Найти тему
дневник ролевика

Какие наконечники стрел были у сибиряков, но не было у русских?

Наконечники стрел сами по себе могут служить основой для крупного и интересного, с моей точки зрения, исследования, поскольку по ним можно судить о производственной базе, торговых отношениях, а самое главное - об охотничьей и военной специфике, традициях и возможностях того народа, который их использует. Потому что наконечник стрелы, за редким исключением вроде церемониально-подарочных, самих по себе являющихся предметами искусства (вроде фигурных наконечников-янонэ - модных подарков в Японии периода Эдо) - это предмет утилитарный, несущий сугубо практический смысл. До того, чтоб использовать его чисто для церемоний, подарков и вообще "для красоты", нужно еще дорасти морально и социально...))

Японский фигурный наконечник стрелы-янонэ. Ценный и дорогой подарок времен сегуната Токугава.
Японский фигурный наконечник стрелы-янонэ. Ценный и дорогой подарок времен сегуната Токугава.

Но выше, как уже говорились, исключение, приведенное в качестве примера чисто фигурных, но никоим образом не функциональных наконечников. Сейчас же я хочу показать вам некоторые вполне утилитарные наконечники стрел, применявшиеся воинами Западной Сибири еще в Позднем Средневековье, практически до XVII века. Такими они вполне могли метить в казаков, стрельцов и прочих "служилых людей", приходивших из-за Камня...)

Особенная "фишка" этих наконечников - та, что у русских никогда не было даже их аналогов. Похожие по функциональности были - в широком смысле это все либо срезни, либо "бронебойки", а вот именно таких никогда не было )
Так, например, у наших предков за все годы более чем активного использования лука в бою и на охоте совершенно отсутствовал вот такой тип наконечников:

Селькупские наконечники XVII века
Селькупские наконечники XVII века

Это наконечники, являющие собой сочетание уплощенного ромбовидного "тела", резко переходящего в длинное граненое бронебойное "острие". По-селькупски они назывались пырнь-ол - "острая головка". Большая часть из пырнь-ол - обычные бронебойные стрелы, но некоторые сохраняют показанный выше атавизм - расширение у черенка. Оное расширение сильно снижает боевые качества стрелы, ибо служит упором, не позволяющим игольчатой боевой части войти слишком глубоко, но...

Традиция-с. На определенной стадии развития каждого народа для него становятся очень важны традиции. "Как предки делали, так и мы будем". Предки делали наконечник с расширением в средней части - и мы будем.

Предположительно (хотя и не доказано), что данные наконечники стрел развились из вот таких:

-3

Это кунжутолистные плоские наконечники, очень распространенные в Азии вообще. В Восточной Европе в Средневековье тоже встречались. Функционально это - убойная вещь для стрельбы по противнику, защищенному самое большее стеганым халатом. Кровотечение будет - не остановишь...

Едем далее. Вот еще любопытные селькупские "бронебойки" того же XVII века, из этнографических коллекций:

-4

Родились из простеньких охотничьих двушипных наконечников. Эти выглядят значительно более опасными. Бронебойное острие, совсем незначительное расширение у начала черешка - и обращенные назад шипы.

Такого сочетания граненого пера с охотничьими шипами, делающими невозможным извлечение стрелы из раны (разве что ножом вырезать) у русских тоже не было. Просто бронебойные наконечники стрел были, хоть завались. Просто охотничьи двушипные тоже были в должном количестве. А вот в таком сочетании, такой "боевой компоновки" - не было.

По-селькупски такие назывались кезынго - "бронебойная стрела".

Ну и наконец... У русских совершенно не были известны вот такие чудовища:

-5

Это - специфическая вариация развильчатых срезней, по-селькупски - аттель-тищще. Интерес заключается в наличии у сих образцов шипов, обращенных назад, у некоторых - так даже очень длинных, почти доходящих до конца черешка (который здесь, кстати, всегда очень короткий).

Обычно историками, археологами, оружиеведами считается, что развильчатые срезни использовались преимущественно при охоте на птиц. Однако их (даже простые, без шипов) нередко находили в курганах знатных воинов, дружинников и батыров. С одной стороны, это само по себе не аргумент - охота на птиц во всей Евразии считалась традиционным развлечением знати (в свободное время от войны).

С другой - в эпосе упомянутых селькупов и некоторых других таежных народов Западной Сибири говорится, что богатыри "стреляют во врагов гусиными стрелами, утиными стрелами". Может, имелось в виду оперение из упомянутых птиц - а может, и "целевые" наконечники, слегка доработанные...)

Кстати, у означенных аборигенов тайги культовые, ритуальные стрелы, конечно, были - но среди обычных никак не выделялись. В отличие от, например, японцев примерно того же времени. Таежный батыр, желая принести стрелу в жертву божеству, просто выдергивал из рабочего колчана первую попавшуюся. Более того, когда в регионе распространилось огнестрельное оружие - в жертву начали приносить просто дробь. Обычную дробь.

У сибирских народов это просто. Вот стоит священное дерево. Всяк, кто мимо едет, либо монету под корни бросит, либо ленточку на ветку повяжет, либо стрелу положит, либо еще что-нибудь такое. И дальше поедет. Вся ритуалистика очень проста.

Там деревьев таких много, на каждое специальную стрелу делать - задолбаешься...))

Источники:

1. А. И. Соловьев, "Военное дело коренного населения Западной Сибири эпохи Средневековья", под рецензированием Худякова.

2. А. Ф. Медведев, "Ручное метательное оружие. Лук и стрелы, самострел".