«Вот пуля пролетела, и ага».
В его случае это была не пуля, шальной одиночный снаряд, разорвавшийся рядом с его служебной машиной. В ней тогда находилось пять человек, включая Ивана Черняховского. А вот поди же, осколок выбрал его.
Погибнуть ни в атаке, ни в обороне. Как будто сам дьявол вставил этот злополучный снаряд в ствол дальнобойного артиллерийского орудия и произвел выстрел.
Судьба. Уйти из жизни в самом расцвете сил. Тогда, когда долгожданная Победа уже ясно вырисовывалась на горизонте, и никто не сомневался, что она скоро наступит.
Но война — она же не разбирается в званиях. Погибали и рядовые, и офицеры, и генералы, и будущие маршалы.
Грустно… Он был самым молодым генералом армии. Боевым генералом, начав войну в звании полковника.
Документы на присвоении ему звания маршала Советского Союза уже лежали на столе Верховного главнокомандующего и, будьте уверены, были бы подписаны.
Но вот злой рок помешал. Сталин, узнав о гибели Ивана Черняховского, сказал тогда: «Опоздали… Никому еще маршальское звание посмертно не присваивали. А ведь он заслужил. Настоящий, подлинный маршал».
Никто из военных историков даже не сомневается, что и к высшему военному ордену «Победа» Иван Черняховский был бы представлен. В нашей истории кавалеров ордена было бы не шестнадцать, а семнадцать.
Хотя… Ведь был еще один талантливый военачальник, который погиб от рук бандеровцев в 1944 году. Николай Ватутин, на мой взгляд, также к маю 1945 года был бы и маршалом, и кавалером ордена «Победа».
За время службы Черняховского в рядах РККА в период с 1928 до июня 1941 года наградами его не баловали. В испанских событиях он не участвовал. Весной 39-го на Халхин-Голе, где состоялось первое крупное танковое сражение в истории Красной армии, танкист Черняховский не воевал. Советско-финская война 1939-1940 годов также обошла нашего героя стороной. Правда, есть достоверные сведения, что Иван Черняховский, будучи командиром легкого танкового полка, подавал рапорт об отправке его в действующую армию. Но пока прошение рассматривали, война уже закончилась.
Вот и получается, что настоящий порох Иван Данилович понюхал только в июне 1941 года. Его танковая дивизия с первых дней войны вела напряженные оборонительные бои.
1942 год
Первый свой орден Красного Знамени полковник Черняховский получил в январе 1942 года. Его 28-я танковая дивизия отличилась под Новгородом. Черняховцы дрались за каждый клочок земли, до последнего танка. Сам комдив тогда серьезно заболел. Слег с воспалением легких и долго восстанавливался после болезни.
В мае 42-го Черняховскому присвоили звание генерал-майора и вручили второй орден Красного Знамени. Он тогда командовал 241-й стрелковой дивизией в составе Северо-Западного фронта. Части дивизии принимали активное участие в окружении гитлеровских войск. 70-тысячная группировка противника варилась в так называемом «Демянском котле».
1943 год
В феврале 1943 года Иван Данилович был удостоен третьим орденом Красного Знамени. Чуть позже, в этом же месяце, его наградили полководческим орденом Суворова I степени и повысили в звании до генерал-лейтенанта. Черняховский тогда командовал 60-й армией.
Ордена он получил за освобождение Воронежа. В январе 1943 года столица Черноземья была полностью освобождена от фашистов. Благодарные воронежцы перевезли памятник великому полководцу из Литвы к себе в город. Сделали для него красивый мраморный постамент и установили на площади его имени.
Литовцам, видите ли, этот памятник доставлял неудобства. Ну что ж, благодарность — вещь не всегда вечная. А ведь именно он спас Вильнюс от разрушения. Для нас же он всегда будет героем и память о нем свята.
Осенью, в сентябре этого же года, Черняховского наградили вторым орденом Суворова I степени. Это за освобождение Чернигова.
А уже в октябре он стал Героем Советского Союза. Первая медаль «Золотая Звезда» и первый орден Ленина. Высокое звание полководец получил за формирование Днепра. В ходе боевых действий проявил героизм и отвагу.
1944 год
В январе 44-го Ивана Даниловича представили к ордену Богдана Хмельницкого I степени. Его 60-я армия тогда вела упорные бои на Киевском плацдарме, освобождая от гитлеровцев территории на житомирском направлении.
В марте 44-го Черняховский стал генерал-полковником. В апреле он уже командует войсками 3-го Белорусского фронта. В мае удостаивается третьим полководческим орденом Кутузова I степени, а в июне он уже генерал армии.
Лихо! Да? Назовите мне еще одного такого военачальника, что так быстро двигался вверх. Но ведь и было за что.
Вторую звезду Героя Иван Данилович получил в июле 1944 года. 3-й Белорусский фронт под его командованием успешно провел Белорусскую наступательную операцию. Вследствие этого наступления были освобождены Минск, а затем и Вильнюс.
А уже в августе 44-го артиллерийская бригада, входившая в состав 3-го Белорусского фронта, одна из первых начала обстреливать территорию Германии. Немецкие бюргеры на собственной шкуре почувствовали все «прелести», что испытывали советские люди на протяжении трех лет войны.
В ноябре 1944 года за успешно проведенную Гумбиннен-Гольдапскую операцию Иван Черняховский был награжден четвертым орденом Красного Знамени. В ходе этой операции войска 3-го Белорусского фронта, прорвав оборону немцев в нескольких местах, вступили в Восточную Пруссию. Это были первые шаги советских солдат на вражеской земле.
18 февраля 1945 года Иван Черняховский был смертельно ранен. Это произошло в районе польского города Мельзак (Пененжно).