Найти тему
МИР (Море История Россия)

Корабли Эльтигена. Большая история маленьких корабликов. Сказ о "разведке" в деревню Ново-Ивановка.

Смысл некоторых операций теряется в дебрях штабных документов, еще больше он (смысл) теряется в недрах разведотделов.

Первые попытки ведения разведки советской стороной для высадки десанта на Керченский полуостров, отмечаются противником в ночь с 20 на 21 октября 1943года в районе Новоивановки[1], когда с двух катеров и двух мотобаркасов, вышедших из Анапы, был высажен разведывательный десант.

Десант состоял из бойцов 11-й (разведывательной) роты 8-й гвардейской стрелковой бригады (т.е. 333 гв. сп, только сформированной 117 гв. сд), и взвода 2-й роты штрафного батальона (т.е. 92-й армейской штрафроты), при 3 пулеметах и одной 45мм пушке.

ПО данным «Хроники…» В 17.30 из Анапы вышли СКА-062[2] и 085 с мотобарказами № 5 и 58 в охранении СКА-079[3]. В 21.00 мотобарказы высадили 42 разведчика, 8 человек не высадилось, и осталось на борту мотобарказа №5. Катера в течение дня маневрировали у берега, ожидая барказ № 58, который должен был снять разведчиков. В 3.25 (21 числа), не дождавшись мотобарказа, легли на обратный курс. Барказ № 58 смог снять 16 разведчиков, и вернулся в Туапсе, остальные 26 человек остались на берегу[4].

По данным противника: «2. Разведка противника в Ново-Ивановке в ночь на 20/21.10.43 г. Допрос захваченных там 20 пленных показывает следующее:

20.10.43 г. в 17.00 из Анапы вышло два быстроходных катера. На одном из них было вооружение: два зенитных пулемета и две 45-мм пушки, а также 25 красноармейцев 2-й роты 3-го штрафного батальона. На втором, меньшем, катере было три зенитных пулемета и одна 45-мм пушка, а также 12 чел. 11-ой разведроты. На обоих катерах старшими были лейтенанты. Общее руководство осуществлял старший лейтенант. Солдаты были вооружены пулеметами и автоматами. Красноармейцы, принимавшие участие в десанте, были перед этим направлены из Варениковской в Анапу. Боевая задача им была поставлена во время перехода на море. Задача десанта: разведка берега и позиций, захват пленных, уничтожение артпозиций. В случае выполнения задачи всем штрафникам обещали снять судимость. Оба скоростных катера имели на буксире еще по одной моторной лодке. Около 20 часов 30 минут катера стали в 500 м от берега и на таком же расстоянии друг от друга южнее Ново-Ивановки. Под прикрытием огня катера подошли к берегу на 100 ми оттуда солдаты должны были идти по воде. Впереди шли штрафники, чтобы снять мины. В это время по ним с берега открыли огонь два немецких пулемета. Один из лейтенантов бросил против наших пулеметов боевые группы. Противнику удалось создать плацдарм шириной 600 ми глубиной до 300 мюжнее Ново-Ивановки. Оба немецких пулемета перенесли к доту, который находился в 300 мот берега. На горе Дюрмен находилась наша артиллерия, но огонь трех батарей был все же неэффективен. Во время огневого боя между охраной побережья и высадившейся командой, который длился почти всю ночь, большая часть штрафников использовала темноту для того, чтобы спрятаться. Катера ждали солдат почти до утра, а потом, пользуясь темнотой, отошли» [5]. Противник указывает, что «...До 23.10.43 г. было захвачено 14 штрафников и шесть разведчиков. Один солдат упорно сопротивлялся и был убит".

Получается, что 2/3 десантников не возвратились к своим. Пленные утверждают, что "... ожидается высадка морского и воздушного десантов на Керченском полуострове. В Анапе очень много войск. Северо-западнее города расположена 8-я гвардейская стрелковая бригада, а также, возможно, и 20-я горнострелковая дивизия, 93-я стрелковая бригада находится в том же районе...». Получается, что секрет десанта давно уже не был секретом.

Но, если рассматривать корабли этой высадки, то тут получается очень интересная история. Обращаем внимание на одну фразу из показаний пленных: "На втором, меньшем, катере было три зенитных пулемета и одна 45-мм пушка, а также 12 чел. 11-ой разведроты".

Но СКА-085 (зав. №118) и СКА-062 (зав. №97) однотипны. Есть еще один нюанс. С 8.04.1942 г. по 15.07.1944 г., вроде бы, использовался в качестве несамоходного плавсредства. СКА-085 после Новороссийской операции с 20.09.1943 года тоже находился в длительном ремонте. Возникает вопрос, а кто же высаживал разведку?

Честно говоря не знаю. Судя по описанию, это лодейнопольский катер или его родственник ЗК. Поэтому просто сделаю небольшое отступление об этих катерах. Возможны неточности, материала мало.

Лодейнопольские катера

-2

Такие катера на Черном море были. Катера строились в деревянном корпусе с диагональной обшивкой, имели водоизмещение около 35 т, размерения 22,6x3,8x1,5 м. (размерения СКА типа МО 27х4х1,4 метра, водоизмещение 44 тонны). Лодейнопольские катера имели два двигателя мощностью 300 л.с. позволяли развивать скорость хода 12,5 уз, дальность плавания составляла 450 миль. В экипаж катера, имевшего на вооружении 47-мм пушку Гочкиса (перед войной были заменены на 45-мм орудия 21-К) и 7,62-мм пулемет, а также прожектор и радиостанцию, входило 12 человек. С 1925 до 1928 г. на Лодейнопольской верфи построили восемь катеров (ПК-101 - ПК-108), которые поступили в части морпогранохраны на Черном море. Потом, когда начали поступать Мо-2 и МО-4 их раздали в Одесскую 2-ю, Балаклавскую 1-ю и 4-ю Махачкалинскую школы Морпогранохраны НКВД.

В 1941 г. эти катера были переименованы в К-230, К-231, К-240, К-244 (черноморские), К-425, К-426, К-427, К-428 (каспийские). Махачкалинские катера (К-425 - 428) в июне-июле 1941 г. вновь были возвращены на Черное море, где вошли в состав различных подразделений охраны водного района черноморских баз.

Одесские катера вошли в состав Дунайской флотилии. В одной из публикаций указано "...ПК-115, 124, 127 - МО-2 4-го ЧОПС, К-218 - КМ-2 4-го ЧОПС, К-244 - катер (тип не установлен) 1-го ЧОПС". Так вот 244-й это он и есть.

Вооружение катеров - одна 45-мм пушка и два-три пулемета (очень похоже)

СКА № 0103 (бывший К-425) 14 ноября 1941 г., принадлежавший Балаклавской школе, стоявший с разобранными двигателями, был взорван (в связи с тем, что немцы появились в фортах над бухтой).

СКА № 0133 (бывший К-240) 12 мая 1942 г. был потоплен в районе Керчи авиацией противника. Пять катеров приняли участие в Эльтигенской операции.

"Золотовские" катера.

Появление этих катеров стало возможно благодаря Александру Леонтьевичу Золотову — петербургскому промышленнику, кустарная мастерская которого пережила обе мировые войны (и существует по сей день под именем судостроительной фирмы «Алмаз», правда "официальная" точка зрения несколько иная). После революции это была верфь ОГПУ, потом верфь НКВД.

Катера ЗК проектировались на основе 19-метровых сторожевых катеров частной Золотовской верфи, строившихся в 1915-1918 гг. Они были чуть меньше.

ЗК имели нормальное водоизмещение 18 т, полное -19 т, наибольшую длину - 19,8 м, ширину - 3,3 м, осадку - 1,2 м. Они имели деревянный корпус с двухслойной сосновой диагональной обшивкой, которая позволила добиться увеличения его прочности без возрастания массы. При наборе такой диагональной обшивки, крепившейся к набору корпуса шурупами, пазы каждого слоя планок располагались под углом 45° к линии киля и под углом 90° к пазам предыдущего слоя. Форштевень, киль, шпангоуты изготавливались из дуба, бимсы, стрингеры, настил верхней палубы были сосновыми. Конструкция катера предусматривала одноотсечную непотопляемость. Для экипажа имелись одноместная каюта и жилой кубрик.
На катере имелся один полубалансирный руль, пост управления которым размещался в ходовой рубке. На ЗК устанавливались два бензиновых двигателя "Стерлинг" по 300 л.с. каждый, которые имели эшелонное расположение в одном машинном отделении. На части катеров (К-326, 327, 331) стояли моторы "Арес". В качестве движителей использовались два трехлопастных винта диаметром 0,68 м. Имелся водоотливной насос "Гарда". Катер принимал 2 т топлива (авиабензина Б-70) и 0,1 т пресной воды. Скорость хода составляла 16 уз полным ходом и 13 уз экономическим, дальность плавания экономическим ходом достигала 350 миль. Мореходность не превышала 4 балла.

ПК-239 (с27.08.1935-ПК-70,с9.01.1941 -К-206,с4.09.1941 - СКА № 043, с 25.11.1943 - СКА № 08, с 21.05.1944 - СК- 43, с 7.04.1947 - К-43) до 15.06.1938 входил в состав морпогранохраны НКВД УССР с дислокацией в Одессе, затем до 30.08.1940 был в составе 26-го Одесского морпогранотряда, до 21.02.1941 - 2-го Черноморского отряда пограничных судов (далее - ОПС) (Балаклава), затем - в составе 4-го Черноморского ОПС в Килие, где и встретил войну. В дальнейшем вошел в 3-й дивизион сторожевых катеров (ДСКА) ЧФ.

11.04.1942 в Туапсе поврежден в результате авианалета. С 26.08.1942 находился в распоряжении Особого отдела НКВД ЧФ. 21.06.1945 возвращен пограничным войскам. В начале 1950-х гг. списан и исключен из состава морчастей пограничных войск.

ПК-247 (с 27.08.1935 - ПК-55, с 9.01.1941 - К-193, с 4.09.1941 - СКА № 013) до 15.06.1938 входил в состав морпогранохраны НКВД УССР, затем до 30.08.1940 был в составе 26-го Одесского морпогранотряда (Одесса), до 21.02.1941 - 1-го Черноморского ОПС (Одесса), в феврале 1941 г. включен в 4-й Черноморский ОПС (Килия), с сентября 1941 г. - в 3-м ДСКА ЧФ. В ходе Керченско-Феодосийской десантной операции (командир - лейтенант А.В. Власов) 29.12.1941 получил тяжелые повреждения в результате попадания двух снарядов. Командир катера лейтенант Власов за отвагу и мужество, проявленные при высадке десанта, был награждён орденом Красного Знамени, его помощник лейтенант Неверов награждён орденом Красной Звезды. Во время выгрузки войск второго эшелона десанта 31.12.1941 СКА № 013 был потоплен авиацией противника в Феодосии.

ПК-248 (с27.08.1935-ПК-56,с9.01.1941-К-194, с4.09.1941- СКА № 023, с 21.05.1944 - СК-23, с 21.09.1945 - К-23) до 15.06.1938 - в составе морпогранохраны НКВД УССР (Одесса), затем до 30.08.1940 - 26-го Одесского морпогранотряда, до 21.02.1941 - 1-го Черноморского ОПС (Одесса), затем включен в 4-й Черноморский ОПС (Килия), с сентября 1941 г. вошел в 3-й ДСКА ЧФ. Принимал участие в Новороссийской и Керченско-Эльтигенской десантных операциях. 27.06.1942 (командир - мичман С.А. Маслов) в Севастополе поврежден при авианалете. 12.07.1943 в результате авианалета убиты два и ранены три человека. 21.06.1945 возвращен пограничным войскам, перевезен по железной дороге в Баку и включен в состав 2-го ОДСКР (Порт-Ильич). 27.03.1952 списан и исключен из состава морчастей пограничных войск.

ПК-249 (с 27.08.1935 - ПК-57, с 9.01.1941 - К-195, с 4.09.1941 - СКА № 033, с 21.05.1944 - СК-33, с 7.04.1947 - К-345) до 15.06.1938 - в составе морпогранохраны НКВД УССР (Одесса), затем до 30.08.1940 - 26-го Одесского морпогранотряда, до 21.02.1941 - 2-го Черноморского ОПС (Балаклава), затем - в 4-м Черноморском ОПС (Килия), с сентября 1941 г. - в 3-м ДСКА ЧФ. Участвовал в Новороссийской и Керченско-Эльтигенской десантных операциях. 1.11.1943 у Эльтигена поврежден артогнем противника, убит командир катера ст. лейтенант А.П. Мартыненко. 21.06.1945 возвращен пограничным войскам, вошел в состав 11-го Черноморского ОДСКР (Одесса), затем - 3-й морпограншколы (Ленинград). В начале 1950-х гг. списан и исключен из состава морчастей пограничных войск.

ПК-250 (с 27.08.1935 - ПК-58, с 9.01.1941 - К-196, с 17.12.1941 - СКА № 0128) до 15.06.1938 - в составе морпогранохраны НКВД УССР (Одесса), затем до 30.08.1940 - 26- го Одесского морпогранотряда, до 21.02.1941 - 1-го Черноморского ОПС (Одесса), затем - в 3-м Черноморском ОПС (Батуми), с сентября 1941 г. - в 8-м ДСКА ЧФ. Участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции. 26.10.1942 исключен из состава ВМФ как пришедший в негодность к дальнейшей эксплуатации.

ПК-251 (с 27.08.1935 - ПК-72, с 9.01.1941 - К-208, с 4.09.1941-СКА № 073, с21.05.1944-СК-73, с 10.10.1945- К-321) до 15.06.1938 - в составе морпогранохраны НКВД УССР (Одесса), затем до 30.08.1940 - 37-го Батумского морпогранотряда, до 21.02.1941 - 3-го Черноморского ОПС (Батуми), затем - в 4-м Черноморском ОПС (Килия), с сентября 1941 г. - в 3-м ДСКА ЧФ. Участвовал в Новороссийской (командир — мл. лейтенант В.И. Довженко) десантной, Новороссийско-Таманской наступательной и Керченско-Эльтигенской десантной операциях. 9.03.1943 в районе Новороссийска получил ряд повреждений при авианалете. 10.09.1943 при высадке десанта в Новороссийске поврежден снарядом противника, отбуксирован в Геленджик. Подорвался на мине 7.11.1943 у Эльтигена. 18.11.1943 исключен из состава ВМФ, впоследствии поднят и введен в строй. 21.06.1945 возвращен пограничным войскам, перевезен по железной дороге на Балтику и 10.10.1945 зачислен в состав 5-го Балтийского ОДСКР в Тронгзунде. 24.06.1946 списан и исключен из состава морчастей пограничных войск.

ПК-253 (с 27.08.1935 - ПК-71, с 9.01.1941 - К-207, с 4.09.1941 - СКА № 063) до 15.06.1938 входил в состав морпогранохраны НКВД Грузинской ССР с дислокацией в Батуми, до 30.08.1940 - в состав 37-го Батумского морпогранотряда, до 21.02.1941 - в состав 3-го Черноморского ОПС (Батуми), затем - в 4-м Черноморском ОПС (Килия), с сентября 1941 г. - в 3-м ДСКА ЧФ. Участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции. Поврежден 11.02.1942 авиацией противника в Севастополе, 3 человека ранено. 1.06.1942 в Севастополе получил тяжелые повреждения от разорвавшейся вблизи бомбы и затонул.

ПК-58- (с 9.01.1941 - К-220, с 4.09.1941 - СКА № 053) до 15.06.1938 - в составе морпогранохраны НКВД УССР (Одесса), затем до 30.08.1940-37-го Батумского морпогранотряда, до 21.02.1941 - 3-го Черноморского ОПС (Батуми), затем - в 4-м Черноморском ОПС (Килия), с сентября 1941 - в 3-м ДСКА ЧФ. Участвовал в Новороссийской и Керченско-Эльтигенской десантных операциях. 2.06.1942 (командир - мичман И.Н. Капитан) тяжело поврежден авиацией противника в Севастополе, убиты два человека, три ранено. 4.11.1943 пропал (вероятно - подорвался на мине) в Керченском проливе, погибли 12 человек.

К-229 (с 4.09.1941 - СКА № 093, с 21.05.1944 - СКА-93) до 15.06.1938 входил в состав морпогранохраны Крыма (Севастополь), до 14.09.1939 - 27-го Крымского морпогранотряда, затем - 2-го Черноморского ОПС (Балаклава), с сентября 1941 г. - в 3-м ДСКА ЧФ. Участвовал в Новороссийской и Керченско-Эльтигенской десантных операциях. 21.06.1945 возвращен пограничным войскам. В начале 1950-х гг. списан и исключен из состава морчастей пограничных войск.

Кто из них участвовал в операции? Не знаю.

[1] южное побережье Керченского полуострова, недалеко от г. Опук.

[2] С большой вероятностью номер катера указан неверно. В операции участвовал катер типа ЗК или ПК.

[3] СКА №014 (с 7.12.1941 г. СКА №0118, с 26.05.1942 г. СКА №079) Зав. №185. Заложен в 1940 г., спущен в начале 1941 г., вст. в строй 25.06.1941 г. и 2.07.1941 г. включен в состав ЧФ. Участвовал в боевых действиях на Азовском море Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантной операции. Погиб 3.11.1943 г. от огня береговой артиллерии противника в р-не Керчи.

[4] Хроника действий ВОв Советского Союза на Черноморском театре. Выпуск 5 Военмориздат 1950г.

[5] NARA T315 R1209 fr.0515