Я не знаю, кто первый предположил, что картину «Золотая осень» Левитан написал с Сорокинского моста у озера Островно. Возможно, это был Н.А. Архангельский. В книге «История Удомельского района» (1993 г.) на с.121 он пишет: «И сейчас можно увидеть «Золотую осень» в натуре. Для этого надо пройти по дороге на Сорокино, остановиться на мосту через реку Съежу и посмотреть на юг, влево. Перед вами – натура «Золотой осени» с поправкой на 100 лет, в течение которых вырос лес и подступил уже к реке, деревья скрыли крыши деревни Очеп».
В машинописной рукописи «История деревень Удомельского района» в статье про Стрекалово https://of.putnik.ru/of/viewtopic.php?p=14546#p14546 он, правда, поправляется: «В 1895 г. великий И.И. Левитан с Сорокинского моста рисовал картину «Золотая осень». На заднем плане видны крыши домов. Это – Стрекалово».
Архангельский не видел космофото. Ракурс вида с Сорокинского моста вдоль оси реки направлен на юго-запад и уже даже поэтому ни Стрекалово, ни тем более ещё дальше расположенный Очеп, никак не могли попасть на задний план картины отсюда!
Тем более что севернее Стрекалово (Заречья) находятся очень высокие озовые холмы, покрытые сосновым лесом и они никак не позволили бы увидеть Стрекалово с Сорокинского моста, даже если бы вид был и прямой! Так что версия Архангельского была чисто умозрительной, когда сознание человека цепляется за одно-единственное совпадение и не замечает или игнорирует все не совпадающие факты.
Об освещении. Б.К. Виноградов, оспаривая предположение Архангельского, ещё в 2011г первый обратил внимание https://of.putnik.ru/of/viewtopic.php?p=381#p381 на то, что «… на картине – тени [идут] от зрителя (взгляд на север)». Позже https://of.putnik.ru/of/viewtopic.php?p=15678#p15678 он развил этот аргумент: «На картине видно, что художник смотрит на север, а солнце светит ему в спину (тени деревьев). У моста же, художник должен был бы смотреть на юг, т.е. против солнца».
Возражения оппонентов сводятся к тому, что Левитан, дескать, не фотограф, а художник, он «разворачивал освещение» (Подушков, https://of.putnik.ru/of/viewtopic.php?p=383#p383)
Да, художник – не фотограф, он может преобразовывать вид местности в своих картинах. «Монтажи» Левитана известны. Например, по этюдам к картине «Над вечным покоем» мы видим, как он заменил церковь, повысил «точку съёмки», добавил залив озера справа… Л.Балашова писала о монтаже картины "Вечерний звон" из двух этюдов.
Но значит ли это, что натура пейзажисту вообще не нужна? Зачем же Левитан ездил за натурой по миру? Что главное в его картинах?
Есть 4 контраргумента.
Первый – это название картины. У Левитана есть «топографические» названия (например, «Река Истра»), но в данном случае использовано не топографическое («Река Съежа»), а оценочное название («Золотая осень»). Этим он подчеркнул, что тут главное – не вид конкретного места, а настроение, передача образа осени, её буйства красок. То есть, передача увиденного в природе освещения, цвета и света! Поэтому объяснение про «разворот освещения» - это попытка оправдать свою ошибочную версию, когда важна не истина, а победа в споре.
Второй аргумент следует из первого: жёлтая листва берёз становится «золотой», «играет» цветом - только в солнечных лучах, а не в тени, не против солнца!
Третий аргумент становится очевиден только тогда, когда смотришь на юг с Сорокинского моста в конце сентября – начале октября, около полудня, в солнечный день, как на картине. Странно, что никто из сторонников версии «Сорокинского моста» за все эти годы этого так и не сделал, не проверил свою версию на практике. Вот фото, снятое с этого места в 13:30 29 сентября 2023 года, в ясную солнечную погоду.
Трудно не заметить, что отражающиеся в реке лучи солнца просто слепят зрителя! Мог ли художник этого не заметить? Проигнорировать? Мне кажется, ответ очевиден тому, кто не предвзят.
Могут возразить, что в «Золотой осени» есть лёгкие облака, поэтому блика солнечных лучей на картине могло и не быть. Хорошо, вот фото, снятое при лёгкой облачности, 14 октября 2022 года, в 14 часов. Солнечной дорожки – нет, но даже сквозь тучи солнце всё равно отражается в реке и слепит зрителя!
Также заметно и то, что освещение берёз вдали при взгляде против солнца - очень контрастное, контровое, вследствие чего они совершенно теряют свою «золотую» яркость и почти сливаются по тональности с тёмными елями и соснами.
А вот фотография, сделанная, в тот же день (14 октября, около 13 часов), но в противоположном направлении (с севера на юг), вблизи Доронино:
При том же самом освещении, но по солнцу, а не против него, такие же берёзы начинают светиться в солнечных лучах своей яркой жизнерадостной желтизной! Которая заметна даже не художнику, а и обычному человеку и передаёт ощущение праздника, радости, отражённое в названии картины «Золотая осень». Только догматик может это отрицать.
Четвёртый аргумент - свидетельство Анны Ивановны Турчаниновой, записанное художником В.К. Бялыницким - Бируля. Сопровождая гостя по усадьбе, она рассказала ему: "Однажды мы приплыли сюда летней ночью. Исаак Ильич задумал написать картину "Лилии в белую ночь", и ему нужно было видеть их в освещении белой ночи." Нужно было видеть! Фантазии недостаточно...
И как после этого можно утверждать, что Левитану освещение натуры было не важно? Что он вообще всё мог выдумать из головы, не выходя из своего кабинета? Оппоненты случайно не перепутали Левитана с каким-нибудь Дали или Пикассо?
О ширине реки и высоте точки «съёмки».
Съежа – не широкая река. Но при взгляде с любого моста она всегда будет выглядеть гораздо шире, чем изображена на картине «Золотая осень», просто по законам перспективы (смотри фото выше).
Хорошо, отойдём с Сорокинского моста чуть на восток, чтобы сузить вид на Съежу и чтоб она уходила вправо. Что видим?
Ширина реки на фото всё равно остаётся гораздо больше, чем на картине, ну и нет никакой высоты «точки съёмки». Что в пейзаже вообще есть от картины? Только дальний поворот реки влево и низина слева перед поворотом? Не маловато ли? Ну и ещё много чего не совпадает, если присмотреться…
Альтернативные варианты.
В июне 2020 года Б.К.Виноградов написал (https://of.putnik.ru/of/viewtopic.php?p=15678#p15678): «имеется место, лишённое этих противоречий. Такое место находится на левом (западном) берегу р.Съежи, напротив деревни Доронино. В конце XIX в. здесь находилась небольшая деревня Заречье (или Стрекалово) на высоком холме, с которого открывается вид вниз по реке Съеже в северном направлении, как и на картине».
Мне Виноградов рассказывал, что он установил, что в Стрекалово кроме крестьянских домов была в конце 19 века и небольшая усадебка Заречье, расположенная на холме, где жила одинокая хозяйка. И что с балкона этой усадебки Левитан и мог нарисовать свою «Золотую осень». Но, к сожалению, письменных цитат Виноградова об этой усадьбе я не нашёл и поэтому упоминаю его слова лишь для сохранения их в истории, но оставляю их под сомнением.
Некоторое время я водил своих экскурсантов на вершину холма в Стрекалово, где сохраняется яма под фундаментом исчезнувшего дома. Но постепенно вид со склона холма закрылся подросшим сосняком, а низина ближе к реке закрылась подросшим лиственным лесом и кустарником. И смысл ходить туда – исчез.
Может, поэтому и некоторые экскурсанты, прочитав версию Виноградова на нашем форуме, стали фотографироваться на Доронинском мосту (я видал эти фотографии в Интернете). Кстати, вид там тоже немного похож на картину. Поэтому сравним и его. (Все эти ракурсы отображены на космофото в начале статьи.)
Математический (статистический) анализ видов
Люди, утверждающие, что Левитан написал «Золотую осень» с Сорокинского моста, замечают только один-два топографических признака в картине: поворот реки влево на дальнем плане и, может, ещё низину слева вдали. Им этого – вполне достаточно для скороспелого вывода. Я же проанализировал элементы картины, сравнив их с тремя видами местности и выделил 12 элементов пейзажа. Получилась сравнительная таблица совпадений и не совпадений:
Во всех трёх «точках съёмки» есть по два совпадения с картиной: вдали река делает поворот влево и левый берег вдали – низкий. А далее совпадения различаются: у видов с моста у Доронино и у Сорокино есть лишь по 7 совпадений с картиной из 12 (58%). А вот у вида с холма в Стрекалово – 9 из 12 (75%).
Опознание места существенно затрудняется сейчас ещё и тем, что склон и вершина холма у Стрекалово (Заречья) в настоящее время густо поросли лесом и кустарником, которые закрывают вид на реку, а сама усадьба уже давно не существует и если художник рисовал с балкона её второго этажа (как предположил Виноградов), то мы с этой «точки съёмки» сегодня вообще не можем увидеть местность! (Об этом – ниже.)
Отсюда мой вывод: 100% идентичного пейзажа – сегодня нет, но более всего по элементам пейзажа совпадает с картиной вид именно со Стрекаловского холма на север. Как и предположил Виноградов.
О старой дороге из Горки в Доронино.
Нужно добавить, что Левитан видел долину Съежи у Доронино, проезжая по старой дороге из Горки в Доронино.
Современное ответвление на Сорокино от асфальта на Котлован было построено в советское время. Старый же просёлок в Горку шёл от Доронино и ещё сохранился как на карте Гугла, так и на местности:
На юге этот просёлок раздваивается: северный «рукав» спускается с холма в деревню, переходя в её улицу. Но улица эта возникла не ранее 1930-х годов (ибо её нет на карте РККА 1931 года), при этом дорога пересекает по мостику ручей. Поэтому полагаю, что это более поздний вариант дороги.
А во времена Левитана был только южный (или юго-западный) «рукав» дороги, который обходил этот ручей и низину (на космофото это длинная тёмная низина) западнее, спускаясь по склону длинного холма. И вот с этого места, чуть поднявшись с просёлка на холм, открывается красивый пейзаж на долину Съежи, напоминающий этюд Левитана «Осень. Долина реки»
Вот фото с наиболее близкого ракурса (прямо за рекой – Стрекаловский холм):
Внимательное сравнение фото с этюдом не позволяет мне сделать вывод, что этот этюд был написан здесь, но местность довольно похожа (такой же изгиб реки, справа два холма, поросшие соснами, вид с высоты).
Но раз старая дорога из Горки в Доронино проходила через склон этого холма, то Левитан видел Стрекалово (Заречье), расположенное напротив, на высоком холме в створе прямого участка реки, и мог заинтересоваться встречным видом оттуда на долину Съежи.
Заключение.
1) Пейзажа, полностью соответствующего картине «Золотая осень», на реке Съеже от истока до Котлована, не существует. Картина была создана с небольшим изменением вида первоначальной натуры.
2) Но по совокупности совпадений (главным из которых является солнечное освещение около полудня в конце сентября – начале октября), более всего соответствует картине вид на реку Съежу с холмов вблизи урочища Стрекалово.
3) Сделать фото с точки, максимально совпадающей с ракурсом картины, сегодня невозможно, как из-за исчезновения здания усадьбы (с балкона или веранды которой могли быть сделаны зарисовки), так и из-за зарастания поймы Съежи кустарником и деревьями, закрывающими виды со Стрекаловского холма.
Вот фото, сделанное мною со Стрекаловского холма (с фундамента) в апреле 2008 года:
«Точка съёмки» Левитана для картины «Золотая осень» должна была располагаться чуть левее (западнее), чтобы русло реки совпало с линией взгляда зрителя и холм вдали открылся бы не своим склоном (как на фото), а чуть правее, где в кадр попадают крыши строений окраины Доронино. Но сделать правильное фото с другой «точки съемки» сегодня – невозможно, из-за зарослей деревьев.
А вот вид со склона холма с точки чуть западнее (октябрь 2022 г.). Здесь следовало бы подняться чуть назад (повыше на холм) и правее, но тогда деревья на склоне и кустарник внизу полностью закрывают вид на реку и сделать фото на неё становится невозможно (и для этого-то кадра пришлось выпиливать небольшую просеку). То есть, глаз видит и узнаёт пейзаж, но фотоаппарат не может его передать.
Поэтому нельзя не согласиться с заключением Б.К. Виноградова: «стоит человеку покинуть эти места, как здесь быстро воцарится первозданное запустение: берега покроются непроходимыми кустами, уютные поляны зарастут крапивой и лесом, и красоты не будет. Можно сказать и так: «Золотая осень» - это рукотворный шедевр доронинских крестьян, гимн их неустанному труду и заботам».