройки).

Нужно отметить, что построенные тоннельные переходы в городе тоже есть, и как правило они преодолевают препятствия в виде путей ЖД.

Тоннельный переход по ул Урицкого
Тоннельный переход по ул Урицкого

Думаю из примеров всем понятно, что любые мостовые или тоннельные переходы имеют схожие по аналогии правила.

Если упростить все выше сказанное, то мосты, путепроводы и тоннели не могут быть построены отдельно от существующих автодорог и направлений.
Если есть автодорога, которая имеет свое назначение в функциональной модели города, и если ее функциональность ограничена каким–либо препятствием (например руслом реки), то в продолжении этой автодороги строится мост, тоннель, путепровод. Главное тут , что не дороги, промзоны и жилые районы проектируются для моста, а мосты строятся для обеспечения их функционирования

Предыдущая Глава 51 Статус «апартаменты» вместо квартир для домов построенных в нарушение градостроительных нормативов Следующая

Если интересно и желаете продолжения, то распространяйте ссылку на материал. Поднимайте вопросы развития региона в СМИ и в диалогах с администрацией. Фактически единственный способ распространения — это по вашим группам в соцсетях (ВКонтакте, Вайбер, Вацап, Телеграмм). Ставьте лайки, подписывайтесь на канал в Телеграмме, ВКонтакте и Дзене, дочитывайте статью до конца, комментируйте и вносите свои предложения — они важны.

#генплан #генеральныйплан #пенза #дороги #мосты