Германия длительное время после Первой мировой войны не имела возможности приступить к созданию танков из-за ограничений Версальского договора. В начале 1930-х гг. предпринимались первые попытки — как в самой Германии под видом сельскохозяйственной техники, так и на советской территории в кооперации со специалистами РККА. Когда пришедшие к власти нацисты отбросили версальские оковы, промышленность Рейха за рекордно короткие сроки вывела страну в число мировых танковых лидеров.
Еще до первых залпов Второй мировой в теоретических трудах Гейнца Гудериана и других военных была сформулирована концепция танкового блицкрига. С осени 1939 г. совершенствовалась структура танковых и моторизованных дивизий, налаживалось взаимодействие между сухопутными войсками и авиацией. Войска панцерваффе в Бельгии и Франции, вооруженные преимущественно легкими танками Pz II и средними Pz III ранних модификаций, разгромили французскую армию и ее британских союзников, где имелись лучше вооруженные и защищенные машины. В Северной Африке корпус генерала Роммеля при некоторой поддержке итальянцев успешно противостоял численно превосходящим силам Великобритании (с доминионами) и «Свободной Франции», пока к ним не примкнули американские танковые соединения.
В отличие от СССР, где с первого дня войны определяющим был лозунг «Все для фронта, все для Победы!», вермахт ступил на советскую землю с ограниченными танковыми силами и без массированной милитаризации промышленности. Широко использовались трофейные танки, включая чешские, причем Pz 38(t) продолжали выпускаться в захваченной Чехии. Неожиданно высокий уровень потерь, по сравнению с кампаниями на Западе и Юге Европы, вынудил форсировать работы по совершенствованию средних танков Pz III и Pz IV, а также запустить в производство тяжелых «Тигров» (Pz VI). С осени 1941 г. началось проектирование «Пантеры» — первой в мире боевой машины, претендовавшей на роль ОБТ. В начале 1943 г. доктор Геббельс объявил соотечественникам о начале тотальной войны — всеобщей милитаризации экономики, запоздавшей на два с половиной года. Благодаря выпуску танков Pz IV (модификации F2 и более поздних), «Тигров», «Пантер», а также мощных самоходных штурмовых орудий вермахт компенсировал жестокие потери зимы. Танковые дивизии панцерваффе и ваффен-СС получили, наконец, бронетехнику, основательно превосходящую по большинству параметров вооружение СССР и союзников по антигитлеровской коалиции. По некоторым показателям немецкие образцы сохраняли преимущество до самой капитуляции, в частности — по внутренней баллистике танковых пушек.
В июле 1943 г. обновленные бронетанковые силы Третьего рейха сыграли ключевую роль в стратегическом наступлении под Курском. Несмотря на общий неутешительный итог для Германии, в танковых сражениях немецкая техника проявила высокую эффективность. Только 12–13 июля в боях в районе Прохоровки 5-я гвардейская танковая армия СССР безвозвратно потеряла около 460 танков и САУ, преимущественно Т-34-76, в то время как потери противостоящего ей 2-го танкового корпуса СС были многократно меньше.
Ситуация изменилась к лету 1944 г., когда германская промышленность пострадала от массированных бомбардировок ВВС США и КВВС Великобритании, кроме того, лишилась поставок легирующих цветных металлов. Наиболее совершенные танки немецкое командование перебросило во Францию, опасаясь технического превосходства союзников. Половину танкового вооружения на Западном фронте составляли «Пантеры», здесь же произошел успешный дебют «Королевских тигров». Достойная боевая мощь немецких танковых войск, даже на финальном, глубоко проигрышном для нацистов этапе Второй мировой войны, свидетельствует о беспримерном подвиге Красной армии и союзных армий по антигитлеровской коалиции, сумевших вырвать победу. До последних дней существования Третьего рейха упорно продолжались работы по совершенствованию вооружений, разработке новых серий танков, повышению технологичности в производстве отработанных моделей. У германской бронетехники имелись и существенные минусы. Практически все немецкие танки отличались повышенным удельным давлением на грунт и худшей проходимостью по сравнению с советскими. Кроме того, большинство образцов оказались малопригодными к эксплуатации в условиях сильных морозов.
Наиболее сложные машины — танки Pz V и Pz VI — отличались трудоемкостью в обслуживании. И хотя до марта 1945 г. немецким техникам в среднем удавалось поддерживать в боевом состоянии 40–46 % машин, находившихся в частях на передовой, это достигалось неоправданно большими трудозатратами. Со второй половины 1944 г. заметно упало качество броневой защиты. Спустя 10 лет после тягчайшего поражения военно-промышленный комплекс ФРГ сумел оправиться. ОБТ «Леопард» и «Леопард-2» считаются одними из лучших танков стран НАТО.
Продолжение следует…
Понравилась статья – поставьте лайк.