1. Совершенствование, развитие заложено в человеческой природе - важно найти дело по душе, в котором захочется достигать совершенства...
2. Конкуренция - двигатель любого прогресса - хочешь побеждать и выигрывать, нужно быть реально крутым игроком... И так в любом деле.
КАК Я СДЕЛАЛСЯ ШАХМАТНЫМ МАЭСТРО?
Своим мнением и опытом делятся великие шахматисты.
(Журнал «Шахматы», 1926 г., Москва)
А. А. Алехин (1892-1946)
IV чемпион мира, широко известный атакующим и глубоким комбинационным стилем игры. Был непревзойденным мастером игры вслепую, многократно обновляя собственные достижения, лучшее из которых сеанс на 32 досках.
Сделаться шахматным маэстро меня заставило, во-первых, искание истины, во-вторых, стремление к борьбе. Еще маленьким мальчиком я почувствовал в себе шахматное дарование... внутреннее стремление, непреодолимое влечение к шахматам.
Посредством шахмат я воспитал свой характер.
...В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь сознав свои ошибки и недостатки. ЦЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И СМЫСЛ СЧАСТЬЯ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ДАТЬ МАКСИМУМ ТОГО, ЧТО ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ДАТЬ. И так я, так сказать, бессознательно почувствовал, что наибольших достижений я могу добиться именно в шахматах...
А. И. Нимцович (1886-1935)
Один из крупнейших теоретиков древней игры, автор фундаментальных трудов.
"Шахматы—зеркало жизни: нигде стремление к успеху— что я по существу чрезвычайно презираю—не проявляется и не процветает в такой степени, как в мире шахматистов. Таким образом с известным юмором я мог бы сказать: чтобы найти яркую мишень для сложившейся у меня с годами антипатии к человеческому обществу, я играю в шахматы; так я сделался маэстро."
Акиба Рубинштейн (1880-1961)
Польский шахматист, гроссмейстер, один из величайших шахматных стратегов
"Теорией шахмат я стал заниматься с 16-ти лет. Тогда я поехал в Лодзь, где жил известный маэстро Сальве. У него я усовершенствовался...
Я почувствовал склонность к шахматам и талант. ...
Меня привлекает эстетическое наслаждение. Красивая комбинация доставляет мне эстетическое наслаждение, приводит меня в лихорадочное состояние."
Рудольф Шпильман (1883-1942)
"Раньше я был купцом, но потом я убедился, что на этом поприще я не буду преуспевать, и постепенно я перешел к шахматам, которые сулили мне больше успеха.
Моя первоначальная профессия не давала мне удовлетворения, я почувствовал влечение к шахматам, ибо я надеялся в этой области на успехи (я разумею-под „успехом" победу над противниками), которые обещали мне удовлетворение.
К шахматам меня привлекает борьба. Тонкости интересуют меня меньше, — они для меня лишь средство для достижения цели, т.е. для выигрыша партии."
Проф. Милан Видмар (1885-1962).
"Шахматы привлекли меня еще в годы юности. В этом возрасте, если есть предрасположение к шахматам, радость успехов приходит сравнительно быстро. Эти маленькие успехи влекут к большим, молодой человек, так сказать, опьянен, — и вот атмосфера для достижения звания маэстро создалась.
В шахматах меня привлекает прежде всего борьба и красота, разносторонность комбинаций.
В шахматах я, так сказать, пережил жизнь в уменьшенном виде: борьба, успехи, разочарования, выдержка в трудных положениях, изучение неисчерпаемых возможностей, учет сил врага. В самом деле, я могу убежденно сказать, что шахматы оказали существенное влияние на достижение мною успехов в жизни: я научился в жизни преодолевать препятствия, с которыми в миниатюре встречался в шахматах."
...
Когда два гроссмейстера играют в шахматы, как часто они удивляются (...) неожиданному ходу своего противника?
Мнение. "Гроссмейстеры удивляются в каждой отдельной игре, если только они не разыгрывают ничью гроссмейстера ("ничья гроссмейстера" — это когда оба игрока не отклоняются от теории, т. е. они просто играют известные партии-ходы, которые приводят к ничье).
Встреча с неизвестной позицией во время игры — это неожиданный поворот, "сюрприз"... К примеру, когда обычно оборонительный игрок идет на атакующий ход...
А некоторые сюрпризы - нестандартные ("разрывающие шаблон") ходы, как гром среди ясного неба, совершенно шокируют, практически решая игру на месте..."
Михаил Таль, чемпион мира (1960 г.), в свое время известный своими блестяще творческими атакующими играми, так сказал о своем подходе:
“Вы должны увести своего противника в глубокий темный лес, где 2+2=5, а тропинка, ведущая наружу, достаточно широка только для одного”.
БОББИ ФИШЕР (1943-2008) — шахматный гений своего времени, гроссмейстер высшего уровня, виртуоз шахматной игры, интересная личность, необычная судьба… Обладая феноменальной памятью, он помнил все сыгранные и разобранные партии. У него были тысячи и тысячи разобранных, продуманных, разработанных схем в голове.
Непрерывными тренировками, совершенствованием стиля и постоянным обдумыванием ходов, он добился умения мгновенно принимать самые правильные решения.
"Он отшлифовал все свои грани исступленной работой, бесконечным анализом вариантов, напряженной работой во многих самых ответственных шахматных состязаниях.... Он в состоянии выиграть у самого сильного шахматиста…» (А. Котов, «Записки шахматиста»).
В 1996 году Фишер представил публике разработанные им «Случайные шахматы Фишера» (Fischerandom chess) — вариант шахмат, в которых правила игры обычны, но начальная расстановка фигур случайным образом выбирается из 960 вариантов (и, соответственно, изменён порядок рокировки).
Большое количество начальных позиций в этой игре делает бесполезным накопленный шахматной теорией массив глубоко изученных дебютов и «домашних заготовок», что заставляет игрока с первых ходов не играть по заученному шаблону, а всерьёз анализировать позицию и искать новый, где-то нестандартный ход.
ТОЖЕ САМОЕ И ДЛЯ НАШЕЙ РЕАЛЬНОСТИ, ДЛЯ НАШЕЙ ЖИЗНИ...
Для проработки эффективности в той или иной ситуации, мало иметь готовые шаблоны-сценарии-заготовки - важно научиться варьировать по этой ситуации, исходя из ее меняющихся условий.
См. ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
На продвинутых тренингах, этому, по большей мере, и учатся…
А наша жизнь похожа на игру в шахматы: делаешь правильные ходы - выигрываешь, делаешь не правильные - проигрываешь...