Растут как грибы в аномальной радиоактивной зоне... Справедливое сравнение происходящего сейчас на топливном рынке. Всё, что мы наблюдаем с ценами на топливо, определённо войдёт в историю. Как это выглядит глазами людей, непосредственно связанных с топливной сферой, как объясняют происходящее владельцы бизнеса АЗС, – Benza погрузилась в тему, чтобы поделиться своим мнением.
Для купирования топливного кризиса власти решились на такие шаги, как запрет экспорта топлива, а также готовы пересмотреть свое прежнее решение по сокращению топливных субсидий к середине октября. К тому моменту оптовые цены на бензин и дизтопливо вдвое превысили показатели начала года, а розничные цены росли существенно выше инфляции.
Почему уже три месяца дорожает бензин, мы спросили директора розничной сети АЗС в Оренбурге. Сеть работает с оборудованием Benza, на некоторых пунктах АЗС установлены контейнерные заправочные станции. Дамир Фахрутдинов рассказал, почему уже три месяца дорожает бензин. По его словам, сегодня заправки работают в убыток из-за роста закупочных цен.
– На сегодняшний день те компании, через которые проходит закуп топлива, предлагают нам АИ-92 по цене 60 рублей, а дизтопливо по 70. Когда идет подъем цен на АЗС – это означает, что произошел рост закупочных цен. С чем он связан, мы не в курсе. К сожалению, на этот вопрос нам никто не может ответить. Это продолжается уже на протяжении трех месяцев, – пояснил Фахрутдинов.
Также директор сети АЗС рассказал, что федеральные компании собираются повышать цены, и, если ничего не изменится, то водителям, возможно, придется платить по 60 рублей за литр топлива.
– Дело в том, что продажи топлива на бирже идут в больших объемах. Сейчас наблюдается соответственно сумасшедший дефицит на внутреннем рынке. Заправки просто повесят пистолеты. Топлива осталось совсем немного. Помимо того, что оно дорогое, так его еще и невозможно купить практически. Что мы видим на бирже: торги должны идти два часа. А они проходят за 4 секунды. Мы не успеваем, например, уже десятый день подряд купить топливо. Все объемы продаются в огромном количестве. Куда-то эти отгрузки уходят. По неофициальной информации, уходит топливо на экспорт. На сегодняшний день мы работаем в убыток, – поделился Фахрутдинов.
Причин происходящего может быть несколько. Вернее, они в совокупности и создали ситуацию, которую мы имеем в стране.
Отмена компенсации низкой цены
В Минэнерго причиной кризиса называют рыночную конъюнктуру. Информационное агенство Au92 видит триггером решение Минфина сократить демпферные выплаты НПЗ. Эти выплаты представляют собой субсидии за поставки топлива на внутренний рынок по ценам более низким, чем равнодоходная цена экспорта (экспортная альтернатива).
Решение концептуально принималось в апреле на фоне проблем с наполнением бюджета, однако реально вступило в силу с сентября. Тогда за счет ослабления рубля и роста цен на нефть бюджетные проблемы и так решились, а рынок нефтепродуктов остался незащищенным.
Туризм стимулировал спрос
Кроме того, рынок в 2023 году ожидал затяжных ремонтов НПЗ из-за того, что ЕС в прошлом году ввел санкции на поставку оборудования и технологий. Наконец, спрос на топливо этим летом, видимо, вырос на фоне активизации внутреннего туризма и перевозок в новые регионы. Так, в «Евротрансе» (управляет АЗС «Трасса») отмечают рост потребления бензина к 2022 году: «В целом на рынке европейской части России объем продаж вырос на несколько процентов».
Совокупность этих факторов привела к тому, что на протяжении последних месяцев стоимость топлива на бирже непрерывно росла и достигла исторического пика в сентябре: 70 тыс. руб. за тонну АИ-92 и 76 тыс. руб. за тонну АИ-95.
Рынок остудился
Запрет на экспорт бензина и дизтоплива очень быстро привел к снижению биржевых котировок примерно на 20%. Уже к началу октября стало понятно, что НПЗ европейской части страны грозит скорое затоваривание по дизтопливу, поскольку хранилища «Транснефти» были практически заполнены. Над отраслью нависла угроза сокращения переработки. Тогда 6 октября правительство сняло ограничения на экспорт дизтоплива, но только по трубопроводам. Для бензина ограничения сохранились, и когда они будут сняты, неясно. Власти также заявили, что готовы пересмотреть свое прежнее решение по сокращению топливных субсидий. Все эти события к середине октября остудили топливный рынок. Оптовые цены снижаются, розничные – стабилизируются, а маржа АЗС может выйти в плюс в ближайшие недели.
Таким образом, ситуация на топливном рынке сейчас не только непредсказуемая, но и плохо контролируемая. Водители оказались заложниками положения и продолжают заправляться по ценам, которые выставляют на табло заправки. АЗС не ушли в убыток и вряд ли уйдут, но переживают не лучшие времена. Все затаились в ожидании перемен...