Найти тему

Жирные соседи Мюнхена

Оглавление

Можете вы назвать страну, в которой сделан снимок этого, когда-то белоснежного дома?

Когда-то это был рай цивилизации, избавление от тесноты послевоенного уплотненного размещения... Можете оставить в комментариях свои соображения, я же скажу, что такого добра хватало по всей Европе, а в пору Хрущева жилье его имени появилось и в нашей стране В свое время оно украсило разбитые в войну микрорайоны, разгрузило коммунальные квартиры, бараки и землянки советских городов. В наше время такое жилье вызывает тоску и зубную ломоту.

Подобные дома строились в благополучных ( с нашей точки зрения странах), и оно также порядком намозолило взгляды. Сегодня панельные дома обновляют, но их унылый вид для городов - полбеды.

Настоящая беда - "американская инфекция", то есть строительство бесчеловечных "человейников", в которых жизнь человека, подобна жизни букашки в бетонном аду.

-2

Германия пешком

В 2015 году вместе с друзьями из разных стран я прошагал пешком по дорогам Германии сотни километров, и обращал внимание на то, как выглядит нетуристическая страна. Аккуратно, с доверием к людям, комфортно. Например, на некоторых полях я видел сельхозпродукцию или цветы, красиво размещенные на столе. Рядом коробка для денег. На плакате указана цена. Можно взять и по-честному рассчитаться. Можно схитрить. Но никто из моих новых друзей не ловчил и не пользовался ситуацией. Для европейцев нормально поступать честно. Россияне, когда я рассказывал про эти столы честности, сразу спрашивали: может, там видеокамеры? Камер наблюдения, рядом не было. Все на полном доверии.

Я вспомнил, как в СССР, в пору детства (застал совсем немного, но застал) в автобусах и трамваях были кассы-копилки. Тоже с уважением к пассажирам. Кто-то платил, как надо. Но были же и мелкие ворята. Билет отрывали, а кидали сумму меньшую или вовсе не платили. Это был хороший эксперимент, вроде диалога с господом Богом, он тебе как бы говорит: никто не видит, как ты рассчитываешься, никто не знает, кроме тебя самого, так кто ты - честный человек или генетическая плесень? Решать тебе.

Недавно на выставке малоэтажного жилья в Москве (напомню, я Алексей Норкин - руководитель строительной компании "Атлант" из Краснодара, мы строим малоэтажные дома на юге России и в других регионах) увидел в буклете знакомые баварские места и обратил внимание на цены на недвижимость. За 8 лет, что я не был в Германии, цены подросли существенно. Появились и новые "фишки", о которых хочу вам рассказать сегодня на примере одного их мюнхенских районов с малоэтажной и коттеджной застройкой. Все это не для того, чтобы порадоваться за немцев, хотя я за них искренне рад, а для того, чтобы лучшее в отрасли взять на вооружение и использовать в развитии нашей любимой страны. И, что для меня особенно важно, внедрить это в ее пригородном и внутригородском индивидуальном строительстве.

SPECKGÜRTEL или беконные пригороды

Окрестности с человеческими домами - на одну семью, на две или 3-4 в Германии называют официально "подгородные окрестности", "пригородные ремни", "агломерационные пояса". Хотя чаще в разговоре мелькает острое словцо - Speckgürtel - "беконные пояса", места, где живут люди, поднакопившие финансовый жирок.

Намек на излишнее благополучие счастливчиков, имеющих личный дом в Германии, может создать у нас неверное впечатление, что это удовольствие доступно избранным (читайте продолжение завтра, я приведу цены на недвижимость и покажу типичные дома немецкого пригорода), но это не так. Немцы умеют работать с кошельками разной толщины. Кое-то специально перебирается в пригороды из центральной части города по причине приятной, низкой арендной платы.

Германия - страна большая, однако таких просторов, как в России, у нее нет. Все земли, ручьи, деревья там взяты на учет, сельские общины сопротивляются натиску города, но все-равно там идет ровно такой же процесс, как и у нас: персональная скупка земли в деревенском поселении, корпоративная покупка старых домов с последующей перестройкой, кто-то покупает (или строит) дом у крупного заказчика — лэнд-лорда. Так или иначе, многие города Германии, несмотря на дороговизну земли, как тесто из кастрюли, переваливаются за городскую черту и стремятся назад, к природе, к чистому воздуху, приятным ландшафтам.

Не исключение и Мюнхен.

Англоязычные туристы называют Мюнхен «Toytown» - город-игрушечка, а германцы прозвали его город «Millionendorf», что означает «деревня с миллионом людей». Эмблема города в виде молодого монашка указывает нам настоящее название, оно от слова Monh, что означает – монах.

Мюнхен изначальный - поселение кельтов, земли которых прибрала к рукам Римская империя. Но воинственные племена баварцев посягнули на собственность некогда самого могущественного владычества. Римляне позорно бежали, причем из разных колоний - время накаченных мускулов уходило, потихоньку их империя развалилась. Германцы напротив усиливали значение, и на отвоеванной земле они основали нынешнюю федеральную землю Германии - Баварию.
Эмблема Мюнхена - черный монашек в капюшоне, как показатель христианской добродетели жителей. В 746 году был возведен монастырь, получивший название Ад Мюнихен, а жители поголовно из язычников-друидов стали христианами.
Эмблема Мюнхена - черный монашек в капюшоне, как показатель христианской добродетели жителей. В 746 году был возведен монастырь, получивший название Ад Мюнихен, а жители поголовно из язычников-друидов стали христианами.

Город в своем нынешнем виде закладывался в виде епархии для утверждения и поддержания здесь христианских традиций. В 1158 году зафиксировано первое упоминание города в документе, подписанном в Аугсбурге. К этому времени Генрих Лев, герцог Саксонский и Баварский, построил мост через реку Изар рядом с поселением монахов-бенедиктинцев. Двадцать лет спустя в 1175 году Мюнхен официально получил статус города и был обнесён стеной.

И сегодня центр города находится в почти нетронутом временем виде. Площадь Мариенплац и на открытке, и в жизни имеют мало различий. Это трепетное отношение к истории, а не отсутствие возможностей преображения старых стен.

Центр города на открытке конца XIX века
Центр города на открытке конца XIX века

Туристам по душе эта щедрая на угощение и богатая достопримечательностями площадь. Нравятся легкие пути перемещения в соседние Чехию, Австрию. Визитеры знают, что здесь создают классные автомобили БМВ. Знатоки спорта обожают мюнхенский стадион. Мюнхен невозможно не любить: его Английский сад, пинакотеку, Немецкий музей, знаменитые замки вокруг Мюхена, и, конечно, знаменитые пивные рестораны на открытом воздухе. Бавария - это ведь еще и всемирно известный Октоберфест.

Так как в Краснодаре я живу рядом с Немецкой деревней - коттеджным городком и возникшей вокруг него малоэтажной инфраструктурой, то могу свидетельствовать: пивная традиция Октоберфеста перешагнула через границы Германии и уютно разместилась в России. Октябрь в разгаре, широкие праздники пива тоже. Бавария - родина хорошего пива и баварских сосисок.

Пивоварня Kuchlbaue
Пивоварня Kuchlbaue

В округе Мюнхена множество очаровательных мест, словно из сказок братьев Гримм.

Знаменитый старый город Обераммергау
Знаменитый старый город Обераммергау
Деревня Гармиш-Партенкирхене
Деревня Гармиш-Партенкирхене

И если вы уже насытились туристической информацией, добро пожаловать в мир нетуристической реальности Мюнхена.

-9

Проблемы пригородов Мюнхена

Можно сказать, что это проблема всех субурбий (пригородов, "беконных поясов") мира - добраться из своих уютных гнездышек в город с его инфраструктурой и рабочими местами утром и благополучно вернуться к ужину домой.

✔Американцы решают этот вопрос приближением к малоэтажным поселениям сети заправок с сетью кафе, магазинчиков для самого важного, развитием доставки.

✔Европейцы стараются вокруг субурбий развивать рабочие места.

✔Скандинавы упирают на экологические тропы до города и велодорожки.

✔Россияне...ох, по-моему ждут, как беременная десятиклассница, что само рассосется. В Москве, правда, проблему частично решает метро с новой сетью пригородного сообщения, а также развитием электропоездов. Но Москва - это отдельное государство. За пределами МКАДа жизнь другая. У нас в Краснодаре АД АДОВЫЙ - многочасовые пробки: и в самом городе, и на подъездах к нему, и особенно на шоссе, ведущих к крупным загородным поселениям - коттеджным кольцам вокруг города. Ведутся давно разговоры о строительстве метро, но, по-моему, уже все деньги израсходовали на пшик - бесконечные презентации не по делу и не о проблемах города, а про какую-то ерунду с фуникулерами.

👍Что сделали немцы?

Задачу поставили так: выяснить, где на сегодня сконцентрированы рабочие места. Я уже сказал выше, что "беконный пояс" - это загородная и пригородная жизнь не только богатых людей, но и тех, кто не тянет высокую арендную плату или покупку своего жилья в Мюнхене. Это вынуждает этих людей ежедневно возвращаться в город из своих уютных малоэтажных пригородов, куда они вроде бы перебрались экономии ради. Найти подходящую работу поблизости между тем жители не могут, особенно если это семейная пара и нужно сразу два рабочих места. Из всего это следует высокий трафик движения по всему Мюнхену.

Специалисты дорожного движения Мюнхена педантично подсчитали число людей, работающих в городе и выезжающих на работу за город. До человека!

-10

Уточню, что административно Мюнхен разделен на 25 районов (на карте они обозначаются не только названием, но и порядковым номером). Это значит, что из пригородов, а также из удаленных спальных районов горожане стремятся попасть в деловые и коммерческие центры города. Это приводит к пробкам, конечно.

-11

Куда едут почти все? В самую популярную часть Мюнхена — Альтштадт. Именно здесь, в Старом городе, находятся известнейшие его достопримечательности — площадь Мариенплатц со зданиями Новой и Старой ратуши, пивная Хофбройхаус, собор Святого Петра, Фрауенкирхе, Театинеркирхе, Азамкирхе, Мюнхенская резиденция, ​​церковь Святого Михаила, в которой покоится прах «сказочного короля» Людвига II. Это туристическая "Мекка" и множество рабочих мест для мюнхенцев. Представляете нагрузки на дороги?!

Сравниваю их ситуацию с нашей. Краснодар, вымахавший за какие-то 15 лет вдвое, ведет себя, как подросток-акселерат, на котором трещит одежда, которого мучают пубертатные гормональные проблемы роста да еще мутация голоса. Тяжелое время перестройки всего и сразу! Нам "посчастливилось" жить здесь в самые тяжелые места ломки организма. Хорошо хоть, в столице Кубани нет такого наплыва туристов, как в Мюнхене, и что некоторые районы Краснодара стали жить автономной жизнью. Передвигаться по городу по делам - значит терять полдня в пробках и делать одно дело из десяти.

Но ведь и Мюнхен столкнулся с проблемой роста города. Итак, там решили пересчитать всех, кто едет за работой. Посчитали потоки туристов. С помощью данных мобильной связи отследили самые напряженные участки в самое пиковое время...

...Думаю, вы уже ожидаете, что я напишу про строительство парковочных мест, про дублеры, про отладку дорожного движения, про перехваточные платформы... Это, конечно, тоже. Но главное было в другом.

✅Выделю несколько мер, впечатливших меня:

1. Закон обязателен для всех

Никаких эксклюзивных прав на парковку для руководства муниципалитета. Никаких особых условий для толстосумов. Нарушение правил дорожного движения, парковка в неположенном месте - штраф, а то и блокиратор на стекло или колеса. Когда я читаю новости об очередном оборзевшем мажоре-россиянине, чей багажник забит штрафными квитанциями, я поражаюсь: почему на них нет управы? Кто эти люди, которым все позволено? И почему мы все обреченно молчим по поводу правового неравенства? Нам сообщают, что у очередного нарушителя насчитали под сто неоплаченных штрафов, а они продолжают ездить. У них отнимают права - они едут без прав. И все сходит с рук. Немцы навели порядок в главном: нельзя - это нельзя всем, а можно - это можно всем. Причем, если закон игнорирует кто-то из власти, то последствия могут быть более жёсткими, чем для обычного гражданина, так как нарушение замечает пресса, блогеры, а это может сломать карьеру.

2. Камеры фиксации нарушений в помощь

Для Краснодара, к сожалению, норма - движение на красный свет, разворот на двойной сплошной, езда по обочинам. Но едва общественность с нормальными мозгами начинает критиковать такую позорную ситуацию, как вторая половина, привыкшая нарушать, начинает хайп на тему "нам так удобно". Это дурацкие "вечевые" перепалки, но где же закон? Его нет. Он у нас работает хорошо, похоже, только в качестве политической дубинки.

Надо выписывать штрафы автоматическим образом, без участия человека (где человек, там искушение "договориться" и подмаслить - то есть, коррупция). Если штрафы не оплачены по уважительной причине месяц - ставить авто на штрафстоянки. Забирать со штрафстоянки можно только в автоматическом режиме - появились сведения в общей государственной системе об оплате - бери, нет - иди отрабатывай свое хамство.

3. Развитие велосипедного движения

Что делает мэрия Краснодара в развитии велодвижения? Пускает пыль в глаза. На части дорожек, проложенных в парках, наносится разметка, что это велодорожки, тем самым отнимаются прогулочные зоны у пешеходов. А надо строить нормальные велодороги не с целью прогулок (хотя это не возбраняется), а как альтернативу автодвижению. Дороги объединять в сеть, при этом первостепенны не парковые велодорожки, а дороги параллельно Ростовскому шоссе, до Немецкой деревни, до Северного поселка, до хутора Ленина, до Елизаветки и так далее во все стороны.

Но что юг многострадальный... Даже в Москве по состоянию на 2009 год имелось всего 9 км велосипедных дорожек (сегодня - 230 км, но и это отрывистые парковые отрезки для прогулок). Москва в конце 90-х помирала в пробках, в нулевых научилась жить в пробках, и только в 10-х года стала, наконец, "расшивать" пробки. Водители, транспортники, урбанисты во все колокола били: грядет автомобильный бум! И мы все свидетели тому, как за неполных 20 лет с 1995 г по олимпиадный 2014 г общее количество личных автомобилей в стране увеличилось втрое с 13,5 до 40 миллионов. А дороги все те же самые...

В Краснодаре на 1 июля 2020 года на 1 тыс. жителей приходилось 347 легковых автомобилей. Среди 20 крупнейших городов России Краснодар занял первое место по обеспеченности легковыми автомобилями. При населении 1,02 млн человек парк составил 355 тыс. единиц. Это статистика, но мы-то знаем, что порядка 500 тыс человек живут в городе без официальной регистрации, порядка 150 тыс приезжают сюда с коммерческими целями, и их семьи при этом имеют не по одному авто. Добавим до 15 млн отдыхающих, из которых 15-20% приезжают на своих машинах. Понимаете, какая это нагрузка на дороги, которые делались при царе Горохе для неспешной езды сотен машин?

Мюнхенцы работали на опережение. Они предвидели зависимость живущих в пригородах и удаленных от центра районах от автомобилей, они понимали, что число автотранспорта будет только расти, и потому заблаговременно подготовили макроскопическую модель (то есть с учетом общественного, моторизированного, а также грузового видов транспорта) велосипедного движения, позволяющую рассчитывать изменения в спросе на велосипедные перемещения в зависимости от различных параметров. На основе существующей улично-дорожной сети для автомобилей была смоделирована комплексная велосипедная инфраструктура, охватывающая как сам Мюнхен, так и его окрестности. Далее были разработаны сценарии "сопротивления" (так "езда в едином потоке с моторизованными транспортными средствами" будет увеличивать сопротивление для такого маршрута, а "поездка через парк по выделенной велодорожке" - наоборот, уменьшать), кроме того были учтены загрузки изменений во времени в связи градостроительным и транспортным развитием.

Иными словами, в Мюнхене велосипед стали рассматривать как полноценную альтернативу моторизованному транспорту. Для этого дорожки потребовалось: 1. Рассчитать логистически правильные маршруты 2. Построить велодорожки. 3. Связать их в единую велотранспортную сеть.

И вот первые результаты, до 42 % сообщений в Мюнхене ежедневно совершается на велосипеде или пешком. Это ободряющие данные, подстегивающие и нас решать проблему снижения автодорожной нагрузки на город с помощью разного типа велосипедов - с электродвигателем, с тележками для закупа продуктов, прогулочных, крытых от непогоды и проч. Ведь в то время как моторизированный транспорт двигается по традиционным магистралям, велосипед может гибко "зарулить" в парк, проехать дворами, то есть для велосипедов возможно создать свою сеть дорог, не дублирующую автомобильные, но позволяющую быстро добраться до любого места в городе.

По данным за апрель 2020 г. - второго месяца локдауна в Германии, продажи велосипедов и спортивного инвентаря за месяц выросли на 12,5 %. Но даже в доковидные времена продажи велосипедов стабильно росли примерно на 10 % в год,  а электровелосипедов и вовсе за 2018-2019 годы выросли на 30 %. Судя по данным, количество велосипедного трафика будет неуклонно расти с течением времени.
Распределение плотности суточного велосипедного трафика Мюнхена.
Распределение плотности суточного велосипедного трафика Мюнхена.

4. Развитие метро, городской железной дороги, водных видов транспорта

Посмотрим на транспортное сообщение (кроме автомобильного и велосипедного) в 24 округе — Фельдмохинг-Хазенбергль (Feldmoching-Hasenbergl). Это один из самых крупных районов Мюнхена, расположенный на окраине. Он малоэтажный, застроенный большим количеством частных домов. Но место совершенно очаровательное - там есть природный заповедник Schwarzhölzl, где патутся благородные олени; есть там также два озера — Фазанеризее и Лерхенауэрзее. Так вот сюда протянута есть линия метро U2 и городская железная дорога ​​S1. И это важно не только для движения в центр города, но и для движения из центра в 24 округ. Дело в том, что водоемы там с чистой водой, отлично оборудованными пляжными зонами, местами для пикников, кафе. В Фельдмохинг-Хазенбергле размещен популярный клуб гребли на каноэ. И все это еще и рабочие места, оставляющие жителей района в своей локации.

Район Фельдмохинг-Хазенбергль
Район Фельдмохинг-Хазенбергль

5. Строительство виадуков и сети новых железнодорожных переездов

Простите, я снова о своем, наболевшем.

Краснодар перерезает невыгодно железная дорога. Из-за этого много нерациональных маршрутов и пробок. Некоторые жители города уповают на то, чтобы перенести полотно за пределы города. Но все крупные города - Москва, Петербург, Екатеринбург, Казань, Уфа легко переживают это невеликую проблему для движения и великое удобство для железнодорожных пассажиров. Строительство ж/д переездов и помещение ж/д дорог в тоннельные каркасы расшивает эту проблему.

Мюнхенцы рассмотрели популярные направления движения, которые можно было бы спрямить через пути, и наметили строительство сети переездов. Между переездами строят также рациональные новые дороги. Так для соединения нового района Фрайхам с Альт-Обингом будет выстроена новая дорога между железнодорожным переездом на Гермерингер-Вег и Вильденротер-штрассе. Сегодня это местечко выглядит сонным и провинциальным. С развитием дорог оживет жизнь: сервисы, торговля, кафе, детские центры и пр. уже в планах на развитие.

Вильденротерштрассе
Вильденротерштрассе

Велосипедный опыт Мюнхена взяли на вооружения российские города, в Серпухове, например, построена сеть альтернативных дорог и работа в этом направлении продолжается. Мюнхен не устает работать с проблемой...

-15

Но до оптимального состояния даже в городе, где проблемой занимаются всерьез, еще далеко. Это приводит к курьезам. Так легендой антипробочного движения немецкого города стал здоровяк Беньямин Дэвид. Его настолько угнетали пробки, что он стал переплывать каждое утро реву Изар, которая разрезает город на две части. У него есть водонепроницаемый рюкзак, куда он кладет вещи, сам облачается в гидрокостюм, если вода слишком холодная, и добирается до работы кролем.

Пивной ресторан, в котором работает Беньямин расположен в 2 км ниже по течению от его дома. На автобусе он ехал порядка часа, вплавь - не больше 20 минут. Зимой он возвращается на нелюбимый маршрут, но уже в марте вместе с перелетными утками пересекает Изар.

Присмотрел эту причуду он в Базеле. Там таких людей, которых достали пробки, и которые за здоровый образ жизни, сотни!

-17