С утра небо затянулось темными свинцовыми тучами. Как-то сразу вокруг все окрасилось в серый и мрачный цвет. Мелкий нудный дождь не заставил себя долго ждать. Дмитрий поежился, поднял воротник плаща и ускорил шаг к трамвайной остановке.
Людей на остановке было немало. Возможно, потому, что время приближалось уже к вечеру. Мужчина машинально осмотрелся по сторонам-мыслями он был где-то совсем далеко. Почти автоматически он вошел в салон подъехавшего красного трамвая и устроился на сиденье у окна, прислонив лоб к холодному стеклу.
Такие мрачные осенние дни наводили на него уныние и тоску. Он с трудом заставлял себя выйти куда-нибудь, даже если была в этом необходимость. Предпочитал отлеживаться на диване, укрывшись теплым пледом, и смотреть телевизор, иногда поглядывая на стекла окна, по которым разливались тонкими струйками капли дождя. Он бы мог так лежать целый день, если бы к нему не подходил с громким мяуканьем кот Персик, рыжий красавец с зелеными глазами. Усевшись на маленький коврик возле дивана, он выжидающе начинал поглядывать на Дмитрия. Смотрел он, молча, издавая через какой-то промежуток времени короткое мяуканье.
-Ну, пойдем, пойдем. Буду тебя кормить. Проголодался?-Спрашивал мужчина, без всякой охоты вставая со старенького поскрипывающего дивана.
Дмитрий с недавних пор стал жить один. Он сам не понял, как получилось, что они с женой перестали разговаривать друг с другом. После того, как не стало сына, каждый замкнулся в себе. Им не о чем стало говорить. Спали они в разных комнатах. По утрам, сталкиваясь друг с другом на кухне или в коридоре, не видели необходимости здороваться.
Предпочитали есть в одиночестве. Готовил каждый себе сам, когда вздумается. Бывало, Дмитрий приходил на кухню, почувствовав аромат только что приготовленного борща. Маша спрашивала его:
-Будешь?
Получив утвердительный ответ, наливала ему полную тарелку, ставила на стол и уходила в комнату сына, куда недавно перебралась.
Или, бывало, он готовил себе яичницу. Вернувшись из магазина, жена заходила на кухню, принюхивалась и говорила, что вкусно пахнет.
-Садись, дорогая, пообедаем.
Он ставил тарелку с приготовленной яичницей перед ней, а себе готовил другую. При этом они перебрасывались парой-другой дежурных слов. Потом снова долго не замечали друг друга.
В тот день была свадьба Вали, невесты их сына, которая жила в соседнем подъезде. После того, как разбился Олег, она три года ходила сама не своя, исхудавшая и почерневшая от горя.
Они были вместе с детского сада. А если быть точнее, что с того самого дня, когда их мамы стали гулять во дворе с колясками. Мамы или папы по очереди отводили их обоих в садик, а вечером оттуда кто-то один забирал их двоих. Вернувшись, у самого подъезда иногда они поднимали такой громкий рев, что родители вынуждены были отвести их обоих к себе, давая им возможность наиграться.
Потом вместе пошли в один класс и вместе закончили школу.
Был уже назначен день свадьбы. В тот злополучный день Валя отправилась с сестрой и подругой покупать свадебное платье. Олег возвращался с работы домой на мотоцикле. После накануне прошедшего проливного дождя вокруг были огромные лужи. Внезапно на дорогу выскочил парнишка, торопившийся на автобус, подъехавший к остановке на противоположной стороне дороги. Чтобы не задеть его, Олег свернул в сторону и влетел в фонарный столб.
Как прошли похороны, Дмитрий не помнит. В тот же вечер он оказался в больнице с инфарктом. После длительного лечения он вышел на свою работу, похудевший и поседевший, стараясь не замечать сочувствующих взглядов коллег.
Жена ходила по квартире, как тень, еле передвигая ноги. Она перебралась в комнату сына. Горе сломило их. Со временем они понемногу стали приходить в себя. Стали замечать, что за окном осень сменяет лето. Выходя на улицу, обращали внимание на смех маленьких детей, улыбки и радостные лица встречных людей.
За неделю до своей свадьбы к ним пришла Валя, с виноватым выражением на лице. Она попросила прощения у родителей своего погибшего жениха и поделилась известием, что скоро выходит замуж. Поговорив с ними и попив чаю, девушка ушла. После ее ухода боль вновь всколыхнулась в груди. Подавленный Дмитрий прилег на диван и провалился не то в сон, не то в воспоминания. Очнувшись, он услышал какие-то лающие звуки. В комнате сына сидела за столом в обнимку с его фотографией Маша и громко причитала.
Настал день свадьбы. С утра с улицы доносился шум подъезжавших машин. Затем послышались громкие крики:
-Валя! Валя!
Под окнами стояла кучка нарядных девушек. Дмитрий с женой украдкой смотрели из-за занавески на счастливую Валю в белом платье, вышедшую из подъезда под руку со своим женихом. Садясь в машину, девушка обернулась и посмотрела на их окна. Больше они ее не видели. После свадьбы она уехала с мужем куда-то на север.
На следующей неделе, вернувшись с работы, Дмитрий увидел чемодан, стоявший в коридоре.
-К нам кто-то приехал?-Спросил он жену, смотревшую в комнате телевизор.
-Нет, Дима, это я уезжаю.-Ответила она, не поворачивая головы.
-Почему? Я тебя чем-то обидел? Что случилось, Машенька?
-Мы стали с тобой чужими людьми друг другу. Я не могу здесь больше находиться, Дима. Прости, но хочу пожить какое-то время с мамой, она совсем плоха сейчас.
Дмитрий не нашелся, что ей ответить. Подойдя к окну, он долго стоял и смотрел, как возле детской площадки, смеясь, маленькие озорные девчушка и мальчишка бросали друг на друга охапки желтых кленовых листьев, лежавших вокруг них толстым желтым ковром. Они напомнили ему Олега и Валю, которые тоже любили бросаться листьями. Когда-то очень давно...
Так остался Дмитрий один. В первое время он очень страдал после отъезда жены, хотя при ней уже был одинок. Занятая своим горем и болью она ушла в себя, и места для него в ее сердце не осталось.
Позже он узнал, что мать Маши умерла. На кладбище он подошел к жене и ее сестре, когда все разошлись, и выразил им соболезнование. После поминок Дмитрий спросил, намерена ли жена вернуться домой, но услышал в ответ, что она хочет еще какое-то время остаться в квартире матери в пригороде. Там ей было легче, чем в городе, в который она возвращаться не хотела.
Дмитрий принял это известие спокойно. Он не был удивлен, в душе предчувствуя, что услышит такой ответ. Попрощавшись, мужчина уехал. С тех пор он был один, вот уже второй год. Жизнь его текла размеренно и спокойно.
Все эти воспоминания вдруг пронеслись в его голове. Мужчина заметил, что вагон трамвая плавно и спокойно двигался по рельсам. Однажды на его глазах в дождливую погоду вагон чуть не сошел с рельсов. А теперь он двигался с еле заметными рывками, скользя по мокрым рельсам.
Обратив внимание на водителя, Дмитрий увидел, что это была молодая женщина со светлыми волосами и глазами цвета неба. Она улыбалась, и улыбка всю дорогу не сходила с ее лица. Казалось, она улыбалась всем: пассажирам, встречным водителям-коллегам, обычным прохожим. Ничто не омрачало ее приятного личика: ни летевшие в медленном волшебном танце на рельсы желтые и красные листья, ни накрапывающий дождь. Пусть за окном ее трамвая ненастный день- у нее на сердце покой и умиротворение.
По утрам она наблюдала, как просыпается ее родной город, каждый человек, будь то пассажир или просто прохожий куда-то торопится, внося свою лепту в его оживленную жизнь.
На каждой остановке она словно пыталась вглядеться в лица стоявших там людей. Улыбалась каждому входящему в вагон человеку, будто желая уловить его настроение. Она видела в каждом знакомого и одаривала их своей улыбкой.
»Наверное, она очень счастлива. Только лицо счастливого человека может так светиться»,-подумал про себя Дмитрий, продолжая наблюдать за привлекательной женщиной.
Собираясь выйти на своей остановке, Дмитрий подошел к кабине водителя и постучал в стекло. Женщина приоткрыла дверцу.
-Спасибо вам за прекрасное умелое вождение и добрую улыбку!- Произнес Дмитрий.
В ответ молодая женщина улыбнулась своей очаровательной улыбкой ,приложила руку к груди и, слегка наклонив голову, проговорила в ответ:
-Благодарю!
« Милое голубоглазое создание!»-Подумал про себя Дмитрий, выходя из вагона.
Он обратил внимание на бейдж женщины и успел прочитать ее имя»Надежда». Какое прекрасное имя! Как и она сама.
Позже мужчина шел домой, уже не чувствуя противного моросившего дождя, капли которого попадали ему за воротник. Подходя к дому, он увидел свет в окне своей квартиры и огорченно проговорил:
-Как же так! Я забыл выключить свет! Это непорядок!
Открыв дверь в квартиру, он не успел войти в узкий коридор, как вдруг почувствовал аромат голубцов, которые очень любил, и давно уже не ел. Дмитрий подумал, что ему это мерещится.
Но тут из кухни вышла Маша, вытирая руки полотенцем.
-Здравствуй, Дима!
-Маша?
Дмитрий застыл на месте.
-Ты? Как? Ты приехала?
Жена подошла к нему и погладила рукой мокрый воротник плаща.
-Прости меня, Дима.
Сняв плащ и повесив его на вешалку, мужчина посмотрел на жену и выдохнул:
-Я рад… Рад, что ты вернулась домой. Вернулась ко мне…
Они обнялись и постояли так несколько минут.
Потом они ужинали вместе, позже пили чай и говорили, говорили... Им было, что рассказать друг другу.
Дмитрий поведал ей о водителе трамвая Надежде, которая своей лучистой улыбкой дарила людям хорошее настроение и надежду на счастье.
Распахни окна своей души навстречу солнцу, и оно зайдет в тебя лучами первой надежды.