Найти тему
TechInsider

Сам себе подрывник: почему на палубе авианосца может возникнуть эффект домино

Авианосец — судно мощное. На нем часто имеется скопление авиатехники. Причем военной, напичканной боеприпасами. А что если какой-то из самолетов взорвется сам и подорвет своих «товарищей»? Эффект домино просто уничтожит корабль.

Википедия
Википедия

Действительно, это исторический факт: во время Вьетнамской войны три авианосца США пострадали как раз от эффекта домино — взрывов своих же самолетов на своем же борту. И вьетконговцы тут оказались не при чем.

Достаточно взрыва первого боеприпаса, как начинали детонировать следующие. И так по цепочке.

Найти и обезвредить первую кость

В таких случаях важно не упустить «первую упавшую кость». А это фактор достаточно загадочный. Потому что о нем не подозревают, да и поначалу военным было неясно, что конкретно запускает цепь взрывов боеприпасов. Вот как это случилось в третьей ситуации подобных ЧП.

Пожар на "Энтерпрайзе"U.S. Navy National Museum of Naval Aviation
Пожар на "Энтерпрайзе"U.S. Navy National Museum of Naval Aviation

В 1969 году на борту крупнейшего авианосца мира «Энтерпрайз» готовились выпустить истребители F-4 Fantom. Но когда техники подкатили пневматическое устройство запуска реактивного двигателя к одному из самолетов, то его пилот заметил, что выхлопная труба почему-то направлена на одну из ракет Zuni, которая располагалась под крылом. Летчик обратил на это внимание техников, но только отмахнулись от предупреждения. Предпринять что-либо еще глазастый военный не успел. Всех людей снесло взрывом сдетонировавшей ракеты.

Затем последовало 18 взрывов. Началось все с того, что из баков самолета и самой ракеты вытекло топливо, которое вспыхнуло. От огня взорвалась бомба на соседнем пилоне. Она пробила в палубе отверстие диаметром более 2 метров. Так горящее топливо попало на нижние палубы. Новый взрыв просто уничтожил пожарные шланги и системы пенотушения.

При этом оказался поврежденным стоящий по соседству летающий танкер. Так к пожару прибавилось еще несколько десятков тонн керосина. Затем взорвались три бомбы, которые лежали на тележке. Они пробили отверстие крупнее.

Лишь 4 часа спустя силами трех кораблей пожар был потушен. Lawrence T. Henderson, US Navy
Лишь 4 часа спустя силами трех кораблей пожар был потушен. Lawrence T. Henderson, US Navy

В итоге инцидента погибли 28 пилотов и моряков, ущерб составил 126 миллионов долларов. Другие авианосцы, на которых также взрывы возникли благодаря эффекту домино, пострадали сильнее. На «Орискани» ЧП произошло в 1966 году, а на «Форрестоле» — в 1967-м.

Но вот далее крупных происшествий не случалось. Военные научились находить ту самую «первую кость» и не давали ей «упасть».