Чувство юмора считается комплексной психологической способностью, наличие которой у человека часто коррелирует с высоким уровнем развития интеллекта. Понимание юмора, а уж тем более генерация шуток требуют наличия ряда хорошо развитых интеллектуальных умений и стратегий. В более общей рамке я бы распространил этот признак интеллекта вообще на всех профессионалов: и на инженеров, и на врачей, и на юристов, и на управленцев.
Автор: Александр Герасимов — член Высшего экспертного совета кафедры «Нейролингвистическое программирование» Академии социальных технологий, Мастер НЛП (M.A.NLP), Certified Trainer, консультант по организационному развитию.
Юмор уникален не только с точки зрения специфики необходимого уровня мышления, но ещё и тем, что он вызывает совершенно нестандартные эмоции, характерные для так называемого состояния «разрыва шаблона» — резкого выхода за рамки имеющегося у человека ожидания.
Хорошая шутка сначала создаёт в сознании слушателя некоторое ментальное напряжение, а потом через разрыв шаблона вызывает у него необычный коктейль чувств:
- лёгкий шок;
- удивление от нового ракурса рассмотрения ситуации;
- веселье от результата воздействия шутки;
- радость и удовлетворение от осознания и понимания шутки;
- и в конце концов — расслабляющую эмоциональную разрядку.
Все описанное великолепие протекает за какие-то секунды!
Юмор — это прекрасный инструмент для снятия напряжения
Согласитесь с тем, что время от времени мы ходим на комедийные фильмы и спектакли, на выступления комиков и стендаперов, на концерты юмористов и сатириков, смотрим юмористические передачи по ТВ и т.д. для уменьшения накопившегося стресса от социальной и экономической напряжённости.
У юмора, конечно, очень много возможностей для применения, но если говорить про его ситуативное использование, то он просто незаменим для тактической разрядки обстановки в сложных коммуникативных ситуациях. К примеру:
- ваш партнер по переговорам неожиданно «упёрся рогом» и начал нагнетать эмоции;
- ваш коллега вдруг начал терять уверенность перед началом своей презентации на общем совещании;
- ваши сотрудники вместо начала мозгового штурма принимаются спорить о процедуре его проведения;
- ваш сын немного струхнул перед входом в темную комнату;
- вашей дочери начинает казаться, что у неё не получится хорошо подготовиться к контрольной работе;
- ваша супруга начинает расстраиваться из-за неожиданно образовавшейся на дороге пробки;
- и ещё в тысячах подобных ситуаций своевременная несерьезная «шутка юмора» может оказать человеку серьезную моральную поддержку!
Надеюсь, вы заметили, что все эти примеры связаны, как минимум, одним общим элементом: казалось бы, беспричинной потерей человеком своего ресурсного состояния в процессе какой-либо деятельности.
Если ничего не предпринять в сложных коммуникативных ситуациях, описанных выше, то из-за потери ресурса люди вполне закономерно продолжат напрягаться и мандражировать. А в таком состоянии достижении целей значительно усложняется. Зато, сняв удачной шуткой эмоциональное напряжение и выведя человека из ступора, мы легко и непринуждённо возвращаем его в более комфортное и продуктивное состояние.
Обучение не должно быть скучным
Некоторым людям во время обучения «очень нравится» излишне напрягаться, стесняться и пугаться. Но только не в группе профессионального тренера, который может трансформировать страх студента в смелость, побудив его хорошей шуткой посмеяться над ситуацией и продолжить двигаться к достижению учебных целей!
Также полезно помнить, что обучение — это действительно серьезная работа, приводящая учеников к естественной усталости.
Внимательное восприятие новой информации и высокая ее концентрация постепенно утомят любого человека, и в процессе обычной лекции в университете, и в ходе технически навороченной презентации на тренинге. А если преподаватель ещё и монотонно что-то бубнит в сторону аудитории, не обращая внимание на обратную связь от студентов, то любой мозг попытается как можно быстрее перейти в «энергосберегающее состояние».
В настоящее время мы уже вынуждены практически непрерывно чему-то учиться, доучиваться и переучиваться. И сколько бы интерактива тренеры не добавляли в процесс обучения — все равно остаётся фаза передачи новых теоретических знаний.
Мое глубокое убеждение заключается в том, что хорошее обучение не должно быть скучным, оно должно быть максимально радостным и весёлым! Мои лучшие преподаватели могли так рассказывать теорию химии, физики, психологии или НЛП, что порой после лекции или тренинга у группы от смеха болел живот и совсем не болела голова, а знания усваивались максимально эффективно!
В данном случае юмор выступает как замечательное средство для снятия утомления, временного переключения внимания и создания атмосферы легкости в ходе обучения. А ещё одна крутая фишка обильного использования шуток в процессе тренинга заключается в том, что юмор вызывает яркие позитивные эмоции, повышающие эффективность запоминания новой информации.
Так сможет не каждый
По моим многолетним наблюдениям, искренне, раскрепощённо и по-доброму может шутить только самореализованный человек с адекватной самооценкой. А вот если у тренера или преподавателя с этим проблемы, то даже наличие у него интеллекта может превращать его юмор в «смежные сущности с негативным эмоциональным оттенком»: в насмешку, подтрунивание, сатиру или сарказм. Все они, наверное, могут быть уместны в подходящих контекстах, но точно не в ситуациях, когда человек и так уже потерял часть своего ресурса.
Чтобы в этом убедиться, просто пересмотрите ещё раз приведённый выше список «напряженных коммуникативных ситуаций», и мысленно представьте, что произойдет, если вместо «доброй шутки» применить по отношению к человеку насмешку или сарказм? Может это кого-то рассмешить? Скорее всего, да. Но одновременно, это может быть и жестоким по отношению к жертве насмешки.
К сожалению, некоторые начинающие (ещё не полностью уверенные в себе) тренеры, иногда неосознанно, используют любую возможность дополнительно возвыситься в группе за счёт ошибки, просчёта или неловкости кого-то из участников или коллег. Профессиональный тренер, по моему мнению, умеет принимать и свои слабости, и чужие.
За счёт своей личностной цельности такой специалист способен искренне поддержать другого человека в сложной ситуации, не пытаясь подзаработать на нем ещё немного «низкопробного социального капитала».
Чувство юмора и чувство собственной важности
Начинающему тренеру для получения кредита доверия от группы нужно как-то убедить её в своей компетентности и зрелости. Некоторые для этого зачем-то прибегают к использовании социальной маски «собственной важности». Видимо, они думают, что эта важность автоматически перенесется людьми с личности тренера на его учебный материал (хотя логичнее было бы обратное).
Вполне возможно, что придание себе дополнительной важности, манерной интеллектуальной недоступности, а также соблюдение показной дистанции между собой и участниками тренинга позволяют таким тренерам повысить свою стоимость? Этого я не знаю точно.
Но я знаю, что юмор и совместный смех эмоционально сближают людей, делая коммуникацию более демократичной и открытой! А это явно противоречит той дистанции, которую создают вокруг себя «демонстративно важные и многоуважаемые» люди.
«Разделяемый юмор» предполагает, что человек может шутить и смеяться не только над внешними поводами, но и над собой. А на это, опять же, способны только личностно зрелые люди.
Меня всегда поражало и продолжает восхищать то, насколько некоторые соавторы и ведущие мировые тренеры НЛП открыты и просты в коммуникации, насколько они естественны и конгруэнтны как на сцене, так и в обычном бытовом общении! Не буду утверждать, что доступность и открытость такие уж неотъемлемые признаки профессиональных тренеров, возможно, где-то существуют очень умные и профессиональные «Гуру», но лично я люблю учиться у первых, и мне в жизни несказанно везло именно на них!
Завершить хочу словами фронтмена группы «Scooter», Эйч Пи Бакстера: «It’s nice to be important, but more important to be nice!»